Кавказ в его сердце навсегда!

13 ноября в 11:56
 просмотров

Творческие усилия художников многих поколений посвящены поискам пластического образа Карачаево-Черкесии. Все новые и новые черты приобретает наш богатый, прекрасный и удивительный край. Лишним подтверждением тому персональная выставка Александра Бабича «Дыхание гор», «прописавшаяся» в стенах КЧГУ им. Умара Алиева на месяц и посвященная юбилею этого старейшего вуза республики.
Александр Бабич окончил Ярославское худож. училище, после чего руководил изостудией, преподавал в детской худож. школе г. Рыбинска, попутно творил – увлекался графикой, иллюстрацией книг и пейзажной живописью, в 1986 году перебрался на Ставрополье, где проживали родственники жены, и был пленен красотой гор Карачаево-Черкесии.

Творческие усилия художников многих поколений посвящены поискам пластического образа Карачаево-Черкесии. Все новые и новые черты приобретает наш богатый, прекрасный и удивительный край. Лишним подтверждением тому персональная выставка Александра Бабича «Дыхание гор», «прописавшаяся» в стенах КЧГУ им. Умара Алиева на месяц и посвященная юбилею этого старейшего вуза республики.
Александр Бабич окончил Ярославское художественное училище, после чего руководил изостудией, преподавал в детской художественной школе г. Рыбинска, попутно творил – увлекался графикой, иллюстрацией книг и пейзажной живописью, в 1986 году перебрался на Ставрополье, где проживали родственники жены, и был пленен красотой гор Карачаево-Черкесии.
«Меня не интересует личность пусть даже самого талантливого художника, глядя на его работы, я думаю только об одном, как он это сделал», – сказал в свое время один из педагогов Суриковского училища, вот точно такие мысли приходят в голову, когда ты видишь картины Бабича. Ты долго думаешь, как обыкновенные краски могут превратиться в яркость зелени, в отливающую золотом осень, а сосны в горах источают тонкий аромат, как будто они растут не высоко в горах, а в благоухающем Эдемском саду…
Идешь от картины к картине и любуешься Архызом – «Архыз. На берегу реки», «Вечер в поселке Архыз», «Сосны в Архызе», «Осень. Гора София».
– Архыз, как и Домбай, привлекателен экзотическими заповедными просторами, способностью одарить вдохновением, восстановить душевное равновесие, жизненные силы – всем, чем замечательна природа, – считает Бабич, творческую репутацию которого составляют живописные пейзажные циклы, где есть восхищение первозданной мощью и великолепием природы Теберды, Домбая, Архыза. А что такое Ярославль, Рыбинск? Это равнинные просторы, где бал правит тишина да линия горизонта, к которой можно идти бесконечно, а она будет удаляться и удаляться… Тут же горы, не только один вид которых завораживает, но даже их названия – пик Ине, Суфруджу, Белалакая, Домбай-Ульген…
Оттого и близки художнику Юрий Визбор, воспевший в своих песнях Кавказ, но более всех Михаил Лермонтов, слова которого служат фоном, заставкой для всего его творчества: «Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти прекрасные горы. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».
И где бы ни работал Александр Бабич, он, подобно Лермонтову, больше чем когда-нибудь прежде, любит природу. Достаточно посмотреть картины «Дорога в Махар», «Зима в Тебердинском ущелье», «Зимушка», «Первый снег в ущелье Узун-Кол», «Горный аул» и другие, чтобы в этом убедиться, и в том, что художник прекрасно чувствует состояние природы, мастерски отображая на полотне свои впечатления от общения с ней. Глядя, к примеру, на картину «Форельное озеро», поражаешься, это каким же нужно обладать терпением, иметь зоркий глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть затерянного в горах озера, игру красок на его глади во время заката, буйно-нежное цветение горных цветов по берегам…
– Пейзаж – вечная тайна живой натуры, которую надо искать и изучать, бесконечно путешествуя, – говорит член Союза художников России, председатель выставочного комитета худграфа Руслан Маршанкулов, – и Александр в этом преуспел – побывал на плато Лаго-Наки, на горе София, в Махарском ущелье, покорил пик Раздвоенный… Пластический символ наших гор, найденный и талантливо воплощенный, красив и богат по колориту, от него получаешь впечатления глубокие, иногда граничащие с потрясением, способным возвышать и очищать душу.
«С гармонией, палитрой и резцом играть свободно словом, звуком, цветом, но никогда ни правдой, ни лицом – и брать за все душой, а не монетой». Бабич умеет брать душой, оттого, видимо, его картины находятся во многих музеях нашей страны, а также в частных коллекциях в Канаде, Греции, Турции, США, Германии, Японии, Франции, Англии и других странах.
– Многие вещи, прошедшие через мои руки, раздариваю, многие продаю, потому как изобразительное искусство сегодня дорогое удовольствие – рамы, холсты, краски, поездки на пленэры, оформление выставок, перевозка картин, – говорит мастер, – и потому подобные выставки просто бальзам на душу для художника. Это возможность общения с живописцами старшего поколения и с талантливой молодежью, которых так много в стенах КЧГУ и которые готовы искренне восхищаться чужими озарениями… Во всяком случае, приезжая в Карачаевск, ощущаешь и понимаешь, что ты, ректор университета Таусолтан Узденов, директор института культуры и искусств Виталий Огузов, художники Руслан Маршанкулов, Мусса Данашев, Магомед Бостанов, Бурхан Тамбиев и другие – как бы в одной плоскости, ибо здесь уделяют столько внимания тебе, столько неподдельного гостеприимства, что ты ощущаешь его сердцем…
Выставка, можно сказать, уже подходит к концу, но выставочный зал, которым служит художественно-графическому факультету вестибюль на третьем этаже, всегда полон студентов, школьников, просто горожан.
– Ты попадаешь, ты существуешь в другом мире, в полной абсолютной несуетности и чистоте. Минуты таких просветлений дорогого стоят, и потому мы, сотрудники городской библиотеки, побывали на этой выставке, главное содержание которой – природа нашей республики, неоднократно, – говорит Ирина Харибова. – Самого художника увидеть не удалось, но то, что Кавказ в его сердце навсегда, видно невооруженным глазом!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях