Цены на лекарства: грани проблемы
Можно ли получить качественное лечение копеечным препаратом? Всегда ли дорогое лекарство – самое эффективное? Почему в двух рядом находящихся аптеках цены на одно и то же лекарство разнятся в разы? Увы, однозначно на эти вопросы не ответит даже самый авторитетный эксперт. В Общественной палате КЧР 25 июля в поисках ответа на эти вопросы прошел круглый стол по теме «Мониторинг цен на перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств. препаратов».
В его работе принимали участие Лейла Хапсирокова, начальник отдела лекарств. обеспечения и государ. закупок Министерства здравоохранения КЧР, Светлана Байрамкулова, консультант отдела контрольно-ревизионной работы и ведения реестра Главного управления КЧР по тарифам и ценам, и Асият Текеева, ведущий специалист-эксперт отдела лицензирования и контроля качества медико-социальной помощи населению Росздравнадзора по КЧР.
Можно ли получить качественное лечение копеечным препаратом? Всегда ли дорогое лекарство – самое эффективное? Почему в двух рядом находящихся аптеках цены на одно и то же лекарство разнятся в разы? Увы, однозначно на эти вопросы не ответит даже самый авторитетный эксперт. В Общественной палате КЧР 25 июля в поисках ответа на эти вопросы прошел круглый стол по теме «Мониторинг цен на перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
В его работе принимали участие Лейла Хапсирокова, начальник отдела лекарственного обеспечения и государственных закупок Министерства здравоохранения КЧР, Светлана Байрамкулова, консультант отдела контрольно-ревизионной работы и ведения реестра Главного управления КЧР по тарифам и ценам, и Асият Текеева, ведущий специалист-эксперт отдела лицензирования и контроля качества медико-социальной помощи населению Росздравнадзора по КЧР.
Да, проблема, что и говорить, насущная. Как-то понадобился тауфон, он же таурин. Это обычные глазные капли, если объяснить примитивно, как водка – сейчас чуть ли не каждый регион имеет свою «фирменную» «Березку», «Путинку» или «Тамбовского волка» – названия разные, цена тоже, а содержимое бутылок – одно и то же. Так вот цена на «просто» таурин – всего 15 рублей за 10-миллилитровый пластиковый флакончик с пипеткой. Брат-близнец тауфон – те же 10 мл в точно таком же пластике – уже 125 рублей. Спрашивается, почему? Ну, понятно, что раскрывать все секреты ценообразования ни один бизнесмен, ни одно предприятие не будут. А уж в фармбизнесе формирование цены – это особо «закрытая» тема.
Поднимая цены на товар, фармацевтические компании компенсируют финансовые потери, связанные с перераспределением рынка, пояснили представители отдела контрольно-ревизионной работы и ведения реестра Главного управления КЧР по тарифам и ценам. Стоимость препарата часто зависит от дозировки вещества, количества таблеток или капсул в упаковке. Например, в госреестре есть пачка салициловой кислоты с десятью таблетками весом в 500 миллиграммов – на нее установлена определенная цена. А производители выпускают упаковки препарата не по 10 таблеток, а по 12 или 8 – и он уже не попадает в этот список. «Иногда компании, выпускающие лекарства, добавляют в состав другое вещество и указывают на упаковке, что это, к примеру, не просто салициловая кислота, а с витамином С. На препарат, который отличается от того, что в реестре, можно установить любую цену. С такими уловками производителей мы сталкиваемся постоянно».
Действительно, цены на тот же парацетамол в аптеках сильно разнятся в зависимости от состава и количества таблеток. Стандартная упаковка весом в 500 миллиграммов стоит 15-20 рублей, а вот пачка весом в 650 миллиграммов обойдется уже в 41 рубль. Суспензия этого же препарата со вкусом апельсина или клубники для детей – не меньше 102 рублей. Такая же ситуация с цетрином – лекарством от аллергии. Стандартная упаковка в 10 капсул в госреестре стоит 180 рублей, примерно по такой же цене его продают и в аптеках, однако на прилавках есть и упаковки с 30 капсулами за 244-250 рублей. Официально это не нарушение, ведь потребители платят за дополнительную дозу лекарства. Но именно так фармацевтические компании обходят установленные цены и удваивают прибыль.
Одни и те же препараты в соседних аптеках могут стоить по-разному и из-за разных наценок дистрибьюторов и торговых организаций. К примеру, какая-нибудь аптека устанавливает на лекарство наценку не в десять процентов, а в восемь, и у нее лекарство стоит дешевле, чем у конкурентов. “Отсюда и разброс цен. На дешевых лекарствах это не очень заметно, а вот если речь идет о каких-нибудь дорогих таблетках, разница может быть существенной – от нескольких сотен до тысячи с лишним рублей”
Тем не менее нельзя сказать, что нарушения слишком распространены: за ценами следят контролирующие органы. Кроме того, иногда это происходит по вине программного обеспечения, которое используют в аптеках. Так, таблетки по госреестру стоят 26 рублей 50 копеек, а компьютерная программа округляет цену до 27 рублей. Разница, конечно, невелика – с одной упаковки. А вот с целой партии выручка довольно солидная, утверждает эксперт. Автоматическое округление стоимости считается нарушением: за это аптеке грозит штраф. При повторном нарушении ее просто лишат лицензии, что автоматически приведет к ликвидации бизнеса – без разрешения аптека не имеет права что-либо продавать.
Да, как бы ни возмущала покупателей разница в стоимости двух флакончиков, похожих, как две капли перцовки, приходится констатировать: такие ценовые «игры» – в рамках закона. Тот же тауфон не относится к жизненно важным препаратам и не включен в соответствующий перечень. Следовательно, отпускные цены на него государство не регулирует. Значит, каждый производитель волен назначать такую цену, какую захочет.
В свою очередь, и продавцы – сначала оптовики, а потом и розница – аптеки – на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП, торговую наценку назначают свободно, без ограничений, исходя из собственной маркетинговой стратегии. Одним словом, рыночное регулирование цены по принципу «купят – не купят». Многое зависит и от бренда – у известного производителя, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке, препарат будет стоить дороже – за «надежность». Цена же зависит от субстанции – активного вещества, которая входит в состав лекарства. Индийское или китайское сырье, как правило, дешевле, чем субстанция, произведенная, допустим, в Польше или, тем более, Великобритании. Кроме того, на цену любого лекарства очень сильно влияет, оригинальный это препарат или дженерик, то есть копия уже имеющегося на рынке. В стоимость оригинального лекарства включаются затраты на научно-исследовательские и опытные работы, причем затраты эти просто астрономические: разработка одного нового препарата от начального этапа поиска «действующей» молекулы и до завершения клинических испытаний и вывода на рынок оценивается сейчас в среднем в 1 млрд долларов. Сюда же надо добавить плату за бренд и рекламные расходы – ведь, чтобы продать новое лекарство, надо, чтобы о нем узнали и захотели купить. Стоит денег и яркая и качественная упаковка.
В случае производства дженериков все намного экономнее – нет нужды изобретать лекарство и продвигать его на рынок. Таким образом, формула действующего вещества та же, действие у лекарства теоретически то же, но получаются дешевые и доступные людям дженерики. Тем не менее, эксперты всегда говорят: оригинальный и дорогой препарат все же надежнее и эффективнее. Копия есть копия – может применяться более дешевая субстанция, другие вспомогательные компоненты. В итоге качество лекарства страдает, и при лечении эффект может быть хуже, возникает больше побочных эффектов.
Но все эти «тонкости» к ситуации с глазными каплями отношения не имеют. Препарат старый, на рынке много лет и производят его примерно полтора десятка фармкомпаний. В аптеках представлена продукция нескольких заводов, выбор есть: хочешь, покупаешь дорогой в ближайшей аптеке, хочешь – можешь найти и подешевле.
Эксперты рекомендуют не только ориентироваться на цену, но и отдавать предпочтение продукции крупных предприятий. Все они имеют собственные официальные сайты – там информация и о самом предприятии, и о его продукции.
Но, указали представители Общественной палаты, нельзя все время кивать на рыночные механизмы, все же лекарства – товар особый, социально значимый, причем сам потребитель объективно оценить его качество не может. В Федеральной антимонопольной службе предлагают ввести требование так называемых референтных цен – когда все препараты-синонимы, грубо говоря, одна химическая формула, – должны стоить одинаково. Насколько обоснован такой подход, насколько реально претворить его в жизнь – можно поспорить. Но факт остается фактом: сейчас мы платим и за торговую марку, и за рекламу. Что касается качества – все препараты, если они допущены на рынок, прошли государственную регистрацию. Значит, государство как регулятор рынка подтвердило их безопасность и эффективность. Вне зависимости от стоимости. Это де-юре.
К сожалению, не всегда это так де-факто.
{{commentsCount}}
Комментариев нет