Эти трудные уроки прошлого

25 сентября в 08:26
4 просмотра

Истрию нужно знать, чтобы не повторять ошибок прошлого. Это неоспоримо. Но как знакомить с историей, особенно с наиболее трагичными ее страницами, детей? С какого возраста, к примеру, рассказывать им о Холокосте? И как об этом говорить, чтобы подрастающее поколение правильно поняло уроки прошлого, сделало из них верные выводы? Ведь у каждого возраста свои особенности мировосприятия и миропонимания… Об этом очень много говорилось на прошедшей в августе в Москве XIX летней ежегодной сессии для педагогов России «Уроки Холокоста – путь к толерантности».
Организаторами проведения обучающего семинара выступили Научно-просветительный центр «Холокост», Международный научно-образовательный центр истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета и Международная школа мемориального комплекса «Яд Вашем» (Израиль). Сессия проводилась при поддержке Российского еврейского конгресса, Фонда «Генезис», Мемориала «Шоа» (Париж, Франция…

Истрию нужно знать, чтобы не повторять ошибок прошлого. Это неоспоримо. Но как знакомить с историей, особенно с наиболее трагичными ее страницами, детей? С какого возраста, к примеру, рассказывать им о Холокосте? И как об этом говорить, чтобы подрастающее поколение правильно поняло уроки прошлого, сделало из них верные выводы? Ведь у каждого возраста свои особенности мировосприятия и миропонимания… Об этом очень много говорилось на прошедшей в августе в Москве XIX летней ежегодной сессии для педагогов России «Уроки Холокоста – путь к толерантности».
Организаторами проведения обучающего семинара выступили Научно-просветительный центр «Холокост», Международный научно-образовательный центр истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета и Международная школа мемориального комплекса «Яд Вашем» (Израиль). Сессия проводилась при поддержке Российского еврейского конгресса, Фонда «Генезис», Мемориала «Шоа» (Париж, Франция.)
В семинаре приняли участие 45 преподавателей школ и вузов различных регионов России, музейные и библиотечные работники. В их числе была и библиограф Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеки им. С.П. Никулина Л. Каракетова.
– Программа сессии была очень насыщенной и познавательной, – рассказывает Лолита Айсовна. – Например, интересно представил экспозицию Музея еврейского наследия и Холокоста президент Фонда «Холокост», профессор РГГУ Илья Альтман. Наибольший интерес у меня вызвал стенд, посвященный советскому офицеру Александру Печерскому, возглавившему в 1943 году восстание заключенных в Собиборе, лагере смерти. Запомнился и круглый стол, на котором прошли презентации зарубежных участников.
Познавательным для участников семинара стало выступление Элизабет Швабауэр, научного сотрудника Международного архива Арользена (Бад-Арользен, Германия), которая пояснила, какие возможности открывает документальный архив, насчитывающий более 30 миллионов документов, раскрыла принципы работы архива, правила работы с пользователями и исследователями. В архив может обратиться любой, кто ищет информацию о жертвах национал-социализма, бывших узниках концлагерей, угнанных на принудительные работы в Германию, и о перемещенных лицах. Наряду с этим архив является документальной базой для проведения исследований, используется и в образовательных целях (здесь организуют практические семинары для педагогов, разрабатывают и публикуют педагогические пособия для образовательной работы).
Руководитель Русского отдела Международной школы «Яд Вашем» Ноа Сигал, преподаватель Ягеллонского университета Эдыта Гаврон (Польша) и представитель Еврейского музея в Кракове Лариса Михальска (Польша) рассказали о том, каково отношение молодёжи к данной проблеме в этих странах, как преподаётся тема Холокоста и какие тенденции прослеживаются в образовательной политике этих стран. Вы будете удивлены, но о Холокосте за рубежом начинают говорить с детьми очень рано, с 5-6 лет и даже раньше. Но в случае, когда с детьми говорят о Холокосте, история – и «большая» история государств и народов, и малая история семей – приходит к ним через что-то известное, понятное, конкретное, то, что можно потрогать, пощупать, погладить.
Поэтому в книгах для детей, затрагивающих эту тему, всегда есть «посредник» – тот, кто соединяет маленького читателя XXI века с историей ребенка военного времени: собака, кошка, бабочка, игрушка. В качестве примера можно привести книгу Ирит Абрамски «Куклы», изданную на русском языке в Иерусалиме. Посредниками здесь являются куклы. Ирит рассказывает о трех куклах, которые вместе со своими хозяйками пережили годы катастрофы в разных городах Европы.
Важной для педагогов информацией поделилась на сессии Светлана Тиханкина, руководитель образовательных программ Центра «Холокост». Она рассказала об образовательных программах центра и предложила возможные варианты изучения темы Холокоста в школьном курсе истории: в контексте изучения истории Великой Отечественной войны, региональной истории, а также прав человека. Например, такие темы, как «Оккупационный режим и борьба в тылу» и «Человек на войне. Культура в годы Великой Отечественной войны» позволяют раскрыть трагические события Холокоста, деятельность Еврейского антифашистского комитета во главе с С. Михоэлсом, деятелей культуры и искусства.
Илья Альтман, рассказывая в своей лекции о Холокосте в Германии и оккупированной Европе, а также его особенностях на территории СССР, с болью подчеркнул, что изучению Великой Отечественной войны, и истории Холокоста в частности, уделяется минимум учебного времени. Следует отметить, что сам Альтман является одним из авторов учебного пособия для средней общеобразовательной школы «История Холокоста на территории СССР», рекомендованного Министерством образования РФ для преподавания в школах страны.
А в ярком эмоциональном выступлении сопредседателя фонда «Холокост», писателя и кинокритика Аллы Гербер («Эхо Холокоста в СССР и современной России») четко прозвучала мысль о том, что замалчивание таких страшных страниц истории, как Холокост, чревато дальнейшим расползанием идей антисемитизма и распространением националистических идеологий, что особенно актуально в наши дни.
Большое внимание в работе сессии было уделено методике преподавания темы Холокоста. Так, Светлана Тиханкина в ходе тематического мастер-класса поделилась опытом преподавания темы Холокоста на примере проекта «Освободители», руководителем которого она является. Цель проекта – популяризация подвига советских воинов и медиков разных национальностей, освобождавших и спасавших узников Аушвица (Освенцима), установление данных о судьбах освободителей до и после войны. Тиханкина призвала собравшихся принять участие в работе проекта, привлечь к этому школьников, ведь поиск имен воинов-освободителей Аушвица продолжается. Приятно отметить, что в освобождении лагеря принимали участие и представители народов Северного Кавказа.
Очень интересным был практикум, проведенный Н. Сигал: на примере работы с учебным пособием «Альбом Аушвица» она продемонстрировала, как с помощью анализа фотографий можно транслировать события Холокоста и аннотировать их при работе со школьниками. Примером подобной работы стала демонстрация фотографий молодой девушки Лили Якоб и её семьи, погибшей в лагере. Ноа предложила также использовать в работе документы и воспоминания спасшихся узников концлагерей, художественные и документальные фильмы («Неизвестный Освенцим», «Холокост: клей для обоев», «Мальчик в полосатой пижаме», «Жена смотрителя зоопарка» и др.).
Большой интерес у участников летней сессии вызвал просмотр короткометражного фильма «Туфельки» (реж. Константин Фам), посвященного памяти жертв Холокоста и ставшего победителем многих кинофестивалей. Сюжет фильма разворачивается в 30-40-х годах XX века и рассказывает об истории пары женских туфелек, которая начинается в витрине магазина, где они были приобретены, и трагически обрывается в братской могиле обуви концлагеря «Аушвиц».
Перед глазами зрителей проходит красивая история любви, свадьба, разлука с мужем, и всё это – через красные туфельки, немой образ трагедии. Мы наблюдаем за туфельками, но на самом деле мы наблюдаем за трагической судьбой девушки, её семьи.
После просмотра Алла Гербер совместно с продюсером фильма «Туфельки» Егором Одинцовым провели его обсуждение и выслушали мнение участников семинара о возможности использования фильма в учебном процессе. Многие педагоги отметили, что этот, пожалуй, самый необычный фильм о Холокосте можно использовать, прежде всего, во внеурочной работе, не нанося при этом вреда психике ребёнка.
 Организаторы семинара предложили принять участие в разработке методических рекомендаций по использованию фильма в педагогической практике и также привлечь школьников к конкурсу на лучшее эссе об этом фильме. Кстати, активное участие в этом конкурсе уже приняли наши ребята – учащиеся 8 «е» класса гимназии № 5 г. Черкесска (кл. рук. Г. Беньяминова), постоянные участники конкурсов и мероприятий, проводимых в нашей детской библиотеке.
В ходе сессии все ее участники представили свой педагогический опыт. Лично моё выступление было посвящено «Холокосту в современной детской литературе». Информацией по этому поводу готова поделиться со всеми педагогами нашей республики, родителями, интересующимися этой темой! Возможности нашей библиотеки в полной мере позволяют работать по этой теме.
Завершил семинар мастер-класс по использованию историко-документальной выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» как средства изучения Холокоста, модераторами которого стали Илья Альтман и Светлана Тиханкина. В июне этого года данная выставка экспонировалась в городе Черкесске (организаторы – доцент Северо-Кавказского федерального университета А. Кругов и заместитель регионального директора Фонда социальной помощи и поддержки В. Древинский).
Приятной неожиданностью было то, что все участники семинара получили комплект учебной и методической литературы по истории Холокоста, которыми могут воспользоваться в своей работе учителя для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. Полученная литература может быть полезна и библиотекарям города и республики для организации различных массовых мероприятий: конференций, диспутов, семинаров и т.д.
Хочу отметить также, что Карачаево-Черкесской детской библиотекой им. С.П. Никулина разработан проект «Холокост: память без забвения», в рамках которого будет осуществляться работа передвижной библиотечной выставки, с которой познакомятся читатели всех детских библиотек республик. Вниманию ребят будут предложены такие книги, как: «Беги, мальчик, беги!» У. Орлева, «Зима, когда я вырос» П. Гестела, «Без судьбы» И. Кертеса, «Ночь» Э. Визеля, «Мальчик в полосатой пижаме» Д. Бойна, «Волна» Т. Штрассера, «Маус» А. Шпигельмана, «Завтра не наступит никогда» Т. Биргер, и другие…

Подготовила
Татьяна Иванова.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях