И зрелище, и школа для народа

18 ноября в 10:49
 просмотров

С 6 по 17 ноября в Карачаево-Черкесии гастролировал Кабардинский государственный драматический театр имени Али Шогенцукова. Первое представление комедии-водевиля «Ханума» в редакции ленинградских драматургов Бориса Рацера и Владимира Константинова, с музыкальным оформлением композитора Гии Канчели состоялось в республиканском драматическом театре.
Гастроли проходили при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках обменных гастролей федеральной целевой программы «Культура России в 2012-2018 годах».
Как и подобает в таких случаях, спектакль предварила официальная часть. Гостей приветствовала министр культуры КЧР Мадина Гогова.
С 6 по 17 ноября в Карачаево-Черкесии гастролировал Кабардинский государственный драматический театр имени Али Шогенцукова. Первое представление комедии-водевиля «Ханума» в редакции ленинградских драматургов Бориса Рацера и Владимира Константинова, с музыкальным оформлением композитора Гии Канчели состоялось в республиканском драматическом театре.
Гастроли проходили при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках обменных гастролей федеральной целевой программы «Культура России в 2012-2018 годах».
Как и подобает в таких случаях, спектакль предварила официальная часть. Гостей приветствовала министр культуры КЧР Мадина Гогова.
Декорационное оформление спектакля, точнее, почти полное его отсутствие или нулевая сценическая условность, в первые минуты повергло в шок наших театралов, не привыкших к сверхминимализму. Фортепиано, лавка да три огромные картины никак не создавали зрительный образ предстоящего спектакля и не связывали эмоционально публику и героев комедии. Не волновали душу. «О-о, – послышался рядом со мной разочарованный шёпот, – художественная самодеятельность, что ли?..» Но началось представление, и энергия игры актёров сразу же заворожила весь зал.
Оказалось, этот декоративно-сценический прием, бесспорно упрощающий место, где должно происходить действие, не исказил сюжет, а даже помог зрителям, не отвлекаясь на созерцание художественного оформления, сосредоточиться на персонажах и их остроумии. Именно поэтому происходящее на сцене воспринималось легко и весело. Носителем творчества в спектакле была и аккомпаниатор, играющая на фортепиано. Диалоги с ней, большей частью в виде жестов, органично вписывались в канву спектакля. Откровенное переигрывание, нарочитость движений, напоминающих балаганный стиль, неуместных в современном театре, здесь обогащали каждую реплику.
«В принципе, мне спектакль понравился, – скажет потом Валерий Иванов, один из зрителей. – Артисты – молодцы, постарались понравиться публике и понравились. Только я не смог понять замысел режиссёра, для чего от начала до конца спектакля присутствовал портрет оленя с огромными ветвистыми рогами? Если это намёк на местность происходящих событий, так олень – не бренд Грузии. Если это пробуждение зрительской фантазии, то ассоциации, вызываемые рогами, не вписываются в сюжет спектакля, где и в помине нет адюльтера». Я попыталась получить комментарий у гостей и по этому вопросу, и по предельной оформительской лаконичности, но актёры и помощник режиссёра Тамара Даурова сослались на волю режиссёра. Для меня она тоже осталась тайной, потому что режиссёр с многочисленными регалиями, которые не перечислить, настолько он значимая в театральном искусстве личность, живёт в Москве. Заведующий кафедрой мастерства актера профессор Павел Любимцев поставил этот дипломный спектакль ещё когда исполнители ролей учились в Тетральном институте имени Бориса Щукина при театре имени Евгения Вахтангова. Думается, он сделал ставку на игру актеров, способных не только затмить своим искусством обстановку и место действия, но и умеющих мгновенно видоизменять атрибуты, к примеру, превращать кусок ткани то в саван, то в бельё, то в скатерть… Если это так, то режиссёр не ошибся. Музыка, песни вживую, правда, без грузинского многоголосия, танцы, национальный колорит, близкий к кабардинскому, яркие характеры, остроумные диалоги и талант начинающих актёров – всё вместе, оживив события XIX века, произошедшие в Авлабаре – районе Тифлиса, оставили неизгладимое впечатление у зрителей. Обедневший, безалаберный князь Пантиашвили, намереваясь решить свои проблемы удачной женитьбой, нанимает сваху Хануму, чья соперница по профессии Кабато тоже хочет женить князя, но на своей подопечной. Под неумолкающий смех зрителей хитрая Ханума, «лучшая сваха в мире», неустанно плетёт интриги и, в конце концов, даёт возможность влюбленным обрести счастье.
«Мы специально привезли к вам молодых актёров, – сказала администратор Кабардинского театра Зарета Ашхотова. – Все они очень хотели погостить в вашей республике, познакомиться с вашей творческой молодёжью. Возможность для этого есть. Мы будем играть «Хануму» и сказку «Сын медведя» в аулах Хабезе, Кош-Хабле, Али-Бердуковском. В обменных гастролях участвует и ваш Республиканский черкесский драматический театр, который через десять дней покажет свой репертуар жителям нашей республики».
И ещё. Хлебосольность – неукоснительная традиция нашего региона. С этим мы не оплошали. Но вот гостей-артистов полагается к тому же встречать аншлагом. К сожалению, его не было.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях