Чтобы не возникало недопонимания
На днях в актовом зале РГБОУ «Карачаево-Черкесский медицинский колледж» прошло публичное обсуждение правоприменительной практики территориального органа Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике за IV квартал 2018 года. В мероприятии приняли участие федеральный инспектор по КЧР Юрий Ясько и председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова, сотрудники Минздрава КЧР, предприниматели, работающие в сфере здравоохранения, врачи, работники аптек, председатели общественных организаций и студенческая молодежь.
С обобщением и анализом деятельности Росздравнадзора по КЧР выступил руководитель Территор. органа Фед. службы по надзору в сфере здравоохранения по КЧР Башир Хапаев.
На днях в актовом зале РГБОУ «Карачаево-Черкесский медицинский колледж» прошло публичное обсуждение правоприменительной практики территориального органа Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике за IV квартал 2018 года. В мероприятии приняли участие федеральный инспектор по КЧР Юрий Ясько и председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова, сотрудники Минздрава КЧР, предприниматели, работающие в сфере здравоохранения, врачи, работники аптек, председатели общественных организаций и студенческая молодежь.
С обобщением и анализом деятельности Росздравнадзора по КЧР выступил руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КЧР Башир Хапаев.
В четвертом квартале, отчитался он, проведены 62 проверки, из них 14 плановых. По их результатам составлено 18 протоколов – меньше, чем за тот же период предшествующего года. Материалы дел были направлены в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды, три дела рассматривались непосредственно руководителем территориального органа. Вынесены 10 постановлений о привлечении к административной ответственности виновных лиц, в соответствии со степенью проступка наложены штрафы и предупреждения. В целях предотвращения непосредственной угрозы для жизни граждан составлены два протокола о временном запрете деятельности. Помимо перечисленного, были выданы 17 предписаний об устранении выявленных недостатков, которые в дальнейшем обязательно проверялись на предмет исполнения.
Благодаря риск-ориентированному подходу к планированию контрольно-надзорных мероприятий проверочная нагрузка на субъекты, осуществляющие свою деятельность в сфере здравоохранения, значительно снизилась, то есть количество проверок уменьшилось. Так, в прошлом году не было ни одной проверки в рамках госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности и госконтроля за обращением медицинских изделий. Этому способствовало и прошлогоднее нововведение – публикация на официальном сайте Росздравнадзора проверочных листов, пользу которых уже ощутили все лица, работающие в медучреждениях и в аптеках, так как именно они гарантируют непредвзятость проверок, регламентируя компетенцию контролеров и предоставляя тем самым возможность более качественной и серьезной подготовки к встрече с ними. Как следствие – в деятельности подконтрольных субъектов наметилась положительная тенденция в плане дисциплинированного соблюдения обязательных правил.
Однако, несмотря на вскрытие основных причин нарушений и принятые меры по их устранению, на рынке медицинских изделий в четвертом квартале по-прежнему обнаруживались различные нарушения. Прежде всего, это грубое игнорирование лицензионных требований со стороны аптечных организаций, выраженное в несоблюдении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (хранение, перевозка, отпуск). Были выявлены также нарушения Закона об обращении лекарственных средств, предусматривающего утвержденный правительством РФ минимальный ассортимент лекарственных препаратов. Выявлялись и факты несоблюдения правил розничной торговли лекарственными препаратами. Не во всех аптечных учреждениях ведется журнал учета неправильно выписанных рецептов, по идее, – это источник достоверной информации о профессионализме врачей, и не всегда имеются зоны для хранения выявленных недоброкачественных, просроченных лекарств и карантинного хранения лекарственных препаратов.
Серьезные нарушения лицензионных требований «проявились» и в медицинских организациях, прежде всего в несоблюдении порядка в части стандарта оснащения медицинских организаций, несмотря на то, что этот вопрос поднимался на каждом публичном обсуждении. Министерством здравоохранения КЧР соответствующие меры, конечно, принимаются, но их крайне недостаточно, а ведь на кону – жизнь и здоровье больных людей. К примеру, Росздравнадзор неоднократно бил тревогу по поводу отсутствия аппаратуры по определению кислотно-щелочного равновесия, без которой нельзя оказывать помощь пациентам реанимационных отделений, потому что кислород в переизбытке токсичен, не говоря уже о последствиях его дефицита. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ не все приемные отделения и пункты скорой помощи полноценно обеспечены необходимыми стандартными препаратами.
Подробно перечислив все издержки, докладчик сообщил участникам обсуждения о не выдержавших экспертизу Росздравнадзора и признанных недоброкачественными образцах медицинских изделий четырех наименований – двух хирургических инструментов, фиксирующего бинта немецкого производства и отечественных марлевых салфеток. «В последние годы, – отметил он, – недоброкачественные медицинские изделия встречаются чаще недоброкачественных лекарств».
Башир Хапаев рассказал также о сотрудничестве с Гудермесской экспресс-лабораторией, определяющей качество лекарств на месте.
Не обошел он своим вниманием и традиционную тему публичных слушаний – мониторинг ассортимента и цен на жизненно важные лекарственные препараты. Продемонстрировав собравшимся многостраничный аналитический обзор, зафиксированный электронным носителем, Башир Алимджашарович указал далеко не престижное место Карачаево-Черкесии в таблице сведений об использовании лекарственных средств непатентованных международных наименований. В среднем по Российской Федерации их насчитывается 421, а у нас всего 317. Еще одно сравнение. В аптеках близлежащего Ставрополья продаются лекарства 349 наименований, а у нас – 239. Еще хуже обстоит дело в госпитальном сегменте. В больницах КЧР «фигурирует» лишь 208 наименований, а в российских и ставропольских – соответственно 328 и 352. Это однозначный сигнал для правоохранительных органов, главных врачей медицинских учреждений и Министерства здравоохранения КЧР. Оснащенность медицинским оборудованием у нас неплохая, средняя нагрузка на один медицинский аппарат меньше, чем по СКФО, по числу медицинских исследований мы тоже не отстаем, но на этом фоне высвечивается проблема неэффективного использования или непозволительного простаивания 18 единиц медицинского оборудования. Наглядная иллюстрация тому – ситуация в Ногайской ЦРБ, где довольно длительное время простаивает дорогостоящий передвижной комплекс лучевой диагностики.
В ходе выступления докладчик разъяснил нюансы предпринимательской деятельности в сфере обращения медизделий и дал консультацию по работе с сайтом Росздравнадзора, где размещены все необходимые нормативные и правовые акты. Территориальный орган Росздравнадзора по КЧР, напомнил Башир Алимджашарович, руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и ведомственными документами.
Просвещен – значит, вооружен. О новостях в законодательстве Российской Федерации, принуждающем к добросовестному поведению всех участников сферы здравоохранения, проинформировал начальник отдела правового, финансового и кадрового обеспечения Руслан Сарыев.
В заключение мероприятия, призванного повысить прозрачность системы государственного контроля, присутствующие получили исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. «Иначе нельзя, – подытожила одна из участниц встречи, студентка Амина Байчорова. – Мы должны стать партнерами власти».
{{commentsCount}}
Комментариев нет