«Мастер и Маргарита» в КЧР

18 июля в 05:17
 просмотров

На днях Карачаево-Черкесии, как и другим регионам Северного Кавказа, представилась возможность увидеть постановку известного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Этому спектаклю московского культового режиссёра-постановщика народного артиста России Валерия Беляковича аплодировали зрители более сорока стран. Причём критики признали: его постановка – лучшая в мире. Премьера спектакля, состоявшаяся десять лет назад, совпала с рождением Московского независимого театра, созданного Дмитрием Рачковским. На днях Карачаево-Черкесии, как и другим регионам Северного Кавказа, представилась возможность увидеть постановку известного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Этому спектаклю московского культового режиссёра-постановщика народного артиста России Валерия Беляковича аплодировали зрители более сорока стран. Причём критики признали: его постановка – лучшая в мире. Премьера спектакля, состоявшаяся десять лет назад, совпала с рождением Московского независимого театра, созданного Дмитрием Рачковским. Знаменитостей, игравших и играющих в нём, немало. Среди первых исполнителей – популярные актёры Татьяна Самохина, Виктор Авилов, Ивар Калныньш, Спартак Мишулин, Владимир Стеклов, Ольга Кабо…
Играть в спектакле невероятно сложно: ведь на кону – мистика, справиться с которой удаётся не каждому.
Впрочем, и автору романа она доставалась нелегко. Замыслив сюжет в 1928-м году, Михаил Афанасьевич рискнул взяться за перо лишь через несколько месяцев. Последняя правка машинописи датирована 13 февраля 1940-го года и зафиксирована вопросом: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через четыре недели писателя не стало…
Роман переименовывался 18 раз. Был он и «Чёрным магом», и «Жонглёром с копытом», и «Сатаной»… 28 марта 1930-го года Булгаков официально известил членов правительства: «Лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»…
Постановка Беляковича поначалу повергла многих почитателей таланта Михаила Афанасьевича в шок: абстракционная фантастика не укладывалась в рамки привычных понятий. Вскоре, однако, когорта противников заметно уменьшилась – сказалась мода «на Беляковича» вкупе со всероссийским ликбезом в плане оккультизма. Правда, наша республика, оказавшись в силу географических причин в блаженном неведении, приняла сценическую вариацию «Мастера и Маргариты» сразу и с огромным воодушевлением. Аншлаг случился ещё за две недели до приезда московских гостей. На встречу с фантасмагорией пришли готовые к чуду люди. И они не разочаровались.
Хотя площадь, на которой разыгрывалось действо, едва охватывала третью часть сцены, воплощая философию Булгакова: «Мы – пыль во Вселенной», а декорации в виде скамьи да печки-буржуйки поражали аскетизмом, нечто магическое сразу же притягивало внимание входящих в зал людей. И этим НЕЧТО, обусловливающим эмоции, была живописная, кажущаяся объёмной, архитектоника панорамы на заднем плане сцены. Гармония прошлого и настоящего в одной плоскости – удивительная находка, условная декорация, заглушающая тревогу: а что там, в Небесной Отчизне? Это волновало… Глядя на уходящие в полнолуние фигуры, я невольно вспомнила строки нашего земляка, поэта Коста Хетагурова: «Весь мир – мой храм, земля – моя святыня, Вселенная – отечество моё». Не Божий ли это промысел, сочетающий творческие порывы незнакомых между собой талантов, находящихся в разных временных отрезках?
Попытка Булгакова проникнуть в законы Творца настолько испугала его современников, что книгу запретили. Но спектакль «Мастер и Маргарита» – не слепок с неё. Это – суть размышлений писателя, сплетённых разносмысловыми мизансценами, хореографией, пластикой тел, волшебной музыкой композитора Сергея Манченко и репликами героев. Попытка выразить их. Но не воплощение… В результате мы получили реальность невидимого потустороннего мира.
Режиссёр без слащавости и сентенций предпочёл Свет Тьме. «Преобразовав» знаменитую книгу в спектакль, он, возможно, неосознанно, каскадом условностей побуждает задуматься: преодолимы ли искушения и испытания?
В сумасшедшем доме люди существуют в своём отстранённом, выдуманном мире, на стыке с обычной жизнью. Однако, не преодолев глубокую личную катастрофу, они всё-таки остались людьми, частью общества, безвольно осуществляющей посредничество между эфемерным прошлым и зыбким настоящим.
В спектакле не заметно противостояния Добра и Зла. Наоборот, кажущийся шабаш последнего. Лишившись духовного зрения и подняв бокалы за здоровье Сатаны, Мастер и Маргарита расплатились за свой грех самым дорогим – жизнью. В этот момент я ощутила, как их оголённые души больно кольнули моё сердце.
Так что же? Низменночувственный Воланд с чудовищным намерением разрушать всё и вся достиг своего? Нет, зрители поняли, это Пиррова победа. И, снисходительно простив актёрские недоработки и технические погрешности, одобрили работу актёров бурными, долгими аплодисментами вкупе с букетами цветов – обязательными атрибутами восхищения и любви.

Б. БАГДАСАРОВА,
член Союза журналистов России.

Поделиться
в соцсетях