Рак не приговор

17 февраля в 11:05
 просмотров

В этом месяце весь мир отмечал день борьбы с раковыми заболеваниями. Мрачное по своему звучанию слово «рак» вызывает страх, чувство обреченности, ощущение тупика, из которого нет выхода. Но рак не приговор! С онкопатологией можно и нужно бороться. Врачи Карачаево-Черкесского онкологического диспансера своим каждодневным трудом на живом примере десятков и сотен людей доказывают, что рак – абсолютно не такой непобедимый враг, каким он кажется на первый взгляд. О том, как в целом обстоит ситуация с онкологией в Карачаево-Черкесии, мы побеседовали с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой онкологии и лучевой терапии Ставропольского государственного медицинского университета, многоопытным специалистом и талантливым хирургом, который первым в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае внедрил ряд методик лечения и операций, главным врачом республиканского онкодиспансера Арсеном КОЙЧУЕВЫМ.

В этом месяце весь мир отмечал день борьбы с раковыми заболеваниями. Мрачное по своему звучанию слово «рак» вызывает страх, чувство обреченности, ощущение тупика, из которого нет выхода. Но рак не приговор! С онкопатологией можно и нужно бороться. Врачи Карачаево-Черкесского онкологического диспансера своим каждодневным трудом на живом примере десятков и сотен людей доказывают, что рак – абсолютно не такой непобедимый враг, каким он кажется на первый взгляд. О том, как в целом обстоит ситуация с онкологией в Карачаево-Черкесии, мы побеседовали с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой онкологии и лучевой терапии Ставропольского государственного медицинского университета, многоопытным специалистом и талантливым хирургом, который первым в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае внедрил ряд методик лечения и операций, главным врачом республиканского онкодиспансера Арсеном КОЙЧУЕВЫМ.
– Арсен Аскерович, охарактеризуйте, пожалуйста, общую ситуацию с онкозаболеваемостью в Карачаево-Черкесии. Каково положение дел по сравнению с другими регионами России?
– На конец года в республике на учете стояли порядка 7 тысяч больных. В среднем, каждый год онкозаболевание впервые диагностируется у 1000-1300 жителей Карачаево-Черкесии, погибают около 116 человек на 100 тысяч населения. По всем показателям (количество больных на 100 тысяч населения, выявляемость, смертность) – мы твердые середнячки. Нужно понимать, что рак – коварное заболевание, в статистике причин смертности населения России злокачественные новообразования занимают второе место, заболеваемость онкопатологией во всем мире стремительно растет.
Но вместе с тем медленно, но снижается смертность, а продолжительность жизни пациентов, прошедших лечение, заметно выросла.
– Какие формы рака лидируют в республике? Как изменилась распространенность отдельных форм злокачественных новообразований за последние пять-десять лет?
– На первом месте у нас – злокачественные новообразования молочной железы, на втором – рак предстательной железы, и замыкает первую тройку рак легких. Отрезок времени в пять лет, наверное, мал. А вот за десять лет, действительно, многое поменялось. К примеру, в Карачаево-Черкесии такая форма злокачественных новообразований, как рак предстательной железы, была весьма далека от лидирующих позиций. Значительно меньше было и количество больных раком почки и головного мозга.
– Как вы считаете, с чем это связано? С поменявшимся образом жизни людей, особенностями экологии?
– В большей степени это связано с улучшением диагностики этих опухолей. Увеличение количества томографов, широкое распространение узи, появление маркеров для выявления рака предстательной железы – все это способствовало расширению возможностей диагностирования чуть ли не в десятки раз. Выявление и регистрация патологий предстательной железы внушительно активизировались с появлением в 2014 году в республике онкоурологической службы…
– Своевременное выявление злокачественных новообразований на ранней стадии – во многом залог успеха будущего лечения. Какие меры принимаются онкологической службой Карачаево-Черкесии для улучшения работы в этом направлении?
– С целью повышения выявляемости онкозаболеваний мы регулярно организуем выезды врачей-онкологов в районы, чтобы помочь первичному звену. Такие выезды стимулируют и больных, и персонал медучереждений. Значительно удалось улучшить показатели выявляемости благодаря тому, что в каждом районе появились свои онкологи. Всего несколько лет назад о такой сети мы только мечтали. Но нужно понимать, что ранняя диагностика – это, прежде всего, сфера первичного звена. Когда человека что-то беспокоит, он идет не к онкологу, а к участковому врачу. И очень важна здесь повышенная онконастороженность врачей, тщательное проведение диагностических мероприятий, профосмотров. Сейчас перед регионами поставлена четкая задача – довести выявляемость каждой формы онкозаболеваний на 100 тысяч населения до определенного уровня. И мы, конечно, будем стремиться к этой планке. Но уже можно говорить о том, что в сфере диагностики и лечения онкозаболеваний в Карачаево-Черкесии произошел, без сомнения, колоссальный прорыв!
– Согласна с вами: не только работники отрасли, но и обычные жители отмечают те кардинальные изменения, которые произошли за последние несколько лет в онкологической службе республики, престиж ее заметно возрос. Что дало такой сильный толчок к развитию?
– В первую очередь, это программа модернизации здравоохранения, благодаря которой с 2011 по 2013 год мы получили новое оборудование: маммографы, аппараты узи, эндоскопические стойки, биохимические анализаторы и многое другое. В 2014 году по Национальной онкологической программе диспансеру было выделено 300 миллионов рублей на покупку оборудования (компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы, рентгенологическое оборудование, наркозное оборудование, аппарат интраоперационной лучевой терапии и т. д.). В рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России» сегодня ведется долгожданное строительство современного здания онкологического диспансера. И коллектив, и онкологические больные – мы все очень благодарны Главе КЧР Рашиду Темрезову, без принципиальных решений и стараний которого нам бы не удалось войти в федеральную программу по онкологии и в условиях софинансирования взяться за строительство нового диспансера.
– Расскажите подробнее про новое здание онкодиспасера. Что оно будет из себя представлять и какова его значимость в реалиях сегодняшнего дня?
– Строительство нового диспансера – это насущная необходимость. Сейчас мы располагаемся в приспособленном помещении, которое не отвечает всем нуждам онкологической службы республики: кабинетов для врачей не хватает, коридоры узкие, оборудование диагностическое из-за нехватки мест установлено в одном помещении, что снижает пропускную способность; коек тоже недостаточно (75 – вместо положенных 115), гематологическое отделение вынужденно пока функционирует на базе республиканской больницы, а главное – в старом здании невозможно создать лучевую службу, потому что она предполагает серьезное оборудование, которое должно располагаться в специализированных помещениях, которыми мы на сегодняшний день не обладаем. Новое здание онкологического диспансера будет состоять из корпуса поликлиники на 100 посещений в смену, где также будет размещаться диагностическое отделение, рассчитанное на 136 посещений в смену; корпуса стационара на 115 коек, где будут функционировать 6 отделений, операционный блок, а также долгожданный блок лучевой терапии. Планируется, что мы перейдем в новое здание уже в этом году.
– Арсен Аскерович, в первый год вашей работы в должности главного врача (2014 г.) на заседании Общественной палаты КЧР, помнится, вы представили доклад о положении дел в онкологическом диспансере. И тогда ключевой проблемой была огромная нехватка в сфере медикаментозного обеспечения. Это проблема по-прежнему актуальна?
– Я вам объясню. Знаете, как получается: нет пациентов – нет денег. До 2014 года пациенты не имели возможности получить полное адекватное лечение в субъекте, потому что отсутствовали необходимое оборудование, специалисты, которые на нем работали бы, не было в достаточной мере медикаментозного обеспечения. Поэтому наших больных мы были вынуждены отправлять в Ставропольский край, Краснодарский край и т. д. То есть наши деньги утекали в другие субъекты. И получался замкнутый круг: нет пациентов – нет денег, нет денег – не можем обеспечить лечение на достойном уровне, не можем обеспечить достойным лечением – пациенты уезжают.
Сейчас все кардинально изменилось. У нас есть все необходимое оборудование, есть квалифицированные специалисты, которые работают с этим оборудованием, вместе с тем у нас стали шире возможности: в 2015 году мы получили лицензию на выполнение высокотехнологичных операций, медикаментозное обеспечение теперь тоже находится на достойном уровне, скоро мы сможем проводить и лучевую терапию. То есть теперь пациентам нет надобности куда-то выезжать. Исключение – направления, которых у нас пока нет: таракальная хирургия, лоронкология, лучевая терапия. Следовательно, денег у онкологического диспансера достаточно для медикаментозного обеспечения пациентов. Для сравнения: на эти цели в 2012 году выделялось 15 миллионов рублей, в 2015 г. – порядка 50 миллионов рублей, а в нынешнем году эта сумма возрастет до 80 миллионов и более.
– А проблемы с высококвалифицированными кадрами имеются?
– Я могу сказать, что сейчас мы почти на 100% обеспечены всеми необходимыми специалистами. Четверо из сотрудников имеют кандидатскую научную степень. Все врачи регулярно выезжают на курсы повышения квалификации в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Вот я сам в феврале поеду на курсы по теме органосохраняющих операций при раке молочной железы. Наука не стоит на месте, и мы стараемся не отставать, быть в курсе всех открытий и нововведений, повышаем свой профессиональный уровень.
– Самый частый вопрос на форумах, посвященных онкологии: «Существует ли какая-то профилактика онкозаболеваний?». Подскажите, пожалуйста, нашим читателям, что нужно делать, чтобы максимально снизить риски заболеть раком?
– Самый действенный и основной метод профилактики – это ранняя диагностика: если вас что-то беспокоит, не тяните, сразу обращайтесь к врачу. Вероятность заболевания резко повышается после 40 лет. Те, кто подошел к этому возрасту, должны каждый год проходить медосмотры, делать рентген легких, узи брюшной полости, сдавать анализы на онкомаркеры, делать узи молочных желез и узи органов малого таза – для женщин и узи предстательной железы – для мужчин. Доказаны определенные факты наследственной предрасположенности к разным формам рака. Если онкологическое заболевание есть у вашего близкого родственника, необходимо при обследовании заострять внимание именно на этом органе. Особенно это касается рака молочной железы, желудка, рака толстой кишки. Важно своевременно лечить и не запускать хронические и так называемые предраковые болезни: полипы толстой кишки и желудка, язвенную болезнь желудка, аденому предстательной железы и мн. др. Ну и, конечно, чтобы снизить риски, нужно отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни, правильно и полноценно питаться, минимализировать канцерогенные факторы в питании и быту.
– И напоследок, рак часто отождествляют с приговором к смерти. Так рак – это приговор или?..
– Нет, рак – это не приговор. На данном этапе науки 90% онкологических заболеваний, выявленные на 1-2 стадии, полностью излечимы. Главное, о чем нужно помнить каждому, это о культуре бережного отношения к своему здоровью. Не пренебрегайте профилактикой и диагностикой и будьте здоровы!

Фатима БИДЖИЕВА
Поделиться
в соцсетях