Понимая и принимая чужую боль…

20 ноября в 08:02
4 просмотра

Третий час ночи. В тревожной тишине слышен шум приближающего автомобиля. Яркий свет фар осветил двери отделения республиканской детской реанимации. Там уже ждут. Все готово к отъезду. Бригада автомобиля медицины катастроф принимает тяжелобольного ребенка. Завернутая в одеяло обессиленная девочка спит. Система подает раствор, монотонно отсчитывая живительные капли компонентов крови. Все делается для спасения ее жизни. Мать с тревогой вслушивается в дыхание и держит прохладную ручку. Бесцветное лицо, бледные губки и критически низкий уровень гемоглобина. Девочка, несмотря ни на что, слабеет на глазах. Время пошло. Машина медицины катастроф мчится, рассекая темноту. Час до аэропорта Минеральных Вод, там уже ждут. Через мучительно тревожных два часа борт в Москве встречает автомобиль скорой помощи. В клинике четко дают понять, что еще чуть-чуть и было бы поздно.

Третий час ночи. В тревожной тишине слышен шум приближающего автомобиля. Яркий свет фар осветил двери отделения республиканской детской реанимации. Там уже ждут. Все готово к отъезду. Бригада автомобиля медицины катастроф принимает тяжелобольного ребенка. Завернутая в одеяло обессиленная девочка спит. Система подает раствор, монотонно отсчитывая живительные капли компонентов крови. Все делается для спасения ее жизни. Мать с тревогой вслушивается в дыхание и держит прохладную ручку. Бесцветное лицо, бледные губки и критически низкий уровень гемоглобина. Девочка, несмотря ни на что, слабеет на глазах. Время пошло. Машина медицины катастроф мчится, рассекая темноту. Час до аэропорта Минеральных Вод, там уже ждут. Через мучительно тревожных два часа борт в Москве встречает автомобиль скорой помощи. В клинике четко дают понять, что еще чуть-чуть и было бы поздно. А дальше больничные коридоры, белые халаты, капельницы, переживания. Там, в Москве, врачи подарили надежду…
Эта и многие не менее драматичные истории с более или менее положительным результатом смогли быть благодаря слаженной работе сотрудников отделов охраны материнства и детства и организации медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики с ведущими клиниками России. Консультантам отдела понадобился всего один день для того, чтобы подготовить документы, решить организационные вопросы и связаться с клиникой. Первый звонок в Ростов:
– У нас острый лимфобластный лейкоз, девочка 6 лет, вторая группа крови…
– Принять сможем через семь дней. Нужной группы крови нет.
Но время не ждет. Гемоглобин падает с катастрофической скоростью, бласты увеличиваются в геометрической прогрессии.
– Алло, Москва! У нас ребенок…
И такое долгожданное:
– Ждем!
Это реальная история из жизни одной семьи города Черкесска, в которой тяжелая болезнь стала незваным гостем. Буквально за несколько дней до описанных событий ничто не предвещало беды, и вдруг, как гром среди ясного неба, страшный диагноз – лейкоз. Растеряться в такой ситуации может каждый, но только не сотрудники отдела охраны материнства и детства и лечебно-профилактической помощи взрослому населению Министерства здравоохранения республики. Это они: Белла Батчаева, Мина Теунаева и Айшат Хатуева, во главе с Тамарой Кипкеевой и Татьяной Аргуновой – держат руку на пульсе республики в прямом и переносном смысле.
Обычный офисный кабинет – несколько столов, компьютеры, папки документов и телефоны. Несмотря на обыденность обстановки, здесь находится головной центр медицинского обслуживания Карачаево-Черкесской Республики. Большая карта на стене с множеством оранжевых меток наглядно показывает расположение объектов здравоохранения первичного звена на территории КЧР. Именно оттуда, из больниц и поликлиник, от участковых врачей поступает вся необходимая информация о состоянии здоровья жителей республики, а также сигналы о необходимости неотложной высокотехнологичной медицинской помощи.
Каждый сотрудник отделов лечебно-профилактической помощи взрослому населению и охраны материнства и детства имеет многолетний опыт практической медицины. Белла Азретовна Батчаева по специальности врач-терапевт, Мина Матлябовна Теунаева, в народе именуемая теперь «главным педиатром республики», почти 30 лет проработала в детской поликлинике Черкесска, Айшат Алиевна Хатуева – клинический лаборант. Теперь в их ведомстве вся республика. Консультанты отдела производят мониторинг терапевтических участков республики, ведут статистику смертности и заболеваемости, курируют вакцинацию, квоты, занимаются организацией лечебно-профилактической помощи населению и ведут прием граждан по всем вопросам оказания медицинской помощи населению. Казалось бы, техническая работа с цифрами и данными, ан нет – с живыми людьми.
Именно здесь решаются вопросы оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению как в лечебных учреждениях республики, так и за ее пределами. В Карачаево-Черкесской Республике пока высокотехнологичную помощь можно получить в онкологическом диспансере, Карачаево-Черкесской республиканской больнице и Региональном сосудистом центре. Но, несмотря на то, что медицина в Карачаево-Черкесии стабильно развивается, случаются заболевания, которые встречаются крайне редко и требуют экстренной специализированной помощи или являются профильными, например неврология, кардиология, травматология, ортопедия и другие. Особое внимание к людям с инвалидностью. Пациенты с особыми потребностями направляются в федеральные лечебные учреждения для получения специализированной высокотехнологичной медицинской помощи. Основные характеристики работы в этом направлении – быстрота и оперативность. Ведь от того, насколько молниеносно среагируют работники отдела, зависит течение болезни, эффективность лечения и даже… человеческая жизнь.
География взаимодействия Министерства здравоохранения КЧР с лечебными учреждениями страны обширна. Пациентов из республики направляют в федеральные лечебные учреждения Ростова, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, Беслана, Астрахани, Смоленска и других городов. Практически еженедельно приходится спасать чью-то жизнь. Самый тревожный фронт – неотложные заболевания – лейкозы и ожоги. Буквально на днях четверых жителей республики с тяжелыми ожогами направили в Краснодарский ожоговый центр.
– Ситуация сложилась экстренная и требовала немедленного реагирования. Приятно, когда вовремя успеваем помочь. Особая благодарность медучреждениям, которые оперативно реагируют на наши запросы, например, как Краснодарская краевая больница, где не побоялись принять двух детей и двоих взрослых с ожогами 30-40%. Один пострадавший уже выписан, остальные проходят поэтапное лечение, – рассказала начальник отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению Белла Батчаева.
На диагнозы с угрозой для жизни в отделах Минздрава КЧР реагируют молниеносно. При необходимости транспортировки пациентов на близкие расстояния перевозку осуществляет оборудованный реанимобиль. Также реанимобили экстренно доставляют в лечебные учреждения пострадавших при сложных ДТП. С появлением реанимобилей в 2014 году в республике заметно снизилась смертность на дорогах. В 2014 году за 9 месяцев на дорогах республики погибло 100 человек, в 2015 – 82 человека.
Отдел лечебно-профилактической помощи взрослому населению и отдел охраны материнства и детства неразрывно связаны, а многие рабочие вопросы решаются сообща, как, например, в случае с ожоговыми больными. Ежедневно этот небольшой слаженный коллектив выполняет непростую стратегическую, многоплановую работу. В дни приема у специалистов министерства нет и минуты отдыха. Звонки, посетители, болезни, вопросы, выписки, консультации, справки – список можно продолжать бесконечно. Но, несмотря на большую загруженность и ответственность за человеческую жизнь, все сложные вопросы решаются без нервозности и лишней суеты. Только за 9 месяцев текущего года отделом охраны материнства и детства направлено в федеральные учреждения для оказания медпомощи 2907 человек, уже получили высокотехнологичную медицинскую помощь 1509 человек (данные взрослого отдела).
Консультанты Минздрава республики направляют пациентов не только на неотложное лечение, но и на плановое. А каждый житель республики, отправленный на лечение, для работника отдела становится не просто пациентом – подопечным. Работники отдела могут связаться для получения информации о лечении не только с заведующим отделением, но и с ординатором, лечащим врачом и с самим пациентом. Кроме того, они отслеживают исполнение рекомендаций после выписки и курируют вопросы прохождения дальнейшего курса лечения.
К сожалению, случается так, что лечение не приносит должного результата. В такие моменты работники отделов охраны материнства и детства и лечебно-профилактической помощи: взрослому населению не сдерживают своих чувств.
– Это сложно. Врач умирает с каждым пациентом. В то же время, у практикующего врача есть иммунитет, который вырабатывается с годами работы. Мы же пропускаем все через себя и сопереживаем всей душой. Равнодушным к чужой беде остаться невозможно, – поделилась консультант отдела охраны материнства и детства Мина Матлябовна.
Все же чаще работники отдела встречаются с положительными эмоциями. Своевременно оказанная медицинская помощь спасает сотни жизней. Пациенты, успешно прошедшие лечение, вернувшись в республику, всегда помнят тех, кто помог в трудную минуту и сделал все для того, чтобы спасти и сохранить жизнь. Именно это дает этим удивительным неравнодушным женщинам силы для дальнейшей работы. Ведь, невзирая на многозадачность и большие объемы работы, они делают все для того, чтобы каждый житель республики мог быть спокоен не только за качество медицинского обслуживания, но и был уверен в том, что ему помогут.

Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях