Дело не в вывеске

1 марта в 08:22
1 просмотр

2019 год указом Главы КЧР объявлен в Карачаево-Черкесии Годом Кабардино-Балкарской Республики. А в Кабардино-Балкарии сейчас проходит Год Карачаево-Черкесской Республики. В связи с этим в братских республиках запланировано множество совместных мероприятий. И одним из первых стала конференция «Создание новой модели медицинской организации: реализация приоритетного проекта «Бережливая поликлиника», прошедшая в минувшую пятницу на базе Карачаево-Черкесского онкологического диспансера им. С. П. Бутова.
Приветствуя участников конференции, среди которых были как руководители медицинских организаций КЧР, так и представители медицинского сообщества КБР во главе с заместителем министра здравоохранения Кабардино-Балкарии Татьяной Аникушиной, заместитель председателя Правительства КЧР Джанибек Суюнов заострил внимание собравшихся на актуальности выбранной для обсуждения темы.

2019 год указом Главы КЧР объявлен в Карачаево-Черкесии Годом Кабардино-Балкарской Республики. А в Кабардино-Балкарии сейчас проходит Год Карачаево-Черкесской Республики. В связи с этим в братских республиках запланировано множество совместных мероприятий. И одним из первых стала конференция «Создание новой модели медицинской организации: реализация приоритетного проекта «Бережливая поликлиника», прошедшая в минувшую пятницу на базе Карачаево-Черкесского онкологического диспансера им. С. П. Бутова.
Приветствуя участников конференции, среди которых были как руководители медицинских организаций КЧР, так и представители медицинского сообщества КБР во главе с заместителем министра здравоохранения Кабардино-Балкарии Татьяной Аникушиной, заместитель председателя Правительства КЧР Джанибек Суюнов заострил внимание собравшихся на актуальности выбранной для обсуждения темы. Показательно, что эту конференцию медики запланировали заблаговременно, а буквально на днях в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин особо отметил важность реализации проекта «Бережливая поликлиника», «чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по-настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства». Это говорит о том, что наши медики держат руку на пульсе времени и хорошо понимают потребности населения. Неслучайно сегодня в реализации проекта, стартовавшего в стране в конце 2016 года, в Карачаево-Черкесии участвуют уже 4 медицинских организации. А до 2024 года, как сказал министр здравоохранения КЧР Казим Шаманов, этот проект будет реализован полностью во всех ЛПУ республики, имеющих поликлиники.

_______________________________

 

«Сейчас в ряде регионов реализуется проект «Бережливая поликлиника». В результате время ожидания в регистратуре, у кабинета врача в среднем сокращается в три-четыре раза. Я был в таких поликлиниках, работают очень здорово, очень хорошо. Гораздо лучшие условия создаются для людей с ограниченными возможностями, для родителей с детьми. Но таких поликлиник, к сожалению, пока очень мало, они скорее исключение, чем правило по стране в среднем. С учётом лучших региональных практик, а они, повторяю, есть, поручаю Правительству уже в этом году утвердить высокие стандарты бережливых поликлиник, принять правила их аттестации, а в следующем году совместно с регионами внедрить механизмы, которые мотивируют управленческий и медицинский персонал повышать качество работы. И в первую очередь уже в 2021 году нужно полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники. Обращаю внимание: дело не в том, чтобы появилась вывеска «Бережливая поликлиника». Главное, чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по-настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства».

Из Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.
20 февраля 2019 г.

_________________________________

О самом проекте «Бережливая поликлиника» очень подробно рассказал на конференции руководитель методического центра по обучению основам организации бережливого производства в сфере охраны здоровья «Saverклиника», действующего на базе Ставропольского государственного медуниверситета, Аслан Данаев.
Как отметил Аслан Барадинович, проект, разработанный Минздравом РФ и Госкорпораций «Росатом», нацелен на повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь в медорганизациях. Неслучайно работа над ним началась с… изучения и анализа жалоб пациентов на плохую работу поликлиник.
Что не устраивает людей, обращающихся в поликлиники за помощью? Собственно, на этот вопрос может ответить каждый из нас, так как в поликлинике бывают все. Очереди в регистратуру, невозможность дозвона в поликлинику, отсутствие в поликлинике внятного расписания работы врачей (не того, что для «галочки», а того, что действует именно на день твоего визита в поликлинику), отсутствие доступной навигации (когда ты не можешь разобраться, где находится тот или иной нужный тебе кабинет, и тратишь время в его поисках, блуждая по этажам и коридорам), очереди на прием к врачу, длительное ожидание в процедурный кабинет, пересечение потоков больных и здоровых посетителей (например, ты здоров и пришел в поликлинику на профосмотр, а вынужден ждать врача рядом с больными пациентами, что чревато для твоего здоровья), отсутствие комфортной зоны ожидания, длительные сроки прохождения диспансеризации, грубость медперсонала…
Все эти проблемы и призвана устранить «бережливая поликлиника». Каким образом? Перераспределив нагрузки между врачами и средним медицинским персоналом; оптимизировав свою внутреннюю логистику, разделив потоки пациентов; перейдя на электронный документооборот, сократив бумажную документацию. А еще проектом предусмотрены открытая регистратура и новый облик поликлиники, организация профосмотров и диспансеризации на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов времени приема одного пациента.
Не будем слишком углубляться в «тонкости» проекта, отметим только, что уже на первом этапе его реализации – в трех пилотных регионах: Калининградской, Ярославской областях  и г. Севастополе – с ноября 2016 г. по апрель 2017 г. – были получены прекрасные результаты. Время работы врача непосредственно с пациентом увеличилось в 2 раза, время оформления записи на прием к врачу сократилось в 5 раз, время ожидания пациентом приема врача у кабинета уменьшилось в 12 раз (!), очереди сократились до 8 раз, появилась комфортная и доступная среда для пациентов поликлиник, сократились сроки прохождения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
Все это похоже на сказку, скажете вы. Да, но это реальность. И это достижимо во всех регионах страны и во всех поликлиниках. Сделать это, говорилось на конференции, не просто, но возможно. И Аслан Данаев подробно остановился на инструментах бережливого производства…
А заместитель главного врача республиканской детской многопрофильной больницы по поликлинической работе Изабелла Тлябичева поделилась с коллегами опытом внедрения технологий «бережливой поликлиники» в детской поликлинике в г. Черкесске. Так, сегодня уже при входе в поликлинику на ресепшне администратор распределяет потоки посетителей, после капитального ремонта работает открытая регистратура с тремя рабочими местами (к слову, организация электронной записи на прием к врачу очень сократила очередь в регистратуру – сегодня через Интернет к врачам записываются до 60% посетителей), создана удобная картотека и медицинские карты не выдаются на руки посетителям, а доставляются врачам сотрудниками поликлиники. В холле на первом этаже – стенды со всей необходимой для посетителей информацией, в том числе телефонами главного врача ЛПУ и его замов. В сентябре прошлого года было открыто отделение профилактической помощи детям, и теперь профосмотр дети проходят за один (!) день. Справки теперь выдаются в отдельном кабинете, таким образом, сегодня к врачам идут только больные пациенты и те, которые записаны на повторный прием. И у врачей появилась возможность больше времени уделять пациентам…
Конечно, проблем, отмечала Изабелла Залимовна, еще немало. Например, сейчас решается вопрос электронного документооборота с лабораториями. Но шаг за шагом доступность и качество оказываемой медицинской помощи в поликлинике улучшаются. И это отмечают сами горожане, приходящие в поликлинику со своими чадами…
Вопросов в этот день к выступающим было немало. Еще больше вопросов было на круглом столе, который состоялся сразу после конференции. Здесь уже в более узком кругу встретились руководители медорганизаций, внедряющих технологии «бережливой поликлиники» в КЧР и КБР.
– Такие встречи очень полезны для обмена опытом, – поделилась впечатлениями после круглого стола главный врач республиканской детской многопрофильной больницы Тамара Лайпанова. – И говорили мы не только о «бережливой поликлинике». Например, в Кабардино-Балкарии очень интенсивно развиваются центры здоровья, которые есть и у нас, но мы особенно заинтересовались их выездными методами работы. Очень интересной показалась и информация о мониторинге беременных женщин в режиме реального времени, который проводится в Кабардино-Балкарии…
– Мы рады были принять участие в этой конференции и круглом столе, которые являются очень важными, значимыми мероприятиями в плане обмена опытом, – сказала заместитель министра здравоохранения КБР Татьяна Аникушина. – И в дальнейшем мы надеемся на плодотворное сотрудничество между республиками. Уверены, это не последнее наше совместное мероприятие.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях