Перо мастера

19 декабря в 12:53
1 просмотр

Через нашу газету прошло много замечательных людей, оставивших след в жизни нашей республики, Северного Кавказа и всей страны. Один из них – Дмитрий Иванович Савченко, который возглавлял «Ленинское знамя» в середине 80-х.
8 ноября 2018 года Дмитрию Ивановичу исполнилось бы 85 лет. Он журналист, писатель, философ, член Союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат исторических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), дважды лауреат журналистской премии имени Германа Лопатина и премии в области литературы имени Андрея Губина.
50 лет своей жизни он посвятил журналистике. Начинал в районной газете. И всегда считал своим первым учителем, оказавшим влияние на всю его творческую судьбу, редактора «районки» из Ипатово Анну Николаевну Баранник. Она заметила школьника, который публиковал свои стихи в различных газетах. И предложила попробовать свои силы в журналистике. Позже работал в «Ставропольской правде» и получил профессиональное образование на факультете журналистики Ленинградской высшей партийной школы КПСС, где, к слову, готовили не просто журналистов, но и будущих руководителей СМИ СССР.

Через нашу газету прошло много замечательных людей, оставивших след в жизни нашей республики, Северного Кавказа и всей страны. Один из них – Дмитрий Иванович Савченко, который возглавлял «Ленинское знамя» в середине 80-х.
8 ноября 2018 года Дмитрию Ивановичу исполнилось бы 85 лет. Он журналист, писатель, философ, член Союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат исторических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), дважды лауреат журналистской премии имени Германа Лопатина и премии в области литературы имени Андрея Губина.
50 лет своей жизни он посвятил журналистике. Начинал в районной газете. И всегда считал своим первым учителем, оказавшим влияние на всю его творческую судьбу, редактора «районки» из Ипатово Анну Николаевну Баранник. Она заметила школьника, который публиковал свои стихи в различных газетах. И предложила попробовать свои силы в журналистике. Позже работал в «Ставропольской правде» и получил профессиональное образование на факультете журналистики Ленинградской высшей партийной школы КПСС, где, к слову, готовили не просто журналистов, но и будущих руководителей СМИ СССР.
Поучительны раздумья Д. Савченко о журналистике. Он справедливо называет свою профессию каторжной для одних и бодрящей для других. Эта профессия зовет к действию, к активности, «как шторм, за которым волны морского прибоя». Журналистика – не для слабонервных. Она постоянно держит в напряжении. Нельзя дрогнуть, нельзя даже слегка сфальшивить, поскольку правда тогда превращается в ложь. Интересно, знают ли об этих откровениях известного журналиста те, кто выбирает сейчас эту профессию?
Позже Д. Савченко стал заведующим сектором печати Ставропольского крайкома КПСС. С этого начался его путь руководителя средств массовой информации края. Главный редактор Карачаево-Черкесской областной газеты «Ленинское знамя», главный редактор российской курортной газеты «Кавказская здравница», редактор краевой студии телевидения… Он написал сценарий к хорошо известному в 80-е годы фильму «Край наш привольный». Написал более 2000 статей. А еще он автор множества повестей, рассказов и пяти романов.
Вроде бы вполне успешная творческая карьера. И судьба человека, который ее сделал, тоже кажется вполне безоблачной. Только это не так. Лишь очень близкие люди знают, сколько ударов этой самой судьбы он пережил и перенес. Самым тяжелым Д. Савченко считал гибель отца, кадрового военного. Дивизия, где батальонным комиссаром служил Иван Савченко, в грозовом 1941-м была переброшена на подступы к Керчи, где и разделила участь многих соединений, оборонявших Крым. И. Савченко погиб 8 мая 1942 года, когда Дмитрию было всего девять лет. Казалось, что судьба задалась целью испытать его на прочность и в дальнейшем. А как иначе объяснить преждевременную смерть сына Дмитрия Ивановича? А потом тяжелую болезнь его жены, которая семь лет была прикована к больничной койке, вплоть до мучительного ухода из жизни. Сам он пережил три тяжелых автомобильных аварии, о которых его искалеченное тело никогда не забывало.
Судьба научила его держать удар. А еще находить кратчайший путь между замыслом и воплощением. Что касается замыслов – их у него всегда было много. Прежде всего по поводу будущего газеты. Работая главным редактором «Кавказской здравницы», он довел ее тираж до более чем 100000 экземпляров. Издание это выписывала каждая вторая семья на Ставрополье. Сотрудники газеты хорошо зарабатывали, получали квартиры и путевки на отдых. Пожалуй, первой в крае приобрела компьютерное оборудование  именно «Кавказская здравница». Д. Савченко вел переговоры о создании издательского комплекса, о выпуске новых для того времени рекламных газет. Среди его задумок на заре новой рыночной экономики в стране было даже создание при редакции… небольшого парка такси. Но вот новый удар судьбы. Из редакции ему пришлось уйти. И отнюдь не по своей доброй воле. Правда, несколько лет спустя, уже на пенсии, он по личной инициативе обратился к руководству Пятигорска с просьбой оказать помощь своей бывшей газете, переживавшей в ту пору финансовые трудности.
Впрочем, и оставив пост главного редактора, он без дела не остался. Сотрудничал с газетами «Северный Кавказ» и «Ставропольские губернские ведомости». И занялся научной деятельностью. В свои 70 лет он защитил кандидатскую диссертацию о роли терского казачества в истории присоединения Северного Кавказа к России. Однако главным для него все же стало литературное творчество.
…Все чаще и чаще на своей даче под Кисловодском, под аромат спеющих яблок и свежий привольный ветер горных лугов, садился он за лист белой бумаги и острым неразборчивым почерком писал о том, что наболело за всю его долгую, насыщенную событиями жизнь. Так появился его первый роман «Волчьи ворота», который увидел свет в 1999 году (роман выдержал три издания). Д. Савченко наполнил его образами очень ярких, зачастую узнаваемых людей, провел много параллелей с жизнью родного города, газеты, наполнил мыслями и настроением многих людей, втянутых в огонь национальных конфликтов, террористических актов, переживших развал государства и крах политической системы, личные трагедии.
За первым романом последовал второй – «Дух сомнения» о противоречиях, что раздирали Северный Кавказ. Писателя волновали внутренний мир человека, его неумение и нежелание жить в гармонии с природой, мятежное и неустойчивое существование. И, конечно, его волновала судьба России. Ключом к повествованию служит пушкинское определение демона: «дух отрицания», «дух сомнения». «Как точно расставлены слова, – пишет автор романа, – сначала отрицание, а потом сомнение. Вот логика российского абсурда, особенно на темпераментном Кавказе». Это произведение, по сути дела, продолжает первую книгу «Волчьи ворота», изданную на Ставрополье и в Санкт-Петербурге альманахом «Медный всадник» Петровской академии наук и искусств под рубрикой «Наш современник». Когда Дмитрию Ивановичу сообщили о том, что произведение опубликовано полностью и получило высокую оценку петербургского писательского сообщества, он сказал: «Вот и прошуршала моя слава где-то там далеко, в Петербурге, а я её не увидел даже краешком глаза».
Его третий роман – «Молитва странника». Читая уже первые строки, начинаешь ловить себя на мысли, что не только соприкасаешься с философскими размышлениями действующих лиц, но и вместе с ними начинаешь мучительно обдумывать правоту или, напротив, ошибочность их поступков и будущих планов.
Тысячелетия человечество ищет ответ на, казалось бы, очень простой вопрос «В чем смысл жизни?». Об этом четвертая книга – повесть в стихах «Мудрец и царь». Это спор между знаменитым философом Диогеном Синопским и великим полководцем Александром Македонским о путях к счастью – через духовное возвышение или материальное утверждение себя в этом мире.
Пятая книга Д. Савченко «Надежда русского поля» (издана в 2006 году), кажется, вобрала в себя всю народную боль при виде того, что происходит на селе, где разрушены процветающие некогда колхозы и совхозы, забыты достижения прошлых лет.
Еще он написал монографию «Бунтари и ратники России». Книжный вариант монографии получил высокую оценку ученых. Работа получилась по-настоящему исследовательской, глубокой. За работу по истории развития молодежного движения в Ставропольском крае ему было присвоено звание почетного профессора Пятигорского технологического университета.
Остался недописанным роман «Родники»… И до последнего часа держал в руке свое золотое перо, через которое мир видел его размышления о жизни.

Е. КУДЖЕВА, А. ЗАГАЙНОВ.

Поделиться
в соцсетях