День республики № 112 от 04.08.2020

Дэн Браун, «Код да Винчи»

11 августа в 11:43
1 просмотр

«Код да Винчи» увидел свет в 2003 году, сразу оказался в центре внимания читателей и даже, якобы, вызвал беспокойство у иерархов католической церкви. Христос в книге выступает не Сыном Божьим, но человеком, имеющим жену и ребёнка, а римско-католическая церковь выглядит едва ли не преступной организацией, веками скрывавшей от верующих эту истину.

Дэн Браун, понятное дело, сделал всё это намеренно: антиклерикализм его книги – всего лишь тщательно продуманная рекламная стратегия. На самом деле, католики высказались о книге достаточно брезгливо, но никакого беспокойства не проявили: ведь христианство погибает уже две тысячи лет – из-за гностических ересей и гонений, из-за симонии епископов и безбрачия духовенства, из-за возврата к античности в Ренессанс,  потом из-за эпохи Просвещения и развития наук, потом от теории Дарвина и Фрейда,  потом из-за полётов в космос и ещё невесть чего… Понятно было, что оно переживёт и Дэна Брауна.

Впечатления от этой простенькой книжки  у меня были сложными.  В начале: «Хм, вроде забавный детективчик…» В процессе: «Хм… Эээ… Куда? … Как? Издеваетесь, что ли?..  Да что же это?.. Да блин… Как вообще?!» В конце: «Боже, неужели конец?!» Скажу сразу – я не ждала от этого чтива глубоких мыслей, философии и откровений, просто рассчитывала на добротный детектив. Увы, с каждой страницей надежда слабела. Список ошибок зашкаливал, начиная с неточностей в описании «Тайной вечери» и кончая внезапно возникшим в Шотландии храмом Митры. Персонажи абсолютно никакие. Главный герой – учёный, специалист по символам, клаустрофоб и… все. Зачем автор наделил героя боязнью замкнутого пространства, если нет сюжетных поворотов, где бы эта фобия проявилась? Героиня – криминалист. И все. Герои чисто функциональны, они болванки, нужные для того, чтобы через них автор пичкал читателя очередной порцией тайн и загадок. И уж этого – вдоволь. Тут и Святой Грааль, и Орден Тамплиеров, и одна из версий «расшифровки» картин да Винчи, и история анаграмм, и старинное положение нулевого меридиана, и число PHI, и последовательность Фибоначчи, и современная секта «Опус Деи», и альтернативная история Иисуса Христа. И высосанный из пальца исторический квест сливается с бредовой детективной линией с элементами боевика.  При этом рояли из кустов сыплются на неискушённого читателя в совершенно неприличных количествах, успевай только уворачиваться. Добавьте сюда избыточные описания всего. Вообще всего. Архитектуры, произведений искусства, принципов работы швейцарского банка, скопированных не иначе, как с рекламного сайта банка. Если повыкидывать всё это барахло, книга уменьшится наполовину.

Мне возразят, что Дэн Браун и не строит из себя великого писателя. Верно. Вопрос только в том, почему тогда этот кошмар историка и ужас искусствоведа сопровождает ненавязчивая надпись о реальности описанных мест, сект и ритуалов?

Да, успех этой книги был построен на умной рекламе и глупости читателей. На их необразованности и отсутствии логики. И если разумный человек увидит в книге всего лишь дешёвую уловку автора, чтобы подзаработать, то на кого-то мысль о реальности описанного явно произвела впечатление. Ну а чем иначе объяснить былой фантастический успех этой более чем посредственной книжонки?

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Дэн Браун книга литература Литературная гостиная Субъективное мнение