День республики № 128 от 01.09.2020

Достойная дочь гор

3 сентября в 09:07
70 просмотров

Жизненные трудности, суровые испытания по-разному отражаются на характерах различных людей. Кто-то ломается, перестает верить в свои силы. Кто-то замыкается в себе. Кто-то изменяет идеалам, плывет по течению. Но не такой была Светлана Умаровна Алиева, дочь ученого-лингвиста, первого на Северном Кавказе тюрколога – доктора филологических наук, составителя школьных учебников, литературного критика, поэта, драматурга, одного из основоположников карачаево-балкарского языкознания Умара Баблашевича Алиева. Она ушла от нас в июне этого года, и в память об этой замечательной женщине я решила написать эту статью.

Жизнь Светланы изначально складывалась непросто, потому что родилась она в непростой семье.

Умар Алиев всегда был окружен безусловным уважением всех, с кем его сводила жизнь. Во время учебы в Ростове-на-Дону он полюбил русскую девушку Татьяну Бабичеву. Она ответила взаимностью, и после свадьбы молодые стали жить в Пятигорске, куда Алиева направили работать в Горский институт. Здесь Умар открыл первую кафедру балкарского (карачаевского) языка, здесь издал свой первый сборник литературно-критических статей о карачаевской и балкарской литературе. Здесь у Алиевых родились дети: в 1936 году – дочь Светлана, а через два года – сын Руслан…

Гром грянул для Алиевых в 1937 году, когда Умар Баблашевич был объявлен врагом народа. Его исключили из партии, уволили с работы. Только чудом ученый избежал ареста. Его уже пришли арестовывать, но у Алиева, заболевшего туберкулезом легких, случился приступ, и его оставили в покое, решив, что он и так скоро умрет.

Но он не умер и даже смог вернуться к преподавательской работе благодаря заботам близких. В 1940 году его восстановили в партии, семья переехала в Нальчик.

В начале войны секретарь парторганизации Умар Баблашевич руководит эвакуацией института и с семьей оказывается в Самарканде. Здесь его направляют в школу кишлака Кара-Дарья. В этом кишлаке семья поселилась в старой бане…

После защиты докторской диссертации Алиев назначается заведующим кафедрой тюркологии в Среднеазиатском государственном университете, а в 1944 году, после освобождения Кавказа, – наркомом образования Кабардино-Балкарии.

Однако семья Алиевых не избежала репрессий, которые испытал карачаевский народ. Сначала депортировали «предателя»-отца, а Татьяну Федоровну, только выписанную из больницы, где она лежала с брюшным тифом, не тронули – она же русская. Но квартирная хозяйка после увода Алиева выгнала из дому больную женщину с маленькими детьми. А вскоре обнаружилось, что у Светланы туберкулез легких и костей. Каково было молодой женщине одной бороться за жизнь девочки?!

По вызову Алиева Татьяна Федоровна едет с детьми к мужу и везёт нужные ему книги и рукописи. С большими трудностями они добрались до Фрунзе…

Много лет спустя Светлана Умаровна не раз вспоминала все «прелести жизни» в общежитии, не самое лучшее, мягко говоря, отношение школьников и их родителей к дочери спецпереселенца: во Фрунзе Света пошла в первый класс.

Татьяна Федоровна была большая труженица. Она хорошо шила, и это и в Нальчике, и во Фрунзе поддерживало семью. Но как же было унизительно еженедельно ходить в комендатуру для регистрации! Женщина написала И. Сталину, чтобы ее и ее детей сняли с учета, так как она русская.

– Маму вызвали в городской отдел НКВД и предложили развестись с мужем, – вспоминала Светлана Умаровна. – Но она не смогла его предать.

В 1950 году и Светлану вызвали в НКВД и заставили записаться русской. Всю жизнь помнила Светлана Умаровна, какой ценой ей пришлось купить разрешение стать обыкновенным советским гражданином. И это ее очень тяготило…

Только после разрешения ЦК ВЛКСМ её приняли в комсомол и она получила возможность учиться в вузе. Окончив филологический факультет Ростовского государственного университета, работала собкором в газете «Кабардино-Балкарская правда», литературным сотрудником в отделе информации, руководила республиканским объединением молодых писателей в Нальчике.

Умар Баблашевич хотел, чтобы Светлана продолжала его работу. Дочь была постоянно рядом: в шестнадцать лет научилась работать на печатной машинке, печатала его статьи, части диссертации, была на её защите. Она была талантлива. Мечтала поступить в историко-архивный институт в Москве, переводила с французского, писала рассказы, помогала отцу в его научной работе.

Все для Алиевых складывалось хорошо. Умара Баблашевича приглашают директором одного из институтов АН СССР, Света поступает в аспирантуру академического НИИ по специальности «стилистика». Но Алиеву хочется быть дома, поэтому он переезжает с Русланом в Карачаевск.

Будучи ректором Карачаево-Черкесского пединститута, Алиев очень много сделал для него, загорелся идеей создать на базе пединститута тюркологический культурный центр. А Светлана, поступив в аспирантуру в Москве, с матерью уезжает в столицу…

На улице Судостроителей на берегу Москвы-реки стоит дом, в котором жила Светлана Умаровна с 1965 года до 17 июня 2020 года, до дня своей смерти. Место тихое, спокойное. Из окон квартиры слышатся гудки пароходов, барж…

Но и здесь, в столице, жизнь не баловала Светлану. Оказавшись в огромном городе практически одна, она тем не менее смогла найти своё место в жизни. Ведь она чувствовала любовь и поддержку отца. Не имея возможности приехать на защиту диссертации Светланы, он поздравил ее словами, которые были дороги для нее: «Благодарю за выдержку». Это было в 1972 году. И как же ей было горько потом приехать на похороны отца…

Затем были замужество и развод, ранняя смерть любимого брата Руслана, потеря матери – все это легло тяжким бременем на сердце. Забота о близких, работа, помощь землякам, общественная деятельность, желание сохранить и донести до широкого круга читателей наследие отца – вот что поддерживало силы этой красивой, умной, деятельной женщины.

Благодаря ей сохранился архив крупнейшего ученого Умара Баблашевича Алиева. Благодаря ей изданы «Избранные труды» Алиева в трех томах, куда вошли его художественные произведения, научные труды и переводы произведений Пушкина, Лермонтова и Шевченко.

Встречая глубокие критические статьи в журналах «Октябрь», «Звезда», «Дружба народов», «Дон», подписанные С. Алиевой, я думала: кто же их пишет? И никак не ожидала, что этот критик – наша землячка. Практически во всех серьёзных журналах Москвы и Петербурга, во всех республиканских литературных журналах появлялись монографии литературоведа по азербайджанской, туркменской, киргизской прозе. В журнале «Литературное обозрение» Алиева отвечала за Кавказ и Среднюю Азию.

Мне посчастливилось познакомиться со Светланой Умаровной через её родственников – Кубановых. Первый раз мы встретились с ней во время её приезда в Черкесск. Два раза я была у неё в квартире в столице. Помню, как меня тогда удивили простота обстановки и обилие книг.

Родилась Светлана Алиева в Пятигорске. Кабардино-Балкария стала её второй родиной. Два года она жила в Карачаевске. Исколесила весь Кавказ. Большую часть жизни провела в Москве. Но она жила мыслями о Кавказе, о Карачае, Теберде – родине отца. Она всегда радовалась успехам земляков, поддерживала тех, кому нужна была ее профессиональная помощь. Для этого у неё были хорошие возможности: Светлана Умаровна была старшим редактором журнала «Литературное обозрение», издательства «Советский писатель», стояла у истоков создания журнала «Дош». Она была сотрудником Института мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР (ныне РАН). Общий стаж ее творческой деятельности составил 57 лет!

Научные успехи её неоспоримы. Но людей влекло к Светлане Умаровне в первую очередь благодаря её силе воли, бойцовскому характеру. Она не могла примириться с несправедливостью в любом её проявлении. Потому она работала в Конфедерации репрессированных народов СССР, была президентом Союза женщин Северного Кавказа, членом Координационного совета Международной правозащитной ассамблеи. В 2005 году Светлана Алиева была выдвинута кандидатом от России на присуждение Нобелевской премии мира.

Она собрала материалы и издала сборник о национальных репрессиях в Советском Союзе «Так это было». Светлана Умаровна говорила, что на мысль написать эту книгу её натолкнул пример Евфросинии Антоновны Керсновской, прошедшей лагеря ГУЛАГа и оставшейся при этом светлым, добрым человеком. Перед глазами Светланы был и Кайсын Кулиев, друг отца, который до самой смерти не верил в то, что о национальных репрессиях можно говорить открыто…

Вначале книга вышла трехтомником с мягкой обложкой, в 2012 году удалось собрать три тома в один том с твердым переплетом, хорошими иллюстрациями. Автор очень хотела, чтобы эта книга нашла своего неравнодушного читателя, особенно среди молодого поколения, считала, что она должна быть в каждой школьной библиотеке… И во многих библиотеках республики сегодня есть эта книга с дарственной надписью: «Читайте, знайте, помните…»

А с какой любовью писала Светлана Умаровна о родителях в книге «Я сын твой, Теберда…»! Перед нами предