День республики № №32-33 от 07.03.2020

Для многих – сестра по крови…

12 марта в 16:18
12 просмотров
Источник — Фото автора

Когда я входила в отделение переливания крови Карачаевской центральной городской и районной больницы, то обратила внимание на бравого полицейского с белой повязкой на сгибе руки. «Донор!» – уважительно посмотрела ему вслед и увидела, наконец, старшую операционную медсестру отделения Зурят Бесленееву. В этом году у нее двойной юбилей служения медицине – исполнилось 45 лет, как она, юная выпускница Черкесского медучилища, переступила порог этой больницы и 30 лет ее непрерывного стажа в отделении.

Переливание крови – самая экстремальная помощь пострадавшему в разных передрягах, больному на операционном столе, роженице. По законам непонятной логики все ЧП, сопряженные с потерей крови, случаются в темное время суток, и когда во время ее дежурства выпадают спокойные ночи и Бог милует город и район от несчастных случаев, Зурят обычно цитирует лермонтовские строки: «По небу полуночи ангел летел…»

Любовь к литературе, классике, поэзии у нее от мамы, прекрасной учительницы начальных классов Хумаринской средней школы Аминат Насыповны. Память о ней хранят поколения ее бывших учеников. К первой учительнице за советом или благословением приходили ее земляки, зная, что мудрость и авторитетное слово наставницы станут ориентиром в делах больших и малых… Отец Зоси – ее домашнее имя сопровождает Зурят со школьной скамьи по сей день в кругу близких ей людей и коллег – Султан-Али Туганович Бесленеев, фронтовик, орденоносец, прошедший Великую Отечественную войну в составе 4-го Украинского фронта до самой Германии, где был тяжело ранен, 20 лет возглавлял затем совхоз «Верхнекубанский». В укрупненное хозяйство входили аулы Хумара, Каменномост, пос. Новый Карачай, и это в бытность Бесленеева был построен лучший детский сад, проложены дороги к фермам и кошарам, возведен уютный культстан ученических производственных бригад.

На примере родителей постигали уроки нравственности, трудолюбия, отзывчивости и ответственности за свое дело их дети, нашедшие свое призвание в жизни. Мурадин Султан-Алиевич Бесленеев хорошо известен в республике как бессменный руководитель профсоюза работников образования КЧР, Фатима – педагог, проживает с семьей на Ставрополье. Зурят, моя героиня, для коллег и пациентов излучает те флюиды надежности и глубокой порядочности, основанной на адыгском этикете «адыге хабзе», что мгновенно подкупают окружающих. На внутренних душевных весах часто колеблются «быть» и «казаться». На весах Зурят они никогда не колебались, как у всякой цельной натуры с прочным духовным стержнем.

Она никогда не искала легких путей в жизни. С детства мечтала о медицине, и ей бы ничего не стоило «поднапрячь» своего отца, чтобы похлопотал о брони для ее поступления в медицинский вуз. В 60-70 годы государство выделяло, выражаясь современным языком, такую квоту для национальных кадров с облегченными требованиями на вступительных экзаменах в любой вуз страны. Но Зося подала документы именно в медучилище. Она хотела сначала пройти все азы профессии, чтобы быть ближе к больным. Ведь, по большому счету, именно младший персонал берет на себя максимальные нагрузки во время лечебного процесса.

– В Черкесском медучилище моими кумирами были директор Лариса Харитоновна Сидакова, преподаватели Мария Дмитриевна Полупан, Серафима Игнатьевна Лебедева, – с теплотой вспоминает З. Бесленеева. – Они давали не только прочные знания, но и раскрывали секреты коммуникабельности, взаимоотношений с больными, и я запомнила главную истину – переступая порог больничной палаты, медсестра должна уже одним своим видом вдохновлять, поднимать настроение.

В Карачаевскую ЦГРБ я поступила сначала терапевтической медсестрой. Тогда отделением заведовала Муклимат Исмаиловна Кагиева, здесь же работал замечательный врач-невропатолог Шамиль Добаевич Каракотов. У них я училась максимальной собранности и профессионализму. Позже, когда перешла операционной сестрой в отделение переливания крови, оценила организаторские способности Умара Магомедовича Хабчаева – как главный врач больницы, он уделял большое внимание нашей службе, стараясь максимально удовлетворить все наши запросы. Ведь отделение переливания крови – важнейшая артерия любой больницы!

