В погоне за клиентом рискуют потерять больше

15 апреля в 06:05
 просмотров

На днях руководители УЭБ и ПК и дознания МВД по КЧР встретились с представителями банковских организаций. Тематика совещания и сама встреча были вызваны актуальностью проблемы взаимодействия МВД по КЧР и банков в борьбе с оборотом фальшивых денег и кредитными мошенничествами.
Открывая встречу, начальник УЭБ и ПК МВД по КЧР Хусей Узденов привел статистику распространения поддельных денежных купюр. За истекший период 2014 года резко возросло число подобных фактов. Как правило, фальшивки выявляют уже в банке, куда они поступают из торговых точек: 5 денежных купюр поступили из магазинов, причем одной торговой сети, 4 – из салонов связи, остальные – от частных лиц, других банков и автозаправочных станций.
– И это несмотря на наши неоднократные предупреждения о повышении бдительности. Причем из выявленных в текущем году 23 поддельных купюр 17 являются достоинством по 5000 рублей, что, прежде всего, говорит об увеличении оборота поддельных денежных знаков в нашей республике, причем о возможной целенаправленной деятельности отдельных граждан, направленной на сбыт фальшивых купюр, – заявил Хусей Узденов.

На днях руководители УЭБ и ПК и дознания МВД по КЧР встретились с представителями банковских организаций. Тематика совещания и сама встреча были вызваны актуальностью проблемы взаимодействия МВД по КЧР и банков в борьбе с оборотом фальшивых денег и кредитными мошенничествами.
Открывая встречу, начальник УЭБ и ПК МВД по КЧР Хусей Узденов привел статистику распространения поддельных денежных купюр. За истекший период 2014 года резко возросло число подобных фактов. Как правило, фальшивки выявляют уже в банке, куда они поступают из торговых точек: 5 денежных купюр поступили из магазинов, причем одной торговой сети, 4 – из салонов связи, остальные – от частных лиц, других банков и автозаправочных станций.
– И это несмотря на наши неоднократные предупреждения о повышении бдительности. Причем из выявленных в текущем году 23 поддельных купюр 17 являются достоинством по 5000 рублей, что, прежде всего, говорит об увеличении оборота поддельных денежных знаков в нашей республике, причем о возможной целенаправленной деятельности отдельных граждан, направленной на сбыт фальшивых купюр, – заявил Хусей Узденов.

Представителям банка было предложено ограничить обслуживание торговых точек, где неоднократно пропускали фальшивые купюры, или отдельным пунктом договора обязать руководителей магазинов оборудовать рабочие места детекторами купюр, специальными маркерами, обучить персонал пользоваться ими и выявлять фальшивку в момент попытки ее сбыта. В то же время была отмечена вероятность умышленного распространения подделок работниками торговли и даже самих банков. В свою очередь, представители банков отметили необходимость на законодательном уровне обязать торговые точки ответственнее относиться к данной проблеме.
Еще один вопрос, который представляет угрозу экономической безопасности республики, – так называемое кредитное мошенничество. Основная часть выявленных преступлений (а их в 2013 году было около 100) связана, прежде всего, с деятельностью отдельных лиц, которые в целях собственной наживы обманным путем заставляют жителей нашей республики оформлять кредитные обязательства в виде различного рода потребительских кредитов, при этом приобретенные в кредит вещи оставались у мошенников, которые по гораздо меньшей цене продавали их, а вырученные денежные средства оставляли себе.
Также имеет место оформление кредитов по подложным документам, когда поручители, а зачастую и лица, на которых оформлены кредиты, не знают о существовании кредитных обязательств, что явилось следствием использования персональных данных граждан и иных сведений отдельными лицами, в том числе при содействии руководства и работников указанных дополнительных офисов.
Имеют место и факты оформления кредитных карт на жителей Чеченской Республики, когда мошенники, представившись работниками салонов связи, под предлогом оказания содействия в оформлении беспроцентных кредитов до 2-х млн. рублей, забирали полученные гражданами кредитные карты и снимали перечисленные деньги.
Отдельные мошенники, представляясь работником той или иной кредитной организации, под предлогом оказания содействия в оформлении кредита за вознаграждение обманным путем завладевали денежными средствами граждан.
– Большинство этих преступлений совершалось, как минимум, по халатности сотрудников банков, служб безопасности, есть факты, когда в мошеннических схемах участвовали сами работники кредитных учреждений. И мы намерены именно на этом уровне выявлять правонарушения и даже добиваться отзыва лицензии у банков, которые развернули на территории КЧР незаконную деятельность. Мы намерены защитить простых жителей республики, которые становятся жертвами мошенников. В свою очередь, для достижения указанной цели я надеюсь на взаимодействие и понимание с вашей стороны, – обратился к собравшимся начальник УЭБ и ПК МВД по КЧР Хусей Узденов.
Продолжая тему, начальник отдела организации дознания МВД по КЧР Фатима Лайпанова заявила, что вид мошенничества, когда преступники предоставляют поддельные документы для получения кредита, занимает 80% от общего числа правонарушений в кредитно-финансовой сфере.
– Наиболее уязвимым сегментом потребительского кредитования является выдача кредитов на приобретение товаров в рассрочку. При этом чаще всего мошенники оформляют документы на подставное лицо, без постоянного места работы, с его согласия за небольшое вознаграждение. Преступники обещают сами выплачивать долг банку, но, разумеется, не делают этого, а полученными деньгами или товаром распоряжаются по собственному усмотрению, – рассказала Ф. Лайпанова.
Также распространенным способом мошенничества является использование чужих документов для получения кредита: похищенные, утерянные, полученные обманом паспорта. Раньше работники банка требовали дополнительный документ, удостоверяющий личность, но в погоне за клиентом кредитные организации упростили процедуру, что дало возможность преступникам использовать этот прием. Зачастую кредитные специалисты, в каких-то случаях по халатности, в иных – находясь в сговоре с мошенниками, сами заполняют документы. Это усложняет раскрытие преступления. Фатима Лайпанова отметила, что руководству банков следует уделять особое внимание обучению сотрудников, например, отличать поддельный или «подправленный» паспорт от легального.
В конце встречи стороны договорились об информационном взаимодействии как в банковской сфере, так и с правоохранительными органами. Представителям банков также были даны рекомендации о том, как обезопасить свои учреждения от приема на работу недобросовестных сотрудников, вброса поддельных денег и мошенничеств в сфере кредитования. В ближайшее время будет проведена еще одна подобная встреча, на которой стороны поделятся результатами работы.

К. БАЙБАНОВ.
Пресс-служба МВД по КЧР.

Поделиться
в соцсетях