Место жительства можно сменить…
Верно в народе говорят, что мало есть в мире более интересных вопросов, чем вопросы, связанные со словами, с именами, названиями. Взять, к примеру, поселок Майский, в котором я живу и в школе которого работаю. У него прелюбопытнейшая история, несмотря на относительную молодость названия. Но, прошу заметить, только названия.
На месте сегодняшнего поселка в 1787 году – местность тогда называлась двояко – Реданка – Рыданка – был построен казачий наблюдательный пост № 1 от станицы Воровсколесской. Немного позже местность пополнится еще одним постом под названием Новенький. А через три года будет построен большой редут Воровской в районе горы Сычевой. Редут (для непосвященных) – отдельно стоящее сторожевое укрепление сомкнутого вида, предназначенное для круговой обороны.
Верно в народе говорят, что мало есть в мире более интересных вопросов, чем вопросы, связанные со словами, с именами, названиями. Взять, к примеру, поселок Майский, в котором я живу и в школе которого работаю. У него прелюбопытнейшая история, несмотря на относительную молодость названия. Но, прошу заметить, только названия.
На месте сегодняшнего поселка в 1787 году – местность тогда называлась двояко – Реданка – Рыданка – был построен казачий наблюдательный пост № 1 от станицы Воровсколесской. Немного позже местность пополнится еще одним постом под названием Новенький. А через три года будет построен большой редут Воровской в районе горы Сычевой. Редут (для непосвященных) – отдельно стоящее сторожевое укрепление сомкнутого вида, предназначенное для круговой обороны. Следы редутских построек можно и сегодня увидеть на возвышенности, что находится севернее поселка, как и найти Рыданку на некоторых старинных географических картах…
Рыданка – не просто чистое название, так сказать, лишенный содержания звук. По сей день по вопросу его происхождения спорят между собой старожилы и историки. Одни говорят, что во время Кавказской войны здесь частенько случались стычки между горцами и казаками. И, дескать, во время одной из них горцы уничтожили казацкий пост. Семьи погибших были настолько безутешны, что плач их был слышен за десятки верст вокруг… Оттого и прозвали редут и его окрестности Рыданкой.
Другие утверждали, что не горцы, а казаки напали на чумаков, так они звали горцев, когда те везли из Азова по бекешевской дороге мимо поста соль. Те, кому удалось спастись во время этой бойни, быстро вернулись с подкреплением, которое положило в тот день много казаков… И не Рыданка, хотя почему бы и нет опять-таки, а слова «Чумацкий лес», «Чумацкая балка» стали горестными синонимами названия этой местности…
Имела место и третья версия. Помещик Марченко, обосновавшийся здесь, построил огромный дом и обнес его высоким неприступным забором. Времена были тревожные – шло заселение Кавказа. Так вот, если кто-либо из работников задерживался по той или иной причине позже означенного времени, а именно восьми вечера, попасть в усадьбу он более не мог до следующего утра. Ворота запирались на все засовы во избежание разбойного нападения горцев. Что говорить о тревожных ночах, если даже пахать в поле мужчины выезжали с оружием. Так вот, семья не вернувшегося вовремя казака начинала его оплакивать, даже ничего не зная о его судьбе… О том, жив он или убит… Вот тебе и опять, как ни крути, – Рыданка. Безутешное горе и слезы…
Коль уж зашла речь о помещиках. До революции здешние земли принадлежали помещикам Мединякову и Силину. Район поселка нынешнего, в частности, так и назывался: «Кочевка Силина». Губа у помещика была не дура – там росла густая, сочная трава и рядом протекали две речки – Чумацкая, относящаяся к Каспийскому водоразделу, и Куршава. В годы Советской власти на силинской кочевке был построен конесовхоз, позже его назовут конезавод №89, и он будет поставлять лошадей Красной Армии. И все будет складываться хорошо, многие получат работу в конезаводе, в поселок наедут специалисты отовсюду, вот только досадно будет местному люду и нестерпимо обидно оттого, что стройматериалами для постройки конюшен послужат камни и кирпичи из разрушенной в станице Воровсколесской церкви.
Одним из первых для ухода за матками элитных лошадей по направлению в наши края приехал Иван Македонович Джента с женой Евдокией. Евдокия Васильевна работала санитаркой, а потом подалась в молотобойцы к кузнецу Егору Кондратьевичу Бородаю. Следом в поселке появилась семья татар, правда, фамилию их так никто и не может вспомнить.
Люди приезжали и селились в шалашах поначалу и землянках. Затем построили барак. Барак не сохранился, разумеется, но именно с этого места берет сейчас свое начало нынешняя улица Урожайная.
Несмотря на трудности, люди жили все на редкость дружно. Бывало, говорят, испекут женщины хлеб из кукурузной муки и зовут к столу, сбитому под дощатым навесом, всех – стариков, детей, соседей, проходящих ненароком мимо. За отдельным столом, весело переговариваясь, сидели мужики – Щербанев, Бородай, Крапивко, Семенов, Чайка…
В 1936-37 годах стали строить в поселке много бараков, чтобы вызволить людей из-под земли, в прямом смысле этого слова (Два блочных барака сохранились до сих пор, и в них по-прежнему живут люди – авт.). Открыли в Рыданке семилетнюю школу, клуб, магазин, планировали осенью 1941 года сыграть несколько свадеб в поселке, но летом, когда все вокруг пахло медом и первыми яблоками, над этими мгновениями нависла жестоко разрушающая и убивающая сила – война с Германией. И почта стала с первых же дней приносить похоронки, неся в семьи горе и плач, сиротство и обездоленность.
С августа 1942 года по январь 1943-го Рыданка «была под немцем», но сопротивлялась врагу, как могла. Так, табунщик Сергей Завгородний попытался спасти конезаводской табун лошадей и угнал его в горы по Военно-Грузинской дороге, правда, часть табуна враг отбил. А вот Наденька Трибунская тогда была очень маленькой, но помнит, как веселились немцы в поселке, включив патефоны. Патефон детей поразил, и они, переборов страх, подошли к немцам. Чем приглянулась малышка немцу, кто знает, скорей всего напомнила его дочь, но он протянул ей шоколадку… Помнят Надежда Николаевна и ее сверстники, как два дня шли бои за поселок. Как фашистский снаряд убил двух красноармейцев, когда они, разгоряченные боем, спустились к ручью, чтобы напиться воды…
Когда немцы были выбиты, раненых бойцов жители поселка разобрали по домам, а убитых свезли в подвал (на его месте сегодня стоит школа), чтобы хоть как-то установить их личности и дать знать их родным, куда бы они могли приехать и проведать могилы отцов, сыновей… Но при погибших не было никаких документов, никаких опознавательных знаков. Словом, полное отсутствие права на имя, на память… Но не дали этому произойти жители поселка. Т. Юрченко, М. Чухрай, Чабанная, А. Шалашова, Е. Джента похоронили солдат в братской могиле, за которой приглядывали всем миром.
В 1943 году в поселок приехал Иосиф Сергеевич Ромазов, воевавший на фронте вместе с Буденным. В одном из боев Ромазова тяжело ранило. После выписки из госпиталя его комиссовали и назначили директором Рыданского конезавода. Первым делом он построил себе дом. Нет, не шиковал директор в отличие от других начальников, он построил его из самана старого барака. Потом в этом доме в разные времена размещались амбулатория, детский сад. К сожалению, дом не сохранился, но растет и радует своими плодами именная черешня, посаженная Иосифом Сергеевичем. Военный человек, кстати, так и не снявший даже в мирное время военную форму, он, как охранная грамота, «витал» над крышей каждого дома, над судьбой каждого человека о вверенном ему населенном пункте. Он навел такой порядок, что ни одна веточка в саду, парке, лесополосах, разбитых им и жителями поселка под его руководством, не была повреждена. По его приказу скотину до выгона и обратно водили на веревке, дабы она не бродила по улицам, нанося урон зеленым насаждениям.