…Специфика работы медиков станций и отделений переливания крови всегда напрямую связана с донорством. И по традиции, а скорее, по зову сердца большинство доноров такие же фанаты, как, скажем, скалолазы. Звание «Почетный донор РФ» присваивается тем, кто 40 раз сдал свою кровь. Почетный донор РФ З. Бесленеева из их числа, и крови она сдала за годы своей работы вдвое больше. Ее по праву можно считать сестрой по крови многих людей разных национальностей. Как и ее коллег – доноров: заведующую отделением Мадину Болатову, медсестер Сусанну Шидакову, Азу Герюгову.

– Донорство – это тот самый долг, к которому человек себя добровольно привязывает и верен ему до конца, – рассказывает Зурят.

– Вы обратили внимание на представительного полицейского с повязкой на руке, который выходил из отделения? Это – один из наших активных доноров, сотрудник МО МВД России «Карачаевский» Каиби Тхакохов. Нам сегодня срочно понадобилась редкая группа крови, которая у него. Позвонили ему на службу, и он не заставил себя долго ждать.

– У нас надежный донорский костяк, – продолжает З. Бесленеева. – Это и сами медицинские работники, и горрайотдел полиции, преподаватели и студенты во главе с ректором КЧГУ Таусолтаном Узденовым. Многие студенты и после окончания университета продолжают сдавать кровь. Я обожаю нашу молодежь! Молодые люди – бесстрашные, ими во все времена движет юношеский максимализм. И даже сейчас, когда говорят все больше о «загугленной» Интернетом молодежи, на нее можно положиться, – стоит только кинуть клич, как у нашего отделения выстраивается очередь во имя спасения человека.

На этот счет у Зурят, выросшей на произведениях классиков отечественной и зарубежной литературы, есть любимое изречение из Хемингуэя: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, смерть каждого человека умаляет меня, ибо я един со всем человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит и по тебе»…

Я могла бы спросить у Зурят, почему она в свое время не продолжила образование в медицинском вузе после нескольких лет работы в больнице, но мой вопрос прозвучал бы чисто риторически. Ведь у каждого из нас свой выбор, но счастлив в работе тот, кто нашел в ней себя.

Зурят Султан-Алиевна из десятков спасенных жизней помнит каждый случай, когда она сдавала кровь для конкретного человека.

…Сагит Хатуев поступил в приемный покой с ножевым ранением жизненно важной артерии и истекал кровью. «Счетчик» между жизнью и смертью неумолимо отсчитывал мгновения. Кровь Зурят Бесленеевой спасла и воскресила Сагита, словно живая вода из сказок и легенд, которыми богат фольклор всех народов… Аслан Бораев, страдавший хронической анемией, нуждался в срочном введении в истощенный организм эритроцитов, и он получил их от Зурят… Тезада Гурмикова после тяжелых родов так же обязана жизнью донору Бесленеевой… Владимир Мисюра, поступивший на операционный стол после аварии, считает Зурят своей сестрой.

Все эти случаи происходили в 90-х годах, когда кровь донора проходила экспресс-диагностику на месте лишь на вензаболевания и состояние печени. Сегодня потенциально донор уже не знает, кому конкретно предназначается его кровь, потому как проводится ее тщательное исследование на все виды гепатита, ВИЧ и т. д. К тому же в течение первых шести часов кровь перерабатывается на плазму и эритроцитную массу. Эритроциты хранятся в холодильнике при температуре плюс 2-4 градуса, плазма – при минус 90 градусов.

Зурят Султан-Алиевна подробно рассказывает о своей работе:

– Из донорской крови производят три основных компонента: эритроцитную взвесь, свежемороженую плазму, концентрат тромбоцитов. Каждый компонент крови имеет определенные лечебные свойства. Для сохранения крови и ее компонентов используются растворы…

Нашу беседу прерывает группа молодежи, заполнившая коридор отделения, и к донорам с улыбкой устремляется Зурят: «Проходите, ребята, мы вам всегда рады».

А мне подумалось: нет ничего ценнее в мире, чем сам человек. Недаром у горцев бытует пословица: «Человек человеку – лекарство». Но что нужно для того, чтобы каждый мог проявить себя как личность? В этот день я нашла ответ на этот вопрос в отделении переливания крови как во время запланированного интервью, так и мимолетных встреч…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Зурят Бесленеева люди медработник