«Представление «Гамлета» в селе Нижняя Мрдуша»
Последние дни осени подарили любителям театрального искусства нашего города яркое и запоминающееся событие – премьеру спектакля Русского театра драмы и комедии КЧР «Представление «Гамлета» в селе Нижняя Мрдуша». Могу сказать, что постановку такого масштабного и зрелищного спектакля на грант Главы КЧР в области театрального искусства, бесспорно, можно назвать событием в жизни провинциального театра. Высокое признание заслуг всегда необходимо оправдать. Поэтому задолго до открытия театрального сезона весь актерский состав Русского театра во главе с режиссером-постановщиком взялся за эту серьезную работу.
На вопросы журналистов, почему была выбрана такая необычная пьеса мало кому знакомого хорватского драматурга Иво Брешана, директор театра Хасан Биджиев (он же режиссер-постановщик) ответил: «К выбору репертуара я всегда подхожу с особым вниманием. Написанная в 70-е годы прошлого столетия, пьеса «Представление «Гамлета»…» привлекла меня своим современным взглядом на культуру в целом и на отношение к театру в частности. Последние дни осени подарили любителям театрального искусства нашего города яркое и запоминающееся событие – премьеру спектакля Русского театра драмы и комедии КЧР «Представление «Гамлета» в селе Нижняя Мрдуша». Могу сказать, что постановку такого масштабного и зрелищного спектакля на грант Главы КЧР в области театрального искусства, бесспорно, можно назвать событием в жизни провинциального театра. Высокое признание заслуг всегда необходимо оправдать. Поэтому задолго до открытия театрального сезона весь актерский состав Русского театра во главе с режиссером-постановщиком взялся за эту серьезную работу.
На вопросы журналистов, почему была выбрана такая необычная пьеса мало кому знакомого хорватского драматурга Иво Брешана, директор театра Хасан Биджиев (он же режиссер-постановщик) ответил: «К выбору репертуара я всегда подхожу с особым вниманием. Написанная в 70-е годы прошлого столетия, пьеса «Представление «Гамлета»…» привлекла меня своим современным взглядом на культуру в целом и на отношение к театру в частности. Представьте себе послевоенную Югославию с разрушенными городами и селами, с обнищавшим и глубоко необразованным населением, но руководимую правителями, стремящимися за один год любой ценой построить в стране социализм. А какой же социализм без культуры? Вот и решил управляющий села Нижняя Мрдуша Букара выслужиться перед вышестоящим начальством и создать в селе свой театр, а играть заставить колхозников, которые писать и читать толком не научились, не говоря уже о том, чтобы знать творчество классиков мировой литературы. Ну, слышал местный торговец вином о каком-то «…Амлете, который, клянусь, всех заколол к концу представления, всех врагов социализма уничтожил за то, что они убили его передового отца-короля». Единственный мало-мальски образованный на все село учитель Андра (в исполнении заслуженного артиста КЧР В. Вартанова) попытался вмешаться в ход собрания и робко возразил управляющему, что, мол, не осилить сельским талантам Шекспира, тем более «Гамлета». За что и получил потом… «важное партийное поручение» переделать пьесу этого «политически неграмотного английского буржуа» на современный лад и поставить в местном клубе. Если вас заинтересовал сюжет, и вы захотите узнать, что из этого получилось, обязательно приходите на спектакль».
Русский театр драмы и комедии приятно удивляет зрителей каждой своей постановкой. Не стал исключением и этот премьерный показ. Действие пьесы разворачивается не только на сцене, но и в самом зрительном зале. Рядом с нами расположились актеры – жители этой самой Нижней Мрдуши. Живой эффект присутствия в гуще происходящих событий. Прямо из зала раздаются гневные возгласы селян, которых оторвали от важных дел ради какого-то представления: «Трактор давай, деньги за работу давай!» Но на сцене – важное и строгое начальство, сам управляющий прибыл «сеять культуру в массы». Поэтому и попритихли смутьяны, когда слово взял Букара. К слову сказать, на главную роль в своем спектакле режиссер пригласил народного артиста РФ, КЧР, всеми любимого актера Карачаевского театра А. Акбаева. Игра мастера – только так можно охарактеризовать работу исполнителя роли управляющего в спектакле. Под стать ей смотрелась эмоциональная игра и других актеров: О. Кибирева, Ш. Алиева, И. Бостанова и Р. Темерязева. По силе темперамента и актерского мастерства они ни в чем не уступают маститым столичным знаменитостям. В зале не умолкал смех зрителей, когда «мрдушевские актеры» репетировали шекспировскую трагедию, переписанную запуганным учителем «понятным и доступным всем трудящимся социалистическим языком».
Особый колорит пьесе придал танцевальный коллектив «Глория», гармонично вплетая хорватские народные танцы в канву спектакля.
Как и ожидалось, преданный театральный зритель не был разочарован, посмотрев «Представление «Гамлета»…». Блестяще разыгранный трагифарс, раскрывший нам в очередной раз трагедию любой нации, которая верит в пафосные призывы и заоблачные обещания бездарных правителей и предпочитает безропотно подчиняться любому приказу, нежели отстаивать свою точку зрения.
Режиссерская задумка и великолепная совместная работа актеров Русского и Карачаевского театров принесла заслуженный успех этой непростой пьесе, нацеленной на изображение нашей действительности, в которой, к сожалению, все еще встречаются грубость, алчность, невежество и примитивизм. А еще… почти каждая сцена спектакля убеждала нас, зрителей, в том, что каждый в жизни должен заниматься тем, что лучше всего умеет. Земледелец – пахать землю, учитель – учить, режиссер – снимать кино и ставить спектакли.
Очень сложно охарактеризовать всю многоплановость этого драматического произведения, в котором гармонично переплелись несколько сюжетных линий: любовь и предательство, человечность и жестокость, граничащая с безумством. И когда в заключительной сцене спектакля колонны Дома культуры, где разворачивается по сути все происходящее, вдруг невероятным образом превращаются в дула пушек, нацеленных в зрительный зал, невольно ощущаешь внутренний трепет и даже страх. Как же мы, люди, можем допустить, чтобы зло и невежество управляли нами?
Что касается режиссерской работы Хасана Биджиева, в этой постановке особо ярко выразилась натура человека неуспокоенного, увлеченного до полной самоотдачи своим делом, неравнодушного к негативным сторонам современной жизни, а особенно – к бескультурию. Только такие мастера театрального искусства способны своим творчеством нести в массы Разумное, Доброе, Вечное.
По окончании спектакля Хасан Якубович обратился с благодарственной речью ко всем зрителям, пришедшим на премьеру и своим вниманием поддерживающим театральное искусство в нашей республике. Особые слова благодарности были сказаны в адрес Главы КЧР Рашида Темрезова, который, по мнению всех работников театра, повернулся лицом к искусству. «Это вселяет в нас надежду на то, что грядут хорошие перемены в нашей жизни. Ведь если во главе республики стоит неравнодушный человек, – заметил Х. Биджиев, – хочется работать и творить».
И. ЯТЛЕНКО.
{{commentsCount}}
Комментариев нет