Сохранить родной язык

18 апреля в 06:59
7 просмотров

Без языка нет народа – это известная истина. Но как сохранить родной язык малым народам в век глобализации? Этот вопрос сегодня очень остро стоит в мире. Актуален он и для России, в том числе для Карачаево-Черкесии. Именно поэтому осенью 2018 года руководители национальных общественных организаций КЧР: РОО «Къарачай алан халкъ», ОД «Адыгэ Хасэ», ААОО «Апсадгьыл», ОО РН НКА «Ногай Эл» – собравшись вместе, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, решили создать комиссию по вопросам изучения, развития и сохранения национальных языков коренных народов Карачаево-Черкесии.
В ноябре-декабре прошлого года члены созданной комиссии посетили все общеобразов. школы города Черкесска, чтобы наиболее полно выявить проблемы изучения родных языков.

Без языка нет народа – это известная истина. Но как сохранить родной язык малым народам в век глобализации? Этот вопрос сегодня очень остро стоит в мире. Актуален он и для России, в том числе для Карачаево-Черкесии. Именно поэтому осенью 2018 года руководители национальных общественных организаций КЧР: РОО «Къарачай алан халкъ», ОД «Адыгэ Хасэ», ААОО «Апсадгьыл», ОО РН НКА «Ногай Эл» – собравшись вместе, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, решили создать комиссию по вопросам изучения, развития и сохранения национальных языков коренных народов Карачаево-Черкесии.
В ноябре-декабре прошлого года члены созданной комиссии посетили все общеобразовательные школы города Черкесска, чтобы наиболее полно выявить проблемы изучения родных языков. В итоге рабочие группы, в которые входили представители всех вышеназванных общественных организаций, собрали большой статистический и фактический материал. Кроме того, информацию для размышления добавили встречи с начальниками управлений образования и директорами школ во всех муниципальных районах республики, которые провела созданная Министерством образования и науки КЧР с привлечением республиканских национальных общественных объединений специальная рабочая группа по вопросам изучения, развития и сохранения родных языков.
И вот на днях в конференц-зале Дома печати комиссия национальных общественных организаций Карачаево-Черкесии по вопросам изучения, развития и сохранения национальных языков народов КЧР представила свой итоговый отчет, в котором дан серьезный анализ основных выявленных проблем и предложены пути их решения.
Стоит отметить, что список выявленных проблем оказался весьма внушительным. Так, выступавший перед собравшимися в зале заместитель председателя правления ассоциации «Апсадгьыл» Мухадин Шенкао заострил внимание на том, что с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты на изучение родного языка в школах стали выделять всего три (!) часа в неделю, тогда как ранее дети учили родной язык по пять часов в неделю. При этом во многих школах, особенно в старших классах, не выдерживается даже этот минимум, что, конечно, сказывается на уровне знаний детей. Особую озабоченность вызывает, говорил М. Шенкао, введение в школах изучения второго иностранного языка. Это, по мнению комиссии и опрошенных учителей, однозначно негативно скажется на преподавании родных языков.
Очень серьезной проблемой, говорил на собрании председатель ОО РН НКА «Ногай Эл» Валерий Казаков, является нехватка квалифицированных педагогических кадров. К сожалению, нередко выясняется, что учителя, преподающие в школах родной язык, сами плохо знают этот язык. Чего же ждать от их учеников?!
И вот что еще удручает. Зачастую дети приходят в детские сады, разговаривая на родном языке, понимая родную речь, но в школы они попадают уже, что называется, без языка, поскольку сегодня ни в одном дошкольном учреждении КЧР не ведется обучение родному языку…
Родной язык в школах, с горечью отмечал заместитель председателя РОО «Къарачай алан халкъ» Сулайман Боташев, преподается по «остаточному принципу». Карачаевский язык, к примеру, изучают в 99 школах республики, но нет программы обучения языку, есть только план, который каждый учитель составляет по-своему. Учебников не хватает. Один учебник дается на трех-четырех учеников. Причем многие учебники – еще советских времен, а значит, морально устарели. Домашнее задание при этом детям не задается, ведь учебники выдаются только на занятиях в школе, в магазинах их не купить! Учителям родных языков не хватает методических материалов, наглядных пособий. Из-за нехватки преподавателей родного языка этот предмет дают «в нагрузку» другим педагогам – физрукам, химикам и т.д. При этом при подготовке и проведении различных мероприятий в школах в первую очередь от занятий отвлекают учителей родных языков. Кабинеты родного языка – тесные, не соответствуют никаким санитарным нормам. Вот, к примеру, в одной из школ Черкесска в кабинете родного языка за каждой партой вынуждены сидеть по 4-5 человек, настолько в нем тесно. Удручающая ситуация и с оформлением этих кабинетов. В редких случаях они вызывают восхищение, поскольку напоминают настоящие музеи. В большинстве же эти кабинеты представляют собой классные комнаты с 5-6 столами и пустыми стенами. Стоит ли удивляться, что при таком положении дел многие родители предпочитают отказаться от того, чтобы их дети изучали родной язык? Лучше, считают они, пусть в это время их чада занимаются русским языком и готовятся к обязательному ЕГЭ… «После наших встреч с руководителями школ ситуация начала меняться, – заметил С. Боташев. – Хотя бы с тем же оформлением кабинетов…»
Но это, отметил в своем выступлении председатель ОД «Адыгэ Хасэ» Али Асланов, только начало большого пути. Например, требуется большая персональная работа с родителями, чтобы не было отказов от изучения их детьми родного языка. Нужно в школах развивать кружковую работу, с помощью которой можно существенно поднять уровень преподавания родных языков…
Дети не будут заинтересованы в изучении родного языка до тех пор, говорил системный координатор Ассоциации абазинских общественных организаций «Апсадгьыл» Рамазан Мхце, пока родные языки не будут востребованы в нашей жизни – во время учебы в вузе, на работе. А почему бы, к примеру, не сделать так, чтобы люди, претендующие на работу в тех же местных администрациях в национальных районах, сдавали экзамен по родному языку? Можно придумать и другие варианты, но нужно обязательно искать решение проблемы.
Мы хотим, чтобы дети хорошо знали родной язык, продолжал Р. Мхце, так почему бы в моноэтнических районах в детских садах не отводить 30% времени на изучение родного языка? Три часа в неделю на родные языки в школах – это, без сомнения, очень мало. Но, значит, надо находить выход из ситуации. Например, говорил Р. Мхце, в некоторых школах удалось увеличить количество часов на преподавание абазинского языка до пяти в неделю. При этом благодаря увеличению нагрузки повысилась зарплата учителей родного языка, ведь из-за низкой зарплаты молодежь не желает получать эту профессию. Мы хотим, чтобы у нас были хорошие специалисты-филологи, а при этом в нашем университете в аспирантуре по родным языкам выделяется всего одно бюджетное место раз в три года! Нужно решать и эту проблему, хотя сегодня в КЧГУ и так проводится очень большая работа по сохранению и развитию родных языков…
То, насколько актуальны поднятые проблемы, продемонстрировали и выступления других участников этой встречи. Так, главный редактор газеты «Абазашта» Фардаус Кулова обратила внимание собравшихся на преподавание родных языков в республиканском педагогическом колледже, который как-то выпал из поля зрения комиссии, а ведь именно выпускники колледжа работают в детских садах и начальной школе. А заведующий кафедрой кабардино-черкесского и абазинского языков и литератур КЧРИПКРО Биляль Хасароков еще раз остановился на проблеме издания учебников на родных языках, решить которую невозможно при хронической нехватке финансирования из республиканского бюджета. К слову, примерные образовательные программы по литературе и родным языкам с 1 по 11 классы, отметил Б. Хасароков, существуют и размещены на сайте КЧРИПКРО, но вот напечатать их и распространить по школам нет возможности опять-таки из-за отсутствия средств. Так же, как нет средств, например, на издание сборников диктантов и изложений, которые крайне необходимы для обучения родным языкам.
Да, совершенно очевидно, что проведенная комиссией работа – это действительно начало большого пути. И его основные вешки, образно говоря, обозначены в итоговом документе, который на встрече подписали представители общественных национальных организаций КЧР. Этот документ будет доведен не только до руководства республики, но и руководства страны. Он предлагает реальные меры по изменению ситуации к лучшему. Но неверно было бы думать, что лишь от власть предержащих зависит решение обозначенных задач. Только совместными усилиями власти и общества, говорилось на встрече, можно достичь поставленной цели.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях