Учить учителя

13 декабря в 12:05
6 просмотров

Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования – одно из старейших учебных заведений дополнительного профессионального образования в нашем регионе. Он был создан как институт усовершенствования учителей на основании приказа № 128 по областному отделу народного образования от 27 ноября 1943 года, то есть ровно 75 лет назад.
Процесс развития системы повышения квалификации работников образования в КЧР берет начало с середины 20-х годов XX века. Образоват. политика государства была направлена на всеобщее обучение граждан страны, и в связи с этим остро стоял кадровый вопрос.

Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования – одно из старейших учебных заведений дополнительного профессионального образования в нашем регионе. Он был создан как институт усовершенствования учителей на основании приказа № 128 по областному отделу народного образования от 27 ноября 1943 года, то есть ровно 75 лет назад.
Процесс развития системы повышения квалификации работников образования в Карачаево-Черкесии берет начало с середины 20-х годов XX века. Образовательная политика государства была направлена на всеобщее обучение граждан страны, и в связи с этим остро стоял кадровый вопрос.
Подготовка учителя к работе, повышение его квалификации активно проводились  уже в те годы в форме областных мероприятий по подготовке и переподготовке педагогических кадров. Это приносило огромную пользу. Но существующие методические кабинеты на местах в то время были не в состоянии эффективно решать задачи из-за отсутствия средств, учебников и учебных пособий, условий для плодотворной работы. В силу этих причин возникла необходимость создания методического центра в области, и он появился. Институт усовершенствования учителей заработал в  г. Черкесске в ноябре 1943 года. Он располагался в Доме учителя – здании, что находилось по адресу: ул. Калинина, 20. Первым директором института стал на основании все того же приказа №128, §4,  Михаил Васильевич Смирнов.
Трудный, сложный путь прошел институт за 75 лет. По «кирпичикам» складывалось то, что мы имеем сегодня. Так, в 1944 году были созданы кабинеты математики, русского языка, начальных классов, назначены методисты; в 45-м заработал кабинет военной и физической подготовки; годом позже были созданы дополнительные подразделения ИУУ при мужской средней школе № 6 и женской школе № 9; в 1948-1949 годах открыты кабинеты истории, физики, химии, биологии. К слову, в 49-м институт осуществил первый выпуск слушателей – 252 человека. В 1957 году институт был переименован в Карачаево-Черкесский областной институт усовершенствования учителей. Шесть лет спустя здесь появился кабинет вечерних (сменных) школ; в 66-м заработали кабинеты воспитательной работы, технических средств обучения…
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с качественной перестройкой всей системы школьного образования, ее реформированием существенные изменения произошли и в сфере повышения квалификации педагогов. На смену институтам усовершенствования учителей пришли институты повышения квалификации работников образования. 22 июня 1993 года распоряжением Совета Министров КЧР институт усовершенствования учителей был реорганизован в институт повышения квалификации работников образования в Карачаево-Черкесии. Кроме кабинетов в структуре института появились кафедры. Они объединяли научно-педагогических  работников, которые были призваны не только обеспечивать повышение качественного уровня осуществляющегося образовательного процесса, но и развивать научно-исследовательскую деятельность в области дополнительного профессионального образования.
Среди тех, кто работал в институте и много сделал для его развития как научно-методического центра, – известные ученые и педагоги М. Смирнов, Н. Воинова, Л. Никольская, М. Замурзаев, А. Балышева, А. Кузьменко, А. Акбашев, М. Бекижев, Л. Воробьев, Р. Рычкова, Л. Пензикова, С. Семенов, Р. Молов, Б. Чикильдин и др.
А как не назвать работавших в разные годы в институте  известных ученых-педагогов и методистов, мастеров педагогического труда Х. Хапсирокова, А. Караеву, В. Тугова, Х. Дзасежева, Р. Клычева, К. Капаеву, Л. Гонову, Е. Айбазову, Б. Бегеулова, Л. Сидакову, Н. Григорову, Л. Ботдаеву, В. Беспалова, П. Хмырова, Б. Аджиева, А. Растова, Г. Радайкину, А. Эбзееву, В. Копсергенову и других? Ведущим критерием разработанных ими научно-методических материалов являются практическая значимость и влияние на изменение образовательной ситуации. Их имена навсегда останутся в истории института.
КЧРИПКРО проводится огромная работа по организации введения федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования и по сохранению родных языков и языковых отношений.
Для организации введения федеральных государственных образовательных стандартов Министерством образования и науки КЧР был сформирован Региональный ресурсный центр, в состав которого вошли сотрудники института. Велась организационная и разъяснительная работа среди педагогической  общественности, объяснялись цели и задачи стандартов, их актуальность для системы образования, для обучающихся и их семей. Эта работа проводилась на курсовых мероприятиях по введению ФГОС с привлечением всех заинтересованных организаций. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения стандартов является постоянное научно-методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Осознавая великую роль русского языка, питая огромную тягу к его изучению,  народы республики любят и ценят родные языки. Именно с учетом такой решающей для общества роли русского языка в цикле школьных предметов отводится значимое место родным языкам. Только сочетание усилий государства, образовательных учреждений, семьи, родительской общественности позволяет решать задачи возрождения, сохранения и развития родных языков. Все перечисленное всегда было и остается предметом постоянного внимания национальных кафедр института. Благодаря их усилиям создаются и выпускаются учебники и учебные пособия, разработаны образовательные стандарты по родным языкам…
Сегодня институт является центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, где специалисты всех ступеней образования непрерывно совершенствуют свои знания, овладевают современными технологиями обучения, нацеливаются на развитие своего творческого потенциала, повышение своей педагогической  культуры. Учебная, учебно-методическая, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность института направлена на формирование у педагогов социально-профессиональной позиции, на подготовку их к решению новых педагогических и управленческих задач, обусловленных требованиями времени. Для Министерства образования и науки КЧР институт является научно-методической базой. Все его программы сопряжены с системой образования республики. Образовательный процесс строится исходя из развития существующей образовательной практики и ориентирован на развитие личности обучающегося через развитие и саморазвитие педагога.
В современном российском обществе непрерывное образование превращается в одну из фундаментальных потребностей личности. И миссия РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования» заключается в учебно-методическом, научно-методическом обеспечении развития системы дополнительного  профессионального образования.

М. БЕЖАНОВ,
доцент РГБУ ДПО «КЧРИПКРО».

Поделиться
в соцсетях