«Танец – это полёт души»

26 декабря в 07:15
57 просмотров

Двенадцатого декабря заслуженный артист КЧР, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, кавалер ордена «Элита культуры» Академии общественного признания, ведущий хореограф Республиканского центра народной культуры (РЦНК) Хусей Хубиев отметил своё 60-летие. А ведь со стороны этого не скажешь – прославленный балетмейстер, с именем которого связан расцвет государственного ансамбля танца «Эльбрус», руководимого им с 1994 года по 2011 год и срывавшего овации на лучших концертных площадках мира, всё ещё в прекрасной форме. Сохранив натренированную десятилетиями пластичность и по-юношески подтянутую фигуру, Хусей Баталбиевич и сегодня на сцене даст фору нынешним исполнителям национального танца. Сегодня он даёт мастер-класс для ансамбля «Сатаней» Али-Бердуковского СДК, завтра он уже в Ногайском районе на репетиции танца степняков «Тёгерек», за ней последуют творческие командировки в Адыге-Хабль, Зеленчукскую, Карачаевск… И любой хореограф будет только рад этим встречам с признанным мэтром, чей бесценный опыт, устоявшаяся отшлифованная школа привносят в народный танец и свежие краски, и неповторимый стиль и почерк.

Двенадцатого декабря заслуженный артист КЧР, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, кавалер ордена «Элита культуры» Академии общественного признания, ведущий хореограф Республиканского центра народной культуры (РЦНК) Хусей Хубиев отметил своё 60-летие. А ведь со стороны этого не скажешь – прославленный балетмейстер, с именем которого связан расцвет государственного ансамбля танца «Эльбрус», руководимого им с 1994 года по 2011 год и срывавшего овации на лучших концертных площадках мира, всё ещё в прекрасной форме. Сохранив натренированную десятилетиями пластичность и по-юношески подтянутую фигуру, Хусей Баталбиевич и сегодня на сцене даст фору нынешним исполнителям национального танца. Сегодня он даёт мастер-класс для ансамбля «Сатаней» Али-Бердуковского СДК, завтра он уже в Ногайском районе на репетиции танца степняков «Тёгерек», за ней последуют творческие командировки в Адыге-Хабль, Зеленчукскую, Карачаевск… И любой хореограф будет только рад этим встречам с признанным мэтром, чей бесценный опыт, устоявшаяся отшлифованная школа привносят в народный танец и свежие краски, и неповторимый стиль и почерк.
– Мне всегда везло на хороших друзей, – говорит без всякой рисовки Х. Хубиев. – В жизни если добро не сделал, то и сам добра не получишь. Поделись сегодня, и завтра ты даже не заметишь, что получишь в два раза больше. В настоящее время нахожу большое удовлетворение в том, что у нас в республике появилось немало поистине талантливых хореографов на местах, которые поднимают искусство танца. Это: Анатолий Тлимахов, Зураб Озроков, Насыбхан Сикалиева, Фатима Бабайназарова, Наталья Онищенко, Шамиль Голаев, и я им за это очень благодарен и готов в любое время помогать. Как и моему родному госансамблю «Эльбрус», с которым связано столько творческих удач, изнурительных, до седьмого пота, репетиций, трудных поисков и признания самой взыскательной публики. А ещё друзей, которых уже нет с нами. И когда художественный руководитель «Эльбруса», заслуженный деятель искусств КЧР Исмаил Байрамкулов, человек мудрый, в котором врождённая интеллигентность сочетается с горским воспитанием, что исключает всякую самовлюблённость и ограниченность, пригласил меня помочь в новой постановке танца «Тюзтепсеу», посвящённой памяти моего друга Далхата Айбазова, я воспринял это как щедрый подарок. И лишний раз воздал должное широте души моего коллеги, благодаря которому «Эльбрус» сияет в короне танцевальных ансамблей Северного Кавказа.
…Мы сидим в кабинете Хусея Баталбиевича в РЦНК. За окном – припозднившаяся зима и флюиды предновогодья, настраивающие на предвкушение грядущих праздников. В такие минуты, как мне кажется, любая беседа имеет доверительный характер. Да, собственно, мой визави в разговоре со мной всегда предельно открыт, потому что знакомы с ним с тех самых пор, как я встала на тропу журналистики. И каждый раз, бывая на том или ином фестивале искусств, смотре народных талантов или отчётном концерте муниципального района, обычно ловлю выражение лица Хубиева, сидящего в жюри. По его выразительной мимике и жестам видно, хорош очередной танцевальный номер или никуда не годится. А уже потом услышу от Хусея Баталбиевича подробный профессиональный анализ увиденного на сцене, который всегда ценен для журналиста при написании материала.
…Путь к искусству танца у юного Хусея начался со школьной скамьи, а его первым хореографом был Салых Кочкаров, основатель ансамбля «Минги Тау» Учкекенского РДК. Это благодаря ему он учился чувствовать образ и рисунок танца, впитывать в себя все краски и звуки мелодий гармоники, ритма бубна, оттачивать жесты, мимику, умение держаться на сцене с достоинством и одновременно с горделивой сдержанностью. Много ему дал и другой балетмейстер – Роман Батчаев, который не терпел легковесного отношения к номеру, требуя неустанного, порой изматывающего тренинга. Впоследствии эта школа здорово пригодилась Хусею. В армии он служил в воинском ансамбле «Звёздочка» Ставропольского гарнизона, затем его перевели на Украину, где он являлся командиром отделения ВВС. Вернувшись домой после демобилизации, юноша вновь влился в «Минги Тау», где талантливого танцора заметил известный балетмейстер, заслуженный артист РСФСР Борис Дзанаев. Он-то и пригласил Хусея в «Эльбрус» в качестве артиста балета.
Работу в ансамбле Х. Хубиев совмещал с учёбой, успешно окончив филфак КЧГПИ и курсы повышения квалификации руководителей профессиональных художественных коллективов в Кабардино-Балкарии. Свою суженую, солистку госансамбля «Балкария» Лейлу Ахматову, он встретил в 1986 году. Девушка пленила его и сценическим мастерством, и природной красотой, и артистизмом. Что было неудивительно – её родители – известные в КБР артисты театра. Отец, Зейтун Ахматович, – заслуженный артист РСФСР, мать, Ольга Будаева, – заслуженная артистка Кабардино-Балкарии, она и сегодня выступает на сцене. Хусей и Лейла создали прекрасную семью, у них трое детей. Эльдар – второкурсник СКГГТА, обещает стать талантливым художником, Жаннета окончила медколледж и работает по специальности, Джамбулат оканчивает школу, кандидат в мастера спорта по тхэквондо, обладатель кубка Северного Кавказа в 2017 году.
– Хусей Баталбиевич, но вернёмся к «Эльбрусу», которому вы посвятили свыше 30 лет жизни, начав артистом балета в 1980 году. Ведь это были годы вашего творческого роста. Например, в сентябре 2007 года на фестивале «Мир Кавказу» в Грозном из рук Рамзана Кадырова вы получили медаль и удостоверение «Заслуженный артист Чеченской Республики». И отнюдь «не по случаю», а действительно за многолетнее творческое сотрудничество с Чеченским госансамблем «Вайнах», обменные концерты, укрепление партнёрских связей между республиками…
– Годы работы в «Эльбрусе» на практике привели меня к мысли: искусство народов Кавказа не должно замыкаться в своём округе, его должны знать и в России, и во всём мире. Об этом красноречиво говорит список гастролей, где побывал «Эльбрус» только за 1990-2010 годы: это и Франция, и Турция, и Испания, причём по несколько раз. Самые престижные награды, полученные на международных фестивалях, – главный приз 17-го фестиваля фольклора в Испании (1997 г.), золотой кубок 15-го конкурса народных танцев «Алтын-Карагез» в Турции (2001 г.). И сейчас, оглядываясь назад, пальму первенства я складываю у ног того золотого состава артистов балета госансамбля «Эльбрус», который возносил его на пьедестал почёта.
– Недавно вы были приглашены в качестве председателя жюри на фестиваль профессиональных и самодеятельных коллективов имени Нодара Плиева в Северную Осетию. Каков, на ваш взгляд, современный кавказский танец? Каковы общие тенденции нынешней хореографии?
– Академичность и аутентичность профессиональных коллективов никто не отменял, и время им не подвластно. Был вот в Осетии такой прославленный танцор Владимир Хетагуров, который сводил с ума англичан, когда в 70-е годы стены знаменитого «Альберт холла» в Ноттенгеме сотрясались от аплодисментов, и сама королева вручила ему золотую медаль. Ему аплодировали и в Большом театре в Москве, когда Хетагуров танцевал лезгинку, паря над сценой. Вот он, полёт души! Танец Хетагурова «Молитва Шамиля» длился всего две минуты, и этот пляс-прыжок с последующим скольжением на коленях вызывал бурю эмоций. Фальсифицировать этнографию никому не позволено. Я не говорю о стилизованных под старину эстрадных танцах, это уже совсем другая история…
Беседуя с юбиляром, вдруг ловлю себя на мысли, что наш разговор как-то уходит в сторону от основной темы – жизненных вехах моего героя, его достижениях. И мне нравится эта беседа вне намеченной колеи. Но всё же …
– Хусей Баталбиевич, всё начинается с детства, и, как я знаю, эта пора была у вас связана с селом Ильичёвским, где проживала ваша многодетная семья…
– Мой отец, Баталбий Мурзабекович, лучший табунщик отделения колхоза «Родина», с ранних лет приучал меня и братьев Алия, Шамиля, Хасана к коневодству. Это была счастливая пора, когда мы, оседлав коней, вскачь отправлялись к реке, обгоняя ветер, по полю вдоль колхозной нивы…
А потом в семью пришло горе – в один из зимних декабрьских дней 1967 года детвора каталась с горки на санях, куда поместилось 8 пацанов. Среди них был мой младший брат, пятиклассник Шамиль. Сани ушли под воду пруда, затянув под лёд всех восьмерых мальчишек. Директор школы Мухтар Исхакович Каитов, оказавшийся случайно рядом, кинулся им на помощь, но было уже поздно. А он всё нырял и нырял в пучину, вытаскивая на поверхность, увы, уже бездыханные тела детей. Эту трагедию по сей день помнят ильичёвцы старшего поколения. А через десять лет, когда я служил в армии, в результате автомобильной катастрофы погибла наша красавица – сестрёнка, 18-летняя Фатима. Мама потом долго болела после всех этих потрясений и до своего последнего часа не могла смириться с уходом своих ненаглядных чад.
И всё это падало на не совсем окрепшие плечи Алия, Хасана, Хусея и их сестры Хузаймат. Но вопреки всему их души не огрубели и не очерствели в житейских бурях и не обзавелись защитным панцирем цинизма. Хасан с семьёй живёт в отцовском доме, он – хороший семьянин и большой трудяга. Алий многие годы отдал культуре Малого Карачая, работает директором Центра культуры и досуга в Учкекене, Хузаймат – счастливая мать достойного семейства.
– Хусей Баталбиевич, работая в РЦНК на протяжении уже семи лет, вы находитесь в центре народной культуры, видите и состояние сельских ДК, и, как говорится, их «внутреннее содержание» – наполненность кружками, мероприятиями, укомплектованность профессиональными кадрами…
– Считаю, что в первую очередь мне повезло с коллективом, который много лет возглавляла заслуженный работник культуры Лейла Кадыевна Катчиева. Это благодаря её энтузиазму в нелёгкие 90-е годы не канул в лету домбайский бардовский фестиваль. Сегодня не дают погаснуть очагам культуры на селе Артём Разин, Лариса Бесарабова, Елена Нестеренко и другие. У нас в республике немало домов культуры, где жизнь буквально бьёт ключом. Тем более только в последние два года выросло число построенных и реконструированных ДК на селе. Лично меня порадовали появление нового современного ДК в ауле Хурзук, преобразившийся очаг культуры в станице Исправной, завершающийся этап строительства ДК в посёлке Правокубанском и городе Карачаевске. Радуют танцевальные коллективы «Ридада», «Таулу», «Шоу данс Модус», «Сатаней», «Кавказ», «Элия», «Маьметекей» и другие, это национальная гордость Карачаево-Черкесии. Разумеется, ещё много нужно работать, чтобы подтянуть и другие до их уровня. А для этого, безусловно, необходимы не только профессиональные кадры, но и поддержка, заинтересованность муниципалитетов.
– Чем ценен народный танец?
– Наши народные российские танцы по большому счёту коснулись каждого уголка мира и принадлежат всему человечеству. Где только не танцуют лезгинку! Несколько лет назад, побывав в Киргизии в составе творческой делегации, с удовлетворением познакомился там с карачаевским ансамблем танца «Учкулан» и с удовольствием позанимался с этими замечательными ребятами. Я благодарен судьбе, что по сей день служу сцене.

НА СНИМКЕ: Заслуженный артист КЧР Хусей ХУБИЕВ.
Фото Алёны РАСПУТИНОЙ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях