Чтоб слово будоражило умы…

3 марта в 05:40
 просмотров

Девятнадцатого февраля в КЧГУ им. У.Алиева официально стартовал Год литературы. Церемония открытия, вылившаяся в обширную конференцию, вызвала огромный интерес у ее участников – школьных учителей словесности, студентов, ученых-филологов, поэтов, писателей, журналистов. И надо заметить, организаторы форума – Институт филологии и кафедры литературы и журналистики КЧГУ постарались создать в зале именно такую атмосферу, чтобы каждое слово попадало в цель, будоражило умы и взывало к гражданским чувствам. Ведь речь шла о великой миссии литературы, значении книги в жизни общества, ее нравственном начале, и были на профессиональном уровне озвучены проблемы, волнующие современников. Это, прежде всего, падение интереса к чтению художественной литературы уже не одного поколения молодежи («Эрозия» литературы, явление общественно опасное, как это ни печально, начинается в школе). А еще это катастрофическая нехватка часов, отведенных в школе на этот важный предмет, и как следствие – «усеченное» изучение первоисточников. А ведь именно литература является носителем своеобразного генетического кода, без которого человек и общество теряют нравственные ориентиры во времени.

Девятнадцатого февраля в КЧГУ им. У.Алиева официально стартовал Год литературы. Церемония открытия, вылившаяся в обширную конференцию, вызвала огромный интерес у ее участников – школьных учителей словесности, студентов, ученых-филологов, поэтов, писателей, журналистов. И надо заметить, организаторы форума – Институт филологии и кафедры литературы и журналистики КЧГУ постарались создать в зале именно такую атмосферу, чтобы каждое слово попадало в цель, будоражило умы и взывало к гражданским чувствам. Ведь речь шла о великой миссии литературы, значении книги в жизни общества, ее нравственном начале, и были на профессиональном уровне озвучены проблемы, волнующие современников. Это, прежде всего, падение интереса к чтению художественной литературы уже не одного поколения молодежи («Эрозия» литературы, явление общественно опасное, как это ни печально, начинается в школе). А еще это катастрофическая нехватка часов, отведенных в школе на этот важный предмет, и как следствие – «усеченное» изучение первоисточников. А ведь именно литература является носителем своеобразного генетического кода, без которого человек и общество теряют нравственные ориентиры во времени.

Это и необходимость внедрения единого учебника по литературе как способного защитить от дискриминации (читай – выбора ненадлежащих по исполнению учебников) и как единственно пригодного для выражения общенациональных ценностей. Это, наконец, и состояние государственного книгоиздательства, а точнее, его финансовая несостоятельность, из-за чего годами не выходят в свет необходимые книги, не открываются новые имена на литературном небосклоне, не возрождаются старые. К примеру, классический роман Хасана Аппаева на карачаевском языке «Черный сундук» не переиздавался со времен советской власти. То же самое можно сказать и о других национальных шедеврах литературы…
Как известно, причина вызывает следствие – постепенно сошли со «сцены» и маститые переводчики, благодаря которым русскоязычный мир открывал для себя Расула Гамзатова и Халимат Байрамукову, Фазиля Абдулжалилова и Алима Кешокова… Книжное пространство затмил, заполонил, перенасытил самиздат, чья продукция чаще всего не дает пищу ни уму, ни сердцу, вызывая досаду из-за количества ошибок – грамматических, стилистических, фактических – последними особенно грешат те, кто претендует на открытия в области истории.
Что ж, самиздат он и есть самиздат (не путать с произведениями литературы признанных авторов, которые в советские времена были под запретом) – были бы деньги, а бумага, мол, все стерпит… И как тут не вспомнить слова великой Анны Ахматовой, профиль который вместе с Пушкиным и Гоголем украшает эмблему Года литературы в России: «Кто знает, как пусто небо на месте упавшей башни»… И да не низвергнется никогда башня нашей литературы, без которой невозможна гуманизация общества! Ибо хорошее гуманитарное образование и качественный круг чтения делают человека не только просвещенным, но и высокоморальным, ведь главное в жизни – состояться как гармонически развитая личность.
С таким внутренним, давно уже выстраданным монологом я шла на церемонию открытия Года литературы, и первым приятным сюрпризом стала узкая полоска бумаги, которую я вытащила из коробки, поднесенной студентами – филологами. На полоске бумаги значилось: «Стругацкий А., Стругацкий Б. «Понедельник начинается в субботу». «Трудно быть богом». Академик Лейла Бекизова вытащила «Моабитскую тетрадь» М.Джалиля, а редактор газеты «Ногай Давысы» Алтынай Атуова – «Голубую чашку» А. Гайдара. Вот так ненавязчиво филологи университета напомнили о тех 100 книгах, рекомендованных для чтения школьникам Министерством образования и науки России. Кстати, впервые идею списка выдвинул Владимир Путин. Первоначально был составлен перечень, содержащий 5 тысяч наименований литературных произведений, после этого общественность начала обсуждение этого перечня с целью отобрать 100 лучших. В народе этот перечень уже окрестили «золотая сотня». В него, к примеру, входят такие книги, как: «Сокровища Нартов: из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях – нартах» В.Кузьмина, «Очерки русской смуты» А.Деникина, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Остров Крым» В.Аксенова. Что ж, как говорится, и современно, и со вкусом…
Конференцию открыл директор Института филологии, доцент Х.Лепшоков, тепло приветствовав собравшихся и поздравив с Годом литературы, к которому прямое отношение имеет каждый из присутствовавших в зале.
– Год литературы, русского и родных языков обязывает наши кафедры адаптироваться к новым требованиям и вызовам времени, чтобы восполнить пробелы в образовательном процессе, – отметил Х. Лепшоков. – Мы хорошо даем себе отчет, что сейчас, когда многое в образовательном процессе отдано на откуп Интернету, наши дети мало интересуются как художественной литературой, так и самобытной культурой своих народов. Объясняется многое еще и тем, что на центральном телевидении, где пропагандируется в основном шоу-бизнес, не увидишь национальных художников, артистов, литераторов. Нам предстоит сообща поднимать престиж словесника в школах, университете, чтобы звучала хорошая русская речь, а дети проявили интерес к родным языкам. Институт филологии готов к сотрудничеству со школами и детскими садами, чтобы сообща заниматься методическими разработками, обратиться к старым наработкам – в них, на мой взгляд, немало полезного. Необходимо создать литературный альманах или журнал, где могли бы печататься начинающие литераторы. Необходимо ввести в школах хотя бы факультативный курс фольклора, чтобы дети многонациональной республики знали о культуре соседских народов.
С приветственным словом выступил ректор КЧГУ, профессор Б.Тамбиев, который поблагодарил учителей школ, откликнувшихся на данное мероприятие.
В своем выступлении председатель правления Союза писателей КЧР, доктор филологических наук Лейла Бекизова озвучила проблемы литературы народов КЧР. Прежде всего, это слабое финансирование самого Союза писателей, отсутствие литературного журнала на русском языке. Год литературы заставляет более осмысленно относиться как к русскому слову, так и к родному. Разумеется, сейчас не лучшие времена, но гуманитарии должны, как и в былые времена, собирать крупицы народного фольклора – сказки, легенды, колыбельные, обрядовые песни в экспедициях, приумножать сокровищницу народной культуры.
В своем выступлении ученые КЧГУ М.Чотчаева, С.Сакиева, Т.Суюнчева рассказывали о том, как внедряются в учебный процесс авторские курсы по актуальным проблемам литературоведения, призванные обеспечить высокий уровень профподготовки филологов. Актуальным было выступление директора библиотеки КЧГУ Ф. Каракетовой «Роль вузовской библиотеки в популяризации книги и чтения». Во многих выступлениях прозвучала общая составляющая: восприятие информации только через видеоряд – то, что сегодня случилось, – ущербно для мозга, сознания, развития личности. Понимание текста, способность его усвоения – вот что нужно вернуть. Будет ли человек любить высокую литературу или читать для развлечения – это сейчас даже не столь принципиально. Мы наблюдаем системный кризис читательской культуры и давно приблизились к критическому пренебрежению чтением.
А вот учительница СОШ № 5 г. Карачаевска З.Хачирова, рассказывая о роли внеклассной работы по литературе, поделилась собственным опытом: это и театрализованный первый бал Наташи Ростовой из «Войны и мира», и литературный вечер о юности Пушкина «Лицей, который не кончается», и литературные кафе с чаепитием и чтением стихов Ахматовой, Есенина, Пастернака, литературные недели, бесчисленные экскурсии в краеведческие музеи. Незабываемым событием для школьников стало участие в торжествах, посвященных 200-летию Лермонтова в Пятигорске, где дети с учительницей окунулись в эпоху мятежного поэта – с офицерским балом, встречей с учеными – лермонтоведами, концертом, где звучали прекрасные романсы на стихи классиков.
Вторая часть церемонии открытия Года литературы в КЧГУ прошла на возвышенной ноте. Многие присутствующие на мероприятии с восторгом открывали для себя творчество известных в республике поэтесс Ларисы Шебзуховой и Фариды Сидахметовой, вслушиваясь в мелодию звучания абазинских и ногайских стихов с последующим переводом на русский язык. Поистине, как писал в одной из своих статей журналист М. Накохов о Ф.Сидахметовой: «Музыка ее стиха – это выброс огромной по шкале максимального накала эмоциональной и непременно созидающей энергии, каждой нотой взывающей к торжеству добра и света». А народный поэт КЧР Назир Хубиев о Ларисе Шебзуховой отозвался так: «Ее искрометное слово завораживает солнечной неожиданностью и тонким лиризмом, высоким профессионализмом и романтическим взлетом».
Звучали в этот день и прекрасные русские романсы в исполнении заслуженной артистки КЧР Лейлы Гагуа под аккомпанемент оркестра народных инструментов университета, их сменили стихи классиков, которые вдохновенно читали студенты – филологи и школьники города.
На следующий день в КЧГУ состоялась церемония открытия Года родных языков.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях