«Фельдшер – это маленький профессор»

28 июня в 13:17
5 просмотров

Есть старая кавказская поговорка: «Слово, идущее от сердца, до сердца дойдёт». Так и слова фельдшера Фатимы Гоншоковой порой необходимы тем, кому она посвятила почти сорок лет своей профессиональной жизни, – пациентам.
…Ласковую и отзывчивую работницу здравпункта при Черкесском химическом производственном объединении полюбили сразу. Полюбили не только за её красивые зелёные глаза и обаятельную улыбку, но и за искреннее и добросовестное отношение к своей работе. Тогда, в начале девяностых, на знаменитом заводе, слава которого гремела на всю Россию, работало более трёх с половиной тысяч человек. И все хоть раз, но имели возможность принять от Фатимы медицинскую помощь. За тридцать лет своей трудовой деятельности на химобъединении она неоднократно поощрялась премиями и получала благодарственные письма и грамоты от руководства предприятия в лице Захара Цахилова.
Есть старая кавказская поговорка: «Слово, идущее от сердца, до сердца дойдёт». Так и слова фельдшера Фатимы Гоншоковой порой необходимы тем, кому она посвятила почти сорок лет своей профессиональной жизни, – пациентам.
…Ласковую и отзывчивую работницу здравпункта при Черкесском химическом производственном объединении полюбили сразу. Полюбили не только за её красивые зелёные глаза и обаятельную улыбку, но и за искреннее и добросовестное отношение к своей работе. Тогда, в начале девяностых, на знаменитом заводе, слава которого гремела на всю Россию, работало более трёх с половиной тысяч человек. И все хоть раз, но имели возможность принять от Фатимы медицинскую помощь. За тридцать лет своей трудовой деятельности на химобъединении она неоднократно поощрялась премиями и получала благодарственные письма и грамоты от руководства предприятия в лице Захара Цахилова. Но самой значимой наградой были уважение и благодарность сотрудников завода, которые были и остаются для неё как родные:
– Я всегда с болью в сердце и с глубоким сожалением вспоминаю то время, которое осталось далеко позади. Работники завода, в том числе мои коллеги, а нас, медиков, было 12 человек, были как одна семья. Наши терапевты Николай Никоненко и Бэлла Сазаева, прекрасные специалисты, всегда готовые прийти на выручку, могли очень точно определить диагноз больного. И если была необходимость, то больного направляли в медико-санитарную часть к профильным специалистам или оставляли у себя в специализированных палатах до улучшения здоровья.
Как рассказывает фельдшер, для пребывания больных в заводском здравпункте были созданы все условия. На его базе даже функционировала  кислородная палата. Ею могли пользоваться все, кто имел показания к принятию процедуры:
– Руководство завода выделило нам машину специально для того, чтобы ездить по тем местам, где произрастали лекарственные растения. После сбора на основе этих трав мы готовили отвары. Затем добавляли кислород и получившийся коктейль давали работникам для профилактики. Люди работали в особо вредных цехах, поэтому употребление кислородно-травяных коктейлей было необходимо. Руководство заботилось о своих подчинённых, и это было заметно.
Много о чём рассказала Фатима, но не вспомнить студенческие годы, которые прошли в Черкесском медицинском училище (с 1974 по 1978 год), не могла:
– Сейчас часто слышу, что в медицинских вузах или колледжах стало сложно учиться. То ли программа сейчас такая насыщенная и «беспросветная», то ли от студентов требовать стали больше? Что касается моей учёбы в медучилище, то мне она далась легко. Надо было только регулярно посещать занятия и повторять пройденный материал. Преподаватели настолько доходчиво нам всё объясняли, что не освоить тему было невозможно. Отрадно, что сегодня все выпускники нашего курса работают по специальности или имеют отношение к медицине.
С умилением и благодарностью Фатима вспомнила о преподавателе-инфекционисте Марте Исаковне Зубковой, которая, читая лекции, вдруг говорила: «Деточки, вы – маленькие профессора. Не забывайте о том, что фельдшер должен знать и уметь диагностировать любую болезнь. После окончания альма-матер вы вернётесь на свою малую родину: в аулы и станицы, где придётся оказывать доврачебную медицинскую помощь, чаще всего, как это бывает в населённых пунктах, и  экстренную самостоятельно без врача-специалиста, и тогда ваши знания придут к вам на помощь». Её предмет студенты посещали с удовольствием, впрочем, как и лекционные пары по терапии Раисы Андреевны Холмаковой, или, например, всеми любимой «бабки Танги» (так называли добрейшей души человека – Валентину Александровну Танга) по предмету «детские болезни». Лекции и практические занятия по анатомии Юрия Михайловича Удовенко не пропускал ни один уважающий себя студент.   
Наверняка сокурсники Фатимы особенно полюбили выбранную ими профессию после знакомства с такими специалистами, как вышеназванные педагоги. Начиная с директора Черкесского медучилища Ларисы Харитоновны Сидаковой – требовательной, целеустремлённой, порядочной и тактичной, которая ввела такое правило, как переобувание студентов во время нахождения в училище в чёрные кожаные бесшумные тапочки, и заканчивая техническими служащими – знали каждого студента в лицо и поименно. Но роднее всех, как говорит Фатима, была классный руководитель – «вторая мама» Надежда Петровна Акопян…
На вопрос, почему Фатима выбрала именно эту профессию, она ответила:
– В детстве часто слышала имя нашего сельского фельдшера Загаши, о которой аульчане всегда лестно отзывались. Её знали и уважали не только взрослые, но и дети. Когда совсем юной я впервые попала к ней на приём, поняла, что хочу стать такой, как эта обаятельная, милая и чуткая женщина в белом халате. К слову, благодаря умениям Загаши о таком понятии, как «синдром белого халата», в моём родном ауле Бесленее не знали.
В течение двух часов Фатима делилась своими воспоминаниями и всевозможными впечатлениями из разных периодов своей жизни. Об одном она скромно промолчала – о семейном…
Некогда Фатима Кулова встретила достойного человека Нурби Гоншокова, с которым связала свою жизнь раз и навсегда. Вместе вырастили трёх прекрасных дочерей Алину, Асият и Бэллу. Все три удачно вышли замуж. На сегодняшний день у четы Гоншоковых пятеро внуков. Что касается дома, хозяйства и заботы о родных, то это важная и неотъемлемая часть её жизненного пути.
Но всё так же преданно она продолжает служить своему делу, теперь уже в АО «Каскад», куда пришла работать после развала химзавода и где трудится уже семь лет. Следующий год для Фатимы юбилейный – сорок лет, как она дала клятву Гиппократа, и по сей день фельдшер Гоншокова остаётся ей верна.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях