Преемственность

21 февраля в 05:17
1 просмотр

«Не бывает некрасивых языков – каждый язык прекрасен и неповторим. Не бывает и легких языков. Каждый язык – океан, и чем больше его изучаешь, тем более необъятные просторы открываются, даже если это язык твоей матери», – эти слова когда-то произнесла заслуженный учитель России, отличник народного образования Клара Гыгкаевна Хубиева, около полувека преподававшая карачаевский язык в Каменномостской средней общеобразовательной школе. Учитель-методист, она отдавала любимому делу весь жар души и интеллектуальный потенциал. Сейчас Хубиева уже давно на заслуженном отдыхе, но все ее многочисленные ученики и бывшие коллеги говорят о ней с большой теплотой и уважением как о трудолюбивом, открытом, беззаветно преданном земле отцов человека.

«Не бывает некрасивых языков – каждый язык прекрасен и неповторим. Не бывает и легких языков. Каждый язык – океан, и чем больше его изучаешь, тем более необъятные просторы открываются, даже если это язык твоей матери», – эти слова когда-то произнесла заслуженный учитель России, отличник народного образования Клара Гыгкаевна Хубиева, около полувека преподававшая карачаевский язык в Каменномостской средней общеобразовательной школе. Учитель-методист, она отдавала любимому делу весь жар души и интеллектуальный потенциал. Сейчас Хубиева уже давно на заслуженном отдыхе, но все ее многочисленные ученики и бывшие коллеги говорят о ней с большой теплотой и уважением как о трудолюбивом, открытом, беззаветно преданном земле отцов человека.

Судьба Клары Гыгкаевны – отражение судьбы ее народа.
Ей было 11 лет, когда она начала свою трудовую деятельность на хлопковом поле в далеком Казахстане. Школа и бескрайнее хлопковое поле – вот и все ее воспоминания о детстве. Возвратившись на родину, Клара стала студенткой Карачаево-Черкесского госпединститута, одновременно работая пионервожатой в Каменномостской СШ. Ее недюжинные организаторские способности и одержимость работой всегда изумляли коллег. Это она создала первый в Карачаевском районе школьный этнографический музей. Это она сотрудничала с московскими НИИ, занимаясь исследовательской деятельностью в области преподавания карачаевского языка. Она же вырастила себе достойную смену – по ее стопам пошли многочисленные ее ученики.
И вот я вновь в школьном этнографическом музее, где многие свои уроки, связанные с фольклором, проводила Клара Гыгкаевна. Сегодня дело Хубиевой продолжает ее бывшая ученица, учитель родного языка высшей категории Аминат Ачабаева. Как отзываются о ней коллеги, к каждому своему уроку Аминат Махмудовна готовится с таким же тщанием и прилежанием, как если бы это было впервые в жизни. Ученики любят ее за искренность и талант педагога, родители – за врожденную интеллигентность и доброту.
А в школьном этнографическом музее, где урок проводит А. Ачабаева, все так же, как и 20 лет назад, бережно хранятся экспонаты – старинная утварь, предметы быта, интерьер древней сакли горца. Появилось немало новых экспонатов, если так можно назвать предметы «старины глубокой». «Собираемся делать ремонт музея и реконструкцию сакли горца», – объясняет Аминат Махмудовна и приглашает в свой предметный кабинет, который находится рядом. Обращаю внимание на довольно обширную библиотеку – здесь собрано немало дополнительной литературы, методических пособий, новинок прозы и поэзии карачаевских авторов. Как считает А. Ачабаева, на уроках родного языка изучение культуры, национальных традиций, духовно-нравственных ценностей должно быть облачено в окружающую каждого ученика и учителя среду. «То есть, когда мы говорим о патриотизме, то мы должны понимать, что он берет свои корни от земли, от малой родины, от землячества, и тут уместно вновь и вновь обратиться к экспозициям нашего школьного музея, где собрана вся история аула Каменномост».
Затронули мы с А. Ачабаевой и актуальную для всех учителей карачаевского языка проблему, которая кричит о себе на всех секциях, педсоветах и других форумах, – как быть с морально устаревшими и физически изношенными учебниками по родной литературе для 7, 8, 10 классов? Других-то по сей день не издали, хотя, к примеру, учебник для 8 класса уже давно подготовлен в соавторстве Азамата Суюнчева и Халимат Азаматовой-Кочкаровой и утвержден Министерством образования КЧР.
…В 1983 году американский педагог Джон Леннорд писал о конце школы, утверждая, что никакие реформы не могут помочь постоянному отставанию школы от потребностей, которые задает время. Разумеется, это утверждение было несколько пессимистично, но доля истины в этом есть, в данном случае отставание учебников по родному языку от времени лет на 20 налицо. И с этим надо что-то делать, причем незамедлительно, ведь содержательный современный учебник всегда являлся и остается главной составляющей урока и его не заменить никакими инновациями.
Безусловно, образовательная среда школы должна способствовать формированию мотивации обучения у учащихся, предоставлять возможность выбора личностного маршрута развития. Для этого она должна быть вариативной и гибкой.
Учитель родного языка Каменномостской школы Аминат Ачабаева вполне соответствует своей роли в современной образовательной среде – она не ограничивается только одними уроками, ведет кружок «Илкер», где учащиеся глубже изучают фольклор и традиции своего народа, знакомятся с новинками литературы, пробуют перо. Собственно, это и не удивительно – у нее была хорошая учительница, заложившая в своей ученице прежде всего любовь к родному слову и умение донести это трепетное чувство своим питомцам.

НА СНИМКЕ: Учительница родного языка Каменномостской СОШ

Аминат АЧАБАЕВА с учащимися на уроке в школьном музее.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях