День республики № 69 от 19.05.2020

Берегите медиков

20 мая в 11:14
7 просмотров

Однажды Карл Маркс сказал: «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» Великий немецкий философ настолько точно отразил суть понятий, что термины «болезнь», «свобода» и «жизнь» приобретают особый смысл. История медицины знает огромное множество испытаний для человечества, когда миллионы людей оказывались на грани выживания. Рождение – первый шаг к смерти, так уж устроена природа всего живого. Из сложившейся сути бытия человечество выбирало наиболее оптимальный вариант – не жалея денег, улучшать свою медицину, готовить медицинских работников самым лучшим образом, перенимать опыт других стран, делиться своим опытом, изготавливать новое техническое оборудование, использовать современные технологии, создавать высокоэффективные лекарственные препараты. Чтобы получить плоды, необходимо не только посадить семена, но и неустанно ухаживать за саженцами. Семена, которые «сеют» на полях медицины в нашей стране, особенно в последние годы, и «уход за ростками» вызывают определенную тревогу.

В первую очередь, это подготовка медицинских кадров. К сожалению, после реформирования образования и так называемой оптимизации качество специального медицинского образования резко снизилось, к тому же оно стало для студентов в основном платным.

Если студент платит за учебу, это значит, что знания становятся товаром! Студенты обязаны требовать качественных знаний от своих преподавателей. Но на самом деле стало нормой: если учеба оплачена, то документ об образовании как бы обеспечен… Пример по аналогии: покупатель в магазине оплатил товар, а получил пустую коробку с красивыми фирменными знаками! Современным студентам-медикам стоит призадуматься и переоценить такую ситуацию со своим образованием…

И вот ведь что обидно. Деньги же в стране есть: хватит и на учебу, и на достойную оплату труда учителей школ, преподавателей вузов, практикующих врачей и среднего медперсонала медицинских учреждений. Для кого готовятся медицинские кадры в вузах и колледжах? Для своей же страны! Но… В вузах все меньше бюджетных мест. А если молодые люди, посвятившие свою жизнь медицине, за своё образование в течение 6-8 лет вынуждены платить немалые суммы денег, то резонно предположить, что, устроившись работать в клиниках и медицинских организациях разного уровня, они будут думать о том, каким образом возместить (монетизировать) свои вложения в учебу.

Если кто-то начнет выражать своё негодование по поводу моих соображений и напоминать о «клятве Гиппократа», советую обратиться к первоисточнику. Ни в клятве великого Гиппократа, датируемой, к слову, III веком до н.э., ни в присягах врачей СССР и РФ нет даже упоминания об альтруизме медиков. В одной популярной песне есть строки (позволю себе несколько их перефразировать): «Вы не верьте, что живут они в раю, и обходит стороною их беда, точно так же все под вечер устают, и страдают, и болеют иногда…». Медики из такой же плоти, как и все остальные люди, только душевно настроены и профессионально призваны постоянно сталкиваться со страданиями себе подобных и стремлением оказать помощь в битве за их здоровье и жизнь. Нельзя одними призывами к гуманизму и героизму ждать от медицины чудес.

Резкий рост числа жалоб на действия и бездействия врачей за последние годы, вынудивший принять меры уголовного преследования со стороны СК РФ, является приметой времени. И это время пока работает против медиков… Мне доподлинно известны разные случаи обоснованных и не вполне обоснованных жалоб на медицинских работников. Будучи судебным медиком с 1978 года, мне не раз приходилось сталкиваться с такими случаями. Добросовестные ошибки не могут быть поводом для уголовного преследования. Кто не ошибался в своей жизни в своей профессии? Гораздо страшнее, когда врач малообразован, чванлив, упрям, не способен признавать своей ошибки. Вот тогда и возникает вопрос: что лучше – плохой врач или отсутствие врача? На нет, как говорится, и суда нет! Все врачи великими быть не могут: кто-то работает на уровне ремесла, а кто-то на уровне искусства! Впрочем, это вопрос к организаторам медицины. Хотя эти самые организаторы из той же медицины, с теми же проблемами. Перефразируя поэта А.Твардовского, «каждый мнит себя Кощеем, видя гроб со стороны…»

Ни в одной из редакций клятвы-присяги врача понятия «медицинская услуга» нет. Это – изобретение министров здравоохранения последних лет, большинство из которых прежде в медицине никогда не работали! А все эти иностранные термины и понятия в медицине: «лицензирование», «сертификация», «аккредитация»… Они что, привели к улучшению системы здравоохранения? Всё совсем наоборот. Это разные, постоянно сменяющиеся изощренные способы для выкачивания последних грошей из медицинских работников! Всё покупается, и всё продается!

Подвига в труде медика, в прямом смысле, нет, героизировать медиков не стоит, но и вытирать ноги об их белые халаты совершенно ни к чему. Это профессия… «Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают», – писал Р. Роллан.

В последние годы в социальных сетях слишком много негатива про медиков, что весьма опасно для общественного здоровья. Только «ленивый» не упрекает медиков, что они алчные, владеют иномарками, живут припеваючи и при этом жалуются на низкие зарплаты, но напрочь забыли клятву Гиппократа. Сколько же раз перевернулся в своей могиле великий Гиппократ?! Но что-то я не припомню хоть какую-нибудь информацию о том, чтобы врача ординатора (рядового врача) арестовали за десятки или сотни миллионов, а то и миллиардов рублей, сложенных в квартирах и в мешках, измеряемых массой, весом и объемом, как это бывает регулярно с полковниками разных служб, которые, кстати, тоже принимали присягу… Возможно, это те самые деньги, в которых так долго нуждались: медицинские научные центры, больницы, госпитали, роддома и перинатальные центры, поликлиники, диспансеры, медико-санитарные части, экспертные учреждения, лабораторно-диагностические центры, станции скорой помощи, станции переливания крови, врачебные амбулатории, ФАПы, кабинеты, а также заводы и фабрики медицинской промышленности, фармацевтической промышленности, которые оказались столь необходимы особенно сегодня, в период пандемии коронавирусной инфекции! Но они будут нужны и впредь – для будущих поколений.

Труднее и опаснее работы настоящих врачей и медсестер, кроме летчиков, космонавтов, шахтеров – тех, кто высоко в небе и глубоко под землей, найти невозможно. В некоторых цивилизованных странах труд медсестры приравнен к труду пилота международного лайнера. Уверяю, медицинские работники заслуживают гораздо большего внимания и лучшего отношения к себе. Но почему-то у нас кто-то «мониторит», а кто-то «монетырит».

Помните выражение «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую»? Так и в медицине: кто имел возможность и не хочет поддерживать свою медицину, будет ездить по заграницам и поддерживать чужую медицину! Неужели пандемия коронавирусной инфекции не отрезвит тех, от кого зависит система здравоохранения? Границы закрыты, заграничная медицина стала временно недоступной – что делать? Обещать пару десятков тысяч к оплате труда части медиков на период борьбы с этой инфекцией. А дальше что?

Мир не раз переживал эпидемии и пандемии: проказа, чума, холера, грипп, сибирская язва, тиф, сап и др. Переживет и эту. Важно только, чтобы перенесенная вирусная инфекция оставила прочный иммунитет не только в каждом организме, но и в нашем обществе. Чтобы, к примеру, наши властные структуры сделали нужные выводы. И по поводу кадрового потенциала в нашем здравоохранении, и по поводу имеющейся материально-технической базы первичного звена, и по поводу… Поводов много, потому что «болевых точек» предостаточно. И порой для их устранения достаточно просто правильных решений органов власти всех уровней. Например, почему бы не вернуться к системе бесплатного медицинского образования и распределения молодых специалистов по окончании учебы, которая существовала в недавнем прошлом в нашей стране? Колоссальный опыт: и профессиональный, и житейский – приобретался сам собой! Тогда и бюджетных средств на обучение студентов не будет жалко, ведь молодежь обязательно отработает эти деньги там, где требуется народу и государству…

Мне приходилось сталкиваться со студентами нашей республики в период преподавательской деятельности. Поражало огромное желание студентов, не всех, конечно, познать все азы науки, получить максимально возможные знания, чтобы почувствовать себя не хуже и слабее, чем те, которые обучались в более престижных медицинских вузах страны. Дети всех поколений достаточно талантливы и одарены интеллектом, имеют стремление познать, и это не зависит ни от пола, ни от национальности, ни от места рождения или прописки. Задача опытных и квалифицированных учителей – привить любовь к знаниям, научить работать со специальной литературой, научить анализировать информацию, научить врачебному мышлению, прививать стремление к совершенству; задача государства и общества – обеспечить врачей нормальными условиями для исполнения врачебного долга: достойной оплатой труда, помещениями, оборудованием, лекарствами и т.д. В таких условиях возникают конкурс на учебу и на труд, состязательность, чувство достоинства, благородство и много других высоких качеств, чего сегодня так не хватает не только в медицине, но и во всех сферах жизни общества. Вот когда все это будет обеспечено, тогда можно будет спросить моих коллег об уровне их отзывчивости, образованности, ответственности, исполнении клятвы и т.д.

Берегите медиков, и они когда-нибудь помогут вам или вашим близким!

А. БАБОЕВ
заслуженный врач КЧР
Поделиться
в соцсетях
здравоохранение медицина медицинские работники медицинские услуги молодые специалисты мысли вслух система здравоохранения студенты-медики