«Театр высокой моды» Атаевых

21 января в 05:20
9 просмотров

В начале пути
Город Кисловодск издавна славится прекрасными видами, которые не оставляют равнодушным никого, кто хотя бы раз в жизни побывал здесь. Именно в этом красивом уголке земли родилась Лариса Боташева. Заметив у дочки художественные способности, родители одобрили желание Ларисы заниматься в изостудии при краеведческом музее имени Ярошенко. И не ошиблись. Здесь, в профессиональном кружке, творческие способности девочки раскрылись в полной мере и по окончании школы над выбором будущей профессии она долго не думала. Лариса окончила худграф в КЧГПИ (ныне КЧГУ). Выйдя замуж, некоторое время преподавала в школе, а в 1976 году вместе с мужем Борисом Атаевым открыла в г. Усть-Джегуте Детскую художественную школу, которая очень быстро заявила о себе на всю республику и далеко за ее пределами.
Но это в дальнейшем. А до этого еще были одиннадцать лет работы в Усть-Джегутинском районном отделе культуры, которым Лариса руководила. За это время культурная жизнь в районе преобразилась коренным образом: были открыты новые объекты соцкультбыта не только в райцентре, но и во многих селах, отдел был укомплектован почти полностью молодыми, увлеченными своим делом специалистами. В начале пути
Город Кисловодск издавна славится прекрасными видами, которые не оставляют равнодушным никого, кто хотя бы раз в жизни побывал здесь. Именно в этом красивом уголке земли родилась Лариса Боташева. Заметив у дочки художественные способности, родители одобрили желание Ларисы заниматься в изостудии при краеведческом музее имени Ярошенко. И не ошиблись. Здесь, в профессиональном кружке, творческие способности девочки раскрылись в полной мере и по окончании школы над выбором будущей профессии она долго не думала. Лариса окончила худграф в КЧГПИ (ныне КЧГУ). Выйдя замуж, некоторое время преподавала в школе, а в 1976 году вместе с мужем Борисом Атаевым открыла в г. Усть-Джегуте Детскую художественную школу, которая очень быстро заявила о себе на всю республику и далеко за ее пределами.
Но это в дальнейшем. А до этого еще были одиннадцать лет работы в Усть-Джегутинском районном отделе культуры, которым Лариса руководила. За это время культурная жизнь в районе преобразилась коренным образом: были открыты новые объекты соцкультбыта не только в райцентре, но и во многих селах, отдел был укомплектован почти полностью молодыми, увлеченными своим делом специалистами. Этот период жизни для Атаевой не прошел даром. Она получила ценнейший опыт работы с людьми, хороший импульс для дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому в 1988 году, осуществляя вновь руководство Детской художественной школой, Лариса Магомедовна в первую очередь внедрила экспериментальную «трехуровневую» программу обучения Б. Неменского (группа дошкольного возраста, подготовительная группа и основные классы ДХШ), наряду с традиционными предметами ввела новые: «Графика» и «Мода – дизайн». Надо сказать, что внедрение этих предметов было не экспериментом, а итогом многолетней исследовательской работы Ларисы Магомедовны по изучению народных традиций декоративно-прикладного искусства. Вскоре ею был решен вопрос и производственной структуры – организован учебно-производственный кооператив, на базе которого стали обучать надомных мастериц навыкам изготовления шерстяных изделий в лучших народных традициях. Постепенно ба-за школы расширялась, изделия мастериц обретали славу, а учащиеся стали представлять свои работы на престижных конкурсах, получая заслуженные призы и дипломы. Так, в 2000 году учащиеся художественной школы Н. Ткаченко и Н. Ильина под руководством Ларисы Атаевой, участвуя в научной программе молодых исследователей «Шаг в будущее», стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Работа Н. Ильиной была представлена в далекой Бельгии, а Н. Ткаченко и Е. Ильина в качестве поощрения были зачислены в столичный университет без экзаменов.

По лестнице, ведущей вверх
А дальше, как говорится: та лестница, ведущая вверх.
Лариса Атаева дважды (1999-2002 гг.) становилась победителем всероссийского конкурса общероссийской ассоциации женщин-предпринимателей России «Женщина – директор года». Дважды была делегирована на съезд женщин тюркского мира, который проходил в Анкаре, где ее избрали членом Генеральной ассамблеи женщин тюркского мира от карачаевского народа.
За вклад в развитие малого и среднего бизнеса Атаева награждена дипломами выставки «Промышленный потенциал Юга России», дипломом II Международного конкурса «Малый и средний бизнес – веление времени (Москва, 2003 г.), дипломом VII Международного форума «Мир женщин» (Москва, 2004 г.)… Остановлюсь на этом, ибо названия всех дипломов, призов займет изрядно газетной площади…
В 2004 году на V Международном конкурсе высокой моды национального костюма Лариса вместе с дочерьми Мадиной и Альмирой представили коллекцию одежды под названием «Истоки» в номинации «Авангард». Коллекция была выполнена в технике «кииз», то есть некрашеная валяная шерсть. Основная идея коллекции состояла в том, чтобы показать, как старинной методикой работы с шерстью достигается решение современных форм одежды. Результат оказался превосходным – первое место и Гран-при конкурса. В том же году еще одно первое место – на Всероссийском межрегиональном конкурсе моды и изделий из пуха и шерсти…
Успех – это понятие, которое имеет много слагаемых. Будет справедливым сказать, что все эти годы рядом с Ларисой был муж и творческий единомышленник Борис Атаев, чей творческий путь тесно переплетался с творческой стезей супруги. Лариса и Борис вместе уже более 40 лет, вырастили детей, теперь не нарадуются на внуков.
Борис Ахияевич – заслуженный учитель КЧР, член Союза художников России, член международной ассоциации «Союз дизайнеров». По стопам родителей пошли и дочери – Мадина и Альмира – дизайнеры-модельеры, члены международной ассоциации «Союз дизайнеров», лауреаты международных конкурсов высокой моды.

От коллекции – к коллекции
В 2005 году Лариса Магомедовна организовала и возглавила кафедру «Художественное проектирование» в Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. На базе факультета сейчас созданы дизайн-проекты – республиканские конкурсы «Молодой кутюрье» и «Молодой дизайнер». О значимости этого проекта для нашей республики говорит тот факт, что он поддерживается вышеназванной академией, Союзом дизайнеров, Союзом архитекторов России, Союзом художников РФ, под патронатом Правительства КЧР. Но внимание и обязывает.
Сегодня Лариса Магомедовна вместе со своей семьей и творческим коллективом студентов и преподавателей факультета «Дизайн и искусство» восстанавливают старые забытые и разрабатывают новые технологии изготовления войлока, находят ему применение в современном костюме, проводят семинары, обмениваются опытом, дают мастер-классы.
Со временем творческий коллектив единомышленников и энтузиастов сработался и постепенно перерос в целый театр, который стал называться «Театр моды» Атаевых. Он существует уже около 15 лет. Театр оказывает неоценимую помощь, представляя республику в России, Монголии, Казахстане, Турции и в других странах. И мало кто догадывается, сколько сил, вдохновения и фантазии приходится вкладывать в каждый выход театра. Но результат всегда себя оправдывает, и не только высокими наградами, но и чувством гордости за служение своему народу, сохранение его самобытной культуры и вековых традиций.
– Известно, что у каждого народа есть свое характерное ремесло. К примеру, хохлома, палех, жестово – эти народные промыслы знают все, – говорит Лариса Магомедовна. – У нас тоже есть свое, неповторимое – это, прежде всего, изделия из шерсти. Наши предки занимались скотоводством, обрабатывали шерсть. Из нее вязали одежду, изготавливали войлочные ковры-киизы. Войлок и стал нашим исходным материалом для первых изделий.
В новых коллекциях «Театра моды» Атаевых представлены восточные и мусульманские мотивы с использованием эксклюзивной техники «Крейзи» (ручное изготовление особого войлока). Коллекции носят названия «Аджаминай» (Королева войлока), «Наследие», «Талисман». Коллекции отличаются как высоким качеством фактуры, так и оригинальным гармоничным совмещением, казалось бы, несовместимых решений – сочетание традиционного и современных стилей, цветовых оттенков, подобранных с тонким вкусом и изыском. Побывав однажды в «Театре моды», хотелось бы добавить и свое личное мнение как женщины.
Костюмы, демонстрируемые на подиуме стройными девушками, не имели ярких, кричащих оттенков, но в то же время они сразу же приковывали внимание зрителей своей добротностью, практичными и правильными (не вычурными, как часто бывает на подиумах) линиями кроя. А тонко и гармонично подобранные оттенки и детали дополняли картину и придавали особый шарм, словом, увиденное претендовало сразу на классику. Так появились оригинальные, глубокосамобытные коллекции «Из прошлого – в настоящее – к вершинам гор», «Золотое руно Карачая», «Охотница», «Сказка Востока» – победители Высокой моды национального костюма…
Про все регалии Атаевой я так или иначе упомянула в статье, во всяком случае, обозначила, осталось лишь добавить, что решением Совета по общественным наградам МСО «Лидеры мирового сообщества» в 2012 году международным знаком общественного признания «Серебряный голубь» отмечены общественные деятели России, Чехии, Палестины, Карачаево-Черкесии, Белоруссии, Кипра и т. д. В числе награжденных и Лариса Магомедовна Атаева.
Успех дизайнерских работ «Тетра моды» Атаевых теперь уже является неотъ-емлемой частью культурной жизни КЧР. Но это не предел, и потому творческий коллектив мастеров находится в постоянном поиске новых дизайнерских решений…

 А. ЧОТЧАЕВА.
НА СНИМКАХ: Лариса АТАЕВА;

результат творческой энергии.

Поделиться
в соцсетях