Поможет финансовый омбудсмен

9 ноября в 11:37
 просмотров

В начале сентября вступил в силу Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый омбудсмен будет в упрощенном досудебном порядке рассматривать имущественные споры граждан с банками, страховыми компаниями, кредитными потребительскими кооперативами (КПК), микрофинансовыми организациями (МФО) и негосударственными пенсионными фондами. На должность главного финансового омбудсмена страны назначен Юрий Воронин, ранее занимавший должность советника председателя Банка России.
Благодаря новому институту рассмотрение имущественных споров между гражданами и финансовыми организациями станет проще и доступнее. Омбудсмен рассмотрит обращения, размер требований по которым составит не более 500 тыс. рублей, но это правило не затронет споры по ОСАГО – они будут рассматриваться вне зависимости от суммы.

В начале сентября вступил в силу Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый омбудсмен будет в упрощенном досудебном порядке рассматривать имущественные споры граждан с банками, страховыми компаниями, кредитными потребительскими кооперативами (КПК), микрофинансовыми организациями (МФО) и негосударственными пенсионными фондами. На должность главного финансового омбудсмена страны назначен Юрий Воронин, ранее занимавший должность советника председателя Банка России.
Благодаря новому институту рассмотрение имущественных споров между гражданами и финансовыми организациями станет проще и доступнее. Омбудсмен рассмотрит обращения, размер требований по которым составит не более 500 тыс. рублей, но это правило не затронет споры по ОСАГО – они будут рассматриваться вне зависимости от суммы.
Процедура несложная: если у гражданина возникают разногласия с финансовой организацией, то ему необходимо направить в ее адрес свое обращение (в письменной или электронной форме). В течение 15 рабочих дней организация должна отреагировать на запрос и дать ответ. Но если гражданина не устраивает принятое решение, или он вообще не получил ответ от организации, тогда – прямой путь к финансовому уполномоченному.
Через портал «Госуслуги», в МФЦ или обычным письмом по почте гражданин направляет обращение к омбудсмену, которое составляет в свободной форме. В случае необходимости служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного бесплатно поможет все оформить. Кроме того, в помощь людям будет создан электронный ресурс омбудсмена, через который также можно будет подать жалобу.
Для подачи обращений не нужны какие-то специальные знания в области юриспруденции, что снизит зависимость граждан от профессиональных посредников. Очень важно и то, что спорную ситуацию, возникшую между потребителем и организацией, омбудсмен решает заочно, то есть человеку не нужно будет никуда ехать, например, из отдаленного региона или населенного пункта.
Согласно закону финансовый уполномоченный должен рассмотреть претензии граждан в жесткие сроки – в течение 15 рабочих дней и, что важно, бесплатно. Если будет необходима дополнительная экспертиза, то сроки могут быть продлены еще на 10 рабочих дней. Срок исполнения решения омбудсмена – от 10 до 30 дней после его вступления в силу. Важно отметить, что бесплатно омбудсмен будет рассматривать обращения только от физических лиц-потребителей финансовых услуг. Обращение через посредника будет платным.
Решения финуполномоченного будут обязательны для исполнения финансовыми организациями, а в случае несогласия с ним любая из сторон спора вправе обратиться в суд. Но если финансовая организация будет инициатором судебного разбирательства и проиграет дело, то ей будет дополнительно вынесено взыскание в пользу потребителя – 50% штрафа от суммы удовлетворенной претензии.
Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решения финансового уполномоченного для разных секторов финансового рынка. Для страховых организаций в части ОСАГО (и других «моторных» видов страхования) – с 1 июня 2019 года; для страховых организаций в части остальных видов страхования (кроме ОМС) – с 28 ноября 2019 года; с 1 января 2020 года – распространится на микрофинансовые организации, а еще через год – на кредитные организации, КПК, ломбарды и НПФ.
Цель закона – повысить доверие потребителей к финансовому рынку и уменьшить число споров, в том числе судебных, воздействуя на финансовый рынок комплексно и при этом не заменяя новым механизмом судебную систему.

Отделение-НБ КЧР.

Поделиться
в соцсетях