Когда Ромазова убили, естественно, за его принципиальность, честность, неподкупность, на его похороны прилетел Буденный. Самолет с маршалом приземлился на площадке напротив нынешней птицефабрики. На поминки Семен Михайлович не остался, но обещался приехать не раз на могилу друга. Второй раз Буденный приезжал в поселок не только помянуть друга, но и отобрать лошадей для армии. Жеребца Риска-1, приглянувшегося Буденному, ему подарили….
После войны поселок изменился неузнаваемо. Зашумели сады, вдоль дорог – на месте нынешнего детсада – красовались акации, пирамидальные тополя, липы… Всеми посадками руководил Василий Щербанев, по его же инициативе каждый школьник летом должен был поливать семь деревьев… Да что деревья! В поселке стали массово выращивать виноград, малину, клубнику, арбузы, весной в парниках сажали капусту, помидоры, редиску…
Когда Ромазов погиб, его сменил Пашков, который работал ранее ветеринарным врачом. К тому времени недавние «чертовы кулички», то бишь Рыданка, стала советской стройкой. В 1954 году центральная усадьба стала первым отделением совхоза «Октябрьский», в 80-е стали строить птицефабрику «Майская», в 1983 году организовали совхоз «Родниковский», в состав которого вошли наш поселок, который к тому времени уже носил название Майский, и хутор Родниковский.
Конечно, жалко, грустно, неуютно как-то становится, когда старые названия стираются с географических карт, заменяясь новыми, далеко не оригинальными, но мне кажется, что последнее название поселка вполне уместное, потому как оно не случайное, не взятое с потолка, а такое же говорящее, как и предыдущее – Рыданка. Дело в том, что в Рыданку с конца 60-х годов прошлого века стали приезжать к памятнику погибшим воинам в День Победы, кстати, там же захоронены и те безымянные солдаты, о которых я упомянула выше, 9 мая со всех концов страны, и тогда уважаемый в поселке, да и во всем районе, человек, проработавший всю жизнь агрономом, управляющим в совхозе, Николай Завгородний предложил назвать наш маленький уютный поселок Майским. Он дал понять, что память о войне стала духовной опорой для поселка на все времена.
Много воды утекло с тех пор, к Майскому проложили асфальтированную дорогу взамен покрытой гравием, построили школу. Так и пошло одно за другим – школа, детсад, медпункт, магазин… Люди с большой охотой работали на птицефабрике и в совхозе, но как красиво, вдохновенно, эффектно соревновались между собой эти два предприятия! Из взаимодействия умов и рук русских, карачаевцев, казаков, татар, черкесов рождалась сила, которая созидательно действовала на поселок. Человеческим взаимоотношениям, укладу и традициям людей, живущих в Майском, можно было завидовать только белой завистью. А как много талантливых ребят вышло из нашей школы, в которой во все времена было немало добрых школьных традиций, помогающих ребятам душой понять, прочувствовать время, отдаленное давностью лет.
Расул Гамзатов писал: «Да, я люблю ходить по большим городам пешком, но все же после пяти – шести продолжительных прогулок город начинает казаться знакомым, и желание бесконечно бродить по нему притупляется. Но вот уже в тысячный раз я иду по улочкам своего аула, и нет сытости, и нет желания перестать идти по нему». Как же мне близки, понятны и дороги эти слова! И не только мне, но и почти всем жителям поселка. Да, конечно, сейчас все больше разъезжается наша молодежь, нет, не заглядевшись на мнимые красоты, а в поисках работы, но она памятливая и благодарная, свою родину, своих стариков не забывает. Историей своего поселка гордятся все, и больше чем уверена, на его 230-летний юбилей, который мы будем отмечать в следующем году, съедутся многие и многие, потому что можно сменить место жительства, но малую родину поменять нельзя…
Н. ЭДИЕВА.
п. Майский.
{{commentsCount}}
Комментариев нет