Бьем все рекорды?
Полученная в ходе заседания «круглого стола» Общественной палаты КЧР на тему «Повышение качества социального и медицинского обслуживания пожилых людей через систему обязательного медицинского страхования» информация вызвала двойственное впечатление. Если исходить из того, что в республике на сегодняшний день проживает 23 человека, которым за сто лет, и свыше 15 тысяч – которым далеко за 80, то это «качество», вынесенное в повестку дня, вроде бы на высоте.
С другой стороны, данные, озвученные на мероприятии директором Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Баширом Хапаевым, говорят об обратном. Так, мы «бьем рекорды», как говорится, по многим показателям. Например, если в 2013 году общая смертность в КЧР составляла 9,4 процента, то в 2014 году уже 9,7 процента. Мы чуть ли не в два раза превысили среднероссийские показатели по числу смертей вследствие дорожно-транспортных происшествий. И здесь не последнюю роль сыграл факт несвоевременного оказания медицинской помощи. В республике растет смертность от новообразований, а этот вид патологии преобладает в большинстве своем у людей пожилого возраста.
Полученная в ходе заседания «круглого стола» Общественной палаты КЧР на тему «Повышение качества социального и медицинского обслуживания пожилых людей через систему обязательного медицинского страхования» информация вызвала двойственное впечатление. Если исходить из того, что в республике на сегодняшний день проживает 23 человека, которым за сто лет, и свыше 15 тысяч – которым далеко за 80, то это «качество», вынесенное в повестку дня, вроде бы на высоте.
С другой стороны, данные, озвученные на мероприятии директором Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Баширом Хапаевым, говорят об обратном. Так, мы «бьем рекорды», как говорится, по многим показателям. Например, если в 2013 году общая смертность в КЧР составляла 9,4 процента, то в 2014 году уже 9,7 процента. Мы чуть ли не в два раза превысили среднероссийские показатели по числу смертей вследствие дорожно-транспортных происшествий. И здесь не последнюю роль сыграл факт несвоевременного оказания медицинской помощи. В республике растет смертность от новообразований, а этот вид патологии преобладает в большинстве своем у людей пожилого возраста.
«Мы на треть, – говорил Башир Алимджашарович, – уменьшили количество проверок, чтобы дать людям спокойно работать, но из тех проверок, которые сделали, процент выявленных нарушений в медицинских учреждениях увеличился в два (!) раза».
О каком качественном обслуживании пожилых (да и не только) людей можно говорить, если в одних лечебных учреждениях в кабинетах и отделениях отсутствует необходимое медицинское оснащение, в других – наблюдается простой оборудования (так, в Зеленчукской ЦРБ с августа 2013 года не работает томограф), не исполняются многие стандарты медицинской помощи.
2015 год в стране объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так вот, по стандартам, отметил Хапаев, если у вас гипертоническая болезнь (а она в республике у каждого третьего взрослого человека), при обращении к врачу у больного должны провести обследование глазного дна, сделать электрокардиограмму, эхограмму, ультразвуковое обследование почек и надпочечников, проводить суточный мониторинг артериального давления. Удивлены? Я тоже, если не сказать больше.
Затем Башир Алимджашарович призвал «страховые компании – а в работе «круглого стола» приняли участие и.о. начальника территориального ФОМС КЧР Анна Писарева и директор ЗАО «МАКС-М» Борис Гочияев – при проверке лечебных учреждений на предмет расходования выделенных средств обращать внимание и на работу по стандартам».
С очень подробной информацией на «круглом столе» выступила Анна Писарева, которая рассказала, что на медицинское обслуживание населения средства поступают из трех источников – федерального и республиканского бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования. Деньги, которые поступают из федерального бюджета, ежемесячно направляются во все лечебные учреждения, которые входят в систему обязательного медицинского страхования.
– Наша задача, – сказала Анна Георгиевна, – эти деньги проконтролировать.
К сожалению, и на здравоохранение в нашей республике не всегда хватает денег: так, при проверке Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по КЧР выяснилось, что дефицит составил 23,8 процента (акт проверки от 3 апреля 2015 года). По ФОМСу, как пояснила А. Писарева, он составил 167 миллионов рублей, остальное – недофинансирование из республиканского бюджета.
– Дефицит устранить невозможно, – говорила А. Писарева, – но мы над этим работаем.
Поднималась на заседании в Общественной палате и тема исполнения республиканской программы «Развитие здравоохранения КЧР на 2013-2015 годы», на которую было предусмотрено свыше 30 миллиардов рублей. Многое удалось исполнить, в частности открыты 10 ФАПов, работает реабилитационный центр в Правокубанской больнице, функционируют 5 травмпунктов, в поликлинике города Черкесска открыт геронтологический центр, который успешно функционирует, планируется открытие отделения паллиативной помощи на двадцать коек в больнице п. Орджоникидзевского. В то же время ряд наработок так и остался на бумаге вследствие недостаточного финансирования. Необходимо, отмечали участники «круглого стола», более тщательно прорабатывать программу и возможность ее исполнения.
Много вопросов было к региональному отделению Фонда социального страхования РФ по КЧР, представитель которого по неизвестной причине участия в работе «круглого стола» не принял.
Председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов КЧР Николай Такушинов предложил помощь общественной организации, которую он возглавляет, в мониторинге ситуации в здравоохранении республики.
На это председатель комиссии по вопросам здравоохранения, формирования здорового образа жизни и охраны окружающей среды Общественной палаты КЧР Рашид Эртуев заметил, что студенты медколледжа постоянно проводят опросы больных о том, удовлетворены ли они качеством медицинского обслуживания.
Нужно мониторить ситуацию не в больницах, говорили участники «круглого стола», а по территориям – в населенных пунктах, районах и городах.
– Согласно опросам, которые проводит наш фонд, – сказала А. Писарева, – удовлетворены качеством обслуживания 70 процентов опрошенных.
Если учитывать нашу ментальность, отмечалось на заседании, то люди не всегда говорят то, что думают. Поэтому уповать на такие цифры не стоит. Тем более что за высоквалифицированной помощью наши граждане нередко предпочитают обращаться в лечебные учреждения Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара, Москвы.
Разговор о качестве социального и медицинского обслуживания пожилых людей плавно перерос в обозначение проблем медицины в целом. Председатель комиссии по вопросам социального развития и качества жизни Общественной палаты КЧР Али Мазукабзов в своем выступлении остановился на кадровой проблеме в здравоохранении республики, поддержке молодых специалистов.
Программа «Земский доктор», действительно, решила проблему села, но «оголила» город. Идет уже четвертый год работы врачей на селе по этой программе, и не получится ли так, что через год все ее участники потянутся назад в город?
– Этот вопрос мы держим на контроле, – заявила начальник лечебного отдела Министерства здравоохранения КЧР Белла Батчаева.
Много вопросов было по профилакторию «Солнечный». Если он выигрывает тендер, заявляли участники «круглого стола», то его руководству необходимо позаботиться и о более комфортном времяпровождении больных в этом профилактории, о более высокотехнологичном медицинском оборудовании и т. д.
Председатель Общественной палаты Вера Молдованова отметила, что в республике необходимо создавать в лечебных и социальных учреждениях отделения паллиативной помощи, чтобы облегчить жизнь людям, оказавшимся в сложной ситуации.
Участники «круглого стола» подготовят пакет предложений по данной тематике и направят его в Правительство республики для принятия мер.
Р.S. Когда материал готовился к печати, в одной из медицинских брошюр вычитала, что качество медицинской помощи, оказываемой населению, включает в себя 4 компонента: безопасность, доступность, оптимизацию медицинской помощи и удовлетворенность пациента лечением. Подумалось, а почему бы последний не поставить на первое место?
{{commentsCount}}
Комментариев нет