Не скроют тучи солнца

24 февраля в 10:45
1 просмотр

Недавно без особой шумихи тихо и незатейливо прошел Всемирный день борьбы с раком
В глубине души этого диагноза страшатся все. И потому во Всемирный день борьбы с раком, провозглашенный Международным союзом по борьбе с онкологическими заболеваниями, я решила вместо традиционной беседы с онкологами поговорить с теми, кто мужественно борется с недугом или победил его.
Сказано – сделано. Встретились мы дома у Зои Колиевой, бывшей онкобольной, как представилась она сама.
«Лечимся вкусно, – сказала хозяйка, пригласив нас за стол. – Жизнь должна быть красивой, поэтому я не люблю просто готовить еду ради насыщения. Все продукты, которые я использовала, поддерживают силу и энергию».

Недавно без особой шумихи тихо и незатейливо прошел Всемирный день борьбы с раком
В глубине души этого диагноза страшатся все. И потому во Всемирный день борьбы с раком, провозглашенный Международным союзом по борьбе с онкологическими заболеваниями, я решила вместо традиционной беседы с онкологами поговорить с теми, кто мужественно борется с недугом или победил его.
Сказано – сделано. Встретились мы дома у Зои Колиевой, бывшей онкобольной, как представилась она сама.
«Лечимся вкусно, – сказала хозяйка, пригласив нас за стол. – Жизнь должна быть красивой, поэтому я не люблю просто готовить еду ради насыщения. Все продукты, которые я использовала, поддерживают силу и энергию».
Блюда притягивали внимание яркими цветами. Рулетики из курицы с яйцами, камбала с зеленью, «кавардак» (тушеные капуста, зелёная фасоль, тыква, помидоры и лук, приправленные чесночным соусом). В малопривычные для нас бурые водоросли Зоя добавила миндальные орешки, в кисель из льняного семени – апельсиновый сок. Специально для Ивана Петровича, переставшего ощущать вкус пищи, были выставлены карри, орегано и корица. Ради гостьи, проходящей химиотерапию, на отдельной тарелочке красовались имбирь и сухарики, посыпанные солью. «Чтобы не тошнило», – прокомментировала Зоя. Вода была в больших графинах. Пить её, спасительницу почек, приходится всем по десять стаканов в день.
Признаться, я была поражена, увидев за столом не жертв болезни – людей в глубокой депрессии, а обычных мужчин и женщин, очень приятных в общении. Написала это, а перед глазами вдруг высветились строчки «Песни о Буревестнике» Максима Горького – первая, вторая, третья… К чему бы это, ведь случайностей не бывает? И вдруг – озарение. Каждый из них и есть буревестник, не позволяющий року раздавить свой дух, сломить душу. Помните: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает…»
Конечно, это пик романтизации борьбы за жизнь. Гимн людям, неимоверными усилиями не только противостоящим Судьбе, но еще и успокаивающим сердца родных и друзей. Бог им в помощь!
Учительница Анна Сергеевна Атаянц заболела раком кожи лет двадцать пять назад. Родственники запаниковали и вереницей потянулись к ней в гости – явный признак того, что путь к исцелению закрылся. Но, придя в себя после шока, Анна Сергеевна решила держаться внешне спокойно: дети только вышли в люди, внуки вокруг – нельзя быть им в тягость. Оставаясь по-прежнему хлебосольной, весёлой и гостеприимной, она выращивала фасоль и помидоры, держала кур. И кто знает, если бы не это испытание, возможно, не оценила бы привязанность и силу любви своих детей. Лечение у лучших врачей, сбалансированное питание, благоустройство двора, обустройство дома и многое-многое другое – всё было для неё! И случилось чудо – Анна Сергеевна (Арисак, как называют её знакомые) выздоровела.
Недавно выступала на дне рождения племянника – говорила так звонко и остроумно, что молодёжь позавидовала – нам бы такую энергию. Сейчас ей 86 лет. Временами «давит» гипертония. Беспокоят камни в почках. Но это уже другая история.
Красавица Ольга Нефедова через три месяца после химиотерапии неожиданно похорошела ещё больше. Имидж не похож на прежний: на голове короткий ёжик, брови, вытянувшиеся в ниточку, смешливые глаза. Как и полагается женщине, озабочена собственной комплекцией. Пожаловалась, что, несмотря на правильную диету, превратилась после операции в толстушку. «Неча на зеркало пенять, – пожурила её Соня Акопова. – После болезни ты почти не двигаешься – вот тебе и ожирение! Вспомни, какой ты была быстрой, на месте не сидела. Что-то болит?» – «Нет». – «Тогда присоединяйся к нашей группе вечерних «прогульщиков». Сразу убьёшь двух зайцев. Физкультура на Зелёном острове быстро уберёт с тела лишний вес и не допустит возвращения рака».
«Мне было бы гораздо легче лечиться, если бы я вовремя проверился у врача, – обратился ко мне Владимир Перов, – расскажите о моей истории читателям газеты, чтобы они не повторяли мои ошибки. Злокачественные опухоли формируются незаметно – в этом я убедился на себе. По врачам не ходил, считал, не мужское это дело. Но года два назад заметил, что всё чаще тянет ко сну. Решил – перетрудился. Как ни заставляла жена, к терапевту не пошёл – подумаешь, оправдывался, переутомился. А тут ещё и стройнеть стал, я обрадовался, супруга – нет, худых мужчин она никогда не признавала. Снова подступила – иди да иди к доктору. Поддался я ей только когда совсем с лица спал. Участковый врач даже на анализы не послала, сразу направила в онкодиспансер, где мне «всыпали» по полной за то, что, по несознанию, вырастил опухоль. Я не обиделся, сам виноват, сколько раз слышал: «рак не смертелен, смертельно невежество!». С какими глазами явлюсь теперь домой? Но ничего, обошлось. Люся пожурила немного, так, для профилактики, и успокоила: «Не бойся, я с тобой! Сдюжим! Не вздумай оставить меня одну!» Почему-то эти слова устыдили меня. Жена, самый близкий мне человек, боится меня потерять, любит, поддерживает, верит, что выздоровлю, а я хандрю. На душе стало спокойно, я почувствовал себя счастливым, потому что понял: выкарабкаюсь! Люсе нужен я живой, и никто другой. Я мужчина крепкий, скелетине с косой со мной не справиться, меня так просто не взять. И отогнал её подальше. Второй год не суётся в наши двери».
«А моя жена оказалась Тигрией Львовной, – вздохнул Иван Давыдов. – Дома не было ни минуты покоя, придирки, придирки. Врач сказал, рак горла заработан из-за стрессов. Сначала появилась язва на губе, потом охриплость. О лечении говорить не хочу. Спасибо врачам, отвоевал два года жизни, радуюсь каждой её минуте. Болезнь заставила пересмотреть отношения с женой и развестись с ней. Через несколько месяцев в моей жизни появилась наконец девушка, любящая меня, больного, по-настоящему. Мы с ней постоянно ездим в горы. Я стал лучше чувствовать себя, значит, умирать ещё рановато. Скоро поженимся. Хочется оставить после себя на земле родную кровь».
Этим людям бывает порой нестерпимо тяжело. Но человек ко всему привыкает. К жизни с болью, такой нелёгкой и всё-таки желанной, к мистике, которая всегда воодушевляет. Ольга Орлова, узнав в 1981 году о шокирующем диагнозе, готова была биться о стенку головой или выпить яд. Она явно чувствовала, что сходит с ума. Тело кололо, как иголками, Ольга не могла ни присесть, ни прилечь – начиналась противная щекотка, которую она не переносила с детства. Спустя несколько дней в измученную душу пришла мысль: «Рыдай не рыдай, что должно случиться, произойдёт. Болезнь заслужила грехами. На операцию не пойду, чтобы, пока Бог не призвал, успеть сгладить обиды, которые вольно или невольно нанесла людям, и помочь тем, кому сейчас гораздо хуже моего». Как ни странно, неприятные ощущения внезапно исчезли. Опустошённая, она крепко уснула. Родителям, которые договорились об операции с главным врачом онкодиспансера Бутовым, сказала потом, что съездила в Москву, диагноз не подтвердился. Дополнительно устроилась на несколько работ, надо было заработать деньги для дочки. Стала потихоньку посещать церковь (ездила в Усть-Джегуту), где её никто не знал (тогда за такой «пассаж» можно было лишиться должности, Ольга была руководителем среднего звена). Многое переоценила. От многой скверны освободилась. И, как ни странно, болезнь прошла сама собой. Священник сказал ей: «Помог Бог».
Кстати, историй о неожиданных исцелениях множество. В Дивеевском монастыре, где нашёл вечный покой Серафим Саровский, их скрупулёзно собирают. Возле иконы чудотворца – целый клад драгоценностей, подарков от бывших онкобольных.
Пообщавшись с друзьями Зои Колиевой, я получила утешительный приз в виде выводов: онкология – тяжёлая психологическая драма, но она победима, если борьбу с ней начать с исцеления души. Относиться к ней надо по-философски, как к проверке на прочность, не превращаясь в серое «оно» (не забывая, кем вы являетесь, мужчиной или женщиной), и вести себя так, чтобы близкие не только переживали и плакали, но и радовались вашему хорошему настроению.     
Раньше я часто мучилась сомнениями, если страдал порядочный человек или ребёнок. «За что?» – спрашивала я и не находила ответа. Но однажды мой ныне покойный брат Валерий Георгиевич разъяснил: «Бог испытывает на Земле лишь тех, кого любит, муки на том свете несоизмеримы с нашими».
И ещё. В одной из притч говорится, что ангелы, сопровождающие нас в течение всей жизни, в самые трудные моменты, когда мы теряем силы, несут нас на руках. Хочется верить, что именно они помогают больным выздоравливать, учёным – создавать новые действенные лекарства, врачам – правильно лечить, близким – сочувствовать, обществу – решать проблемы онкологических больных. Ради этого и отмечается Всемирный день борьбы с раком. Онкологии не надо бояться. Лечению не поддаётся лишь малый процент видов рака, и то сейчас научились его сдерживать.
Однако спасёт себя только настроившийся на победу человек. И это уже аксиома.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях