Грант – это стимул для дерзания

21 октября в 06:44
 просмотров

Недавно группа молодых преподавателей КЧГУ имени У.Д. Алиева за достижения в научно-исследовательской работе и организации учебного процесса за 2014 год была отмечена грантами Главы КЧР Рашида Темрезова. Среди них – и тридцати-трехлетний Мурат Тохчуков, начальник управления по качеству образования, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии факультета экономики и управления. Работая в вузе с 2007 года, он написал 30 научных работ, а в 2014-м стал автором 8 актуальных учебно-методических комплексов по таким вузовским курсам, как: «Территориальная организация населения», «Административное право», «Правовые основы Российского государства», «Система государственного и муниципального управления». Его работы опубликованы в международных и общероссийских журналах и были высоко оценены научным сообществом.
Бывая в университете на различных мероприятиях, общаясь с преподавателями и студентами, да и из личных наблюдений вижу, как буквально на глазах вырос этот молодой ученый, без которого не обходится ни одна значимая научно-практическая конференция, презентация пилотного проекта и т. д.

Недавно группа молодых преподавателей КЧГУ имени У.Д. Алиева за достижения в научно-исследовательской работе и организации учебного процесса за 2014 год была отмечена грантами Главы КЧР Рашида Темрезова. Среди них – и тридцати-трехлетний Мурат Тохчуков, начальник управления по качеству образования, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии факультета экономики и управления. Работая в вузе с 2007 года, он написал 30 научных работ, а в 2014-м стал автором 8 актуальных учебно-методических комплексов по таким вузовским курсам, как: «Территориальная организация населения», «Административное право», «Правовые основы Российского государства», «Система государственного и муниципального управления». Его работы опубликованы в международных и общероссийских журналах и были высоко оценены научным сообществом.
Бывая в университете на различных мероприятиях, общаясь с преподавателями и студентами, да и из личных наблюдений вижу, как буквально на глазах вырос этот молодой ученый, без которого не обходится ни одна значимая научно-практическая конференция, презентация пилотного проекта и т. д. Коммуникабельность, творческий поиск, недюжинные организаторские способности, видимо, ковались со студенческой скамьи Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, где Мурат получил квалификацию менеджера государственного и муниципального управления. Затем была аспирантура Саратовского государственного технического университета, где он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
– Мурат Олегович, образование вы получили в Саратове, который с советских времен ассоциировался со знаменитым юридическим институтом, откуда вышло немало блестящих правоведов. Вуз, который вы выбрали, – дань моде, конъюнктуре нынешнего дня или нечто другое?
– Меня изначально, еще в школе, на уроках истории интересовала личность российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, и сегодня его слова не теряют актуальности: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Совершенно ясно – кому это «им», особенно в контексте сегодняшних реалий. Государь Николай II дважды выразил личную благодарность Столыпину за проявленное усердие и назначил министром внутренних дел, но он пытался отказаться, к тому времени пережив четыре покушения. III Дума явилась «созданием» Столыпина, он много сил приложил как к аграрной реформе, так и к разработке реформы местного самоуправления, являясь губернатором Саратовской губернии. Имя Столыпина было присвоено академии, когда я учился на 3 курсе. Сегодня стране нужны компетентные, грамотные управленцы, государственники в любой власти, начиная от глав сельских поселений. И если при советской власти в муниципалитетах (сельсоветах) работали выдвиженцы из хозпартактива с дипломами агрономов или учителей, сегодня время диктует свои требования. И наша задача – учить студентов быть управленцами, менеджерами или как вам угодно, лишь бы они знали, что от них требуется, когда они придут в муниципальную власть…
Он протягивает мне свою последнюю работу – словарь-справочник «Муниципальное управление». Он еще не вышел из печати, и, думаю, будет полезен для тех, кто возглавит сельские поседения после недавно прошедших выборов местных депутатов. Собственно, этот справочник будет востребован и журналистами. Здесь даны трактовки таких понятий, как, к примеру, «Нормы диспозитивные», «Нормы управомочивающие», «Минимальные государственные социальные стандарты», и даже «Тенденция отчуждения местной власти от населения»… Разумеется, при возможностях Интернета в сети можно найти все, но этот сборник, где дан необходимый дайджест рабочих терминов с кратким экскурсом в историю, особенно для начинающих глав СП – и руководство к действию, и настольная книга.
– Думаю, что в начале своей деятельности муниципалам начального звена всегда приходится балансировать между профессионализмом и дилетантством, – продолжает М. Тохчуков. – Две составляющие: опыт управленца и политическое образование – дают основание считать человека профессионалом во власти. Важно именно их сочетание. Я всегда говорю студентам на лекциях, что в первом лице аула или станицы хочется видеть человека, прежде всего, искреннего, компетентного, способного уважать людей и сочувствовать им. Важно сочетать в себе хозяйственника и политика. В обратном случае «чистый хозяйственник» не справится с такими проблемами, как урегулирование межнациональных конфликтов или тонкий подход к конкретной человеческой судьбе.
– Скорее, это будут прагматики, потому что харизматиком надо родиться… По роду своей деятельности вы отвечаете в вузе за процедуру самообследования в связи с аккредитацией образовательных программ. Что показал этот самоанализ?
– По результатам проверки или самоанализа были оформлены протоколы о несоответствии по каждой образовательной программе и все замечания доведены до деканов, директоров институтов и преподавателей факультетов, был определен срок установления недостатков, даны соответствующие рекомендации. Среди достигнутых результатов в первую очередь надо отметить то, что университет полностью перешел на двухуровневую систему подготовки кадров: бакалавров и магистров. Молодые ученые университета, аспирантуры и студенты активно участвуют в конкурсах молодежных проектов. В форуме «Машук-2015» наши студенты завоевали четыре гранта.
– Если не секрет, как вы распорядились своим грантом в сто тысяч рублей?
– Все средства пойдут на издательскую деятельность. Ведь в широком понимании грант – это стимул для самосовершенствования и движения вперед в той области, которой служишь.

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: кандидат экономических наук, доцент М. ТОХЧУКОВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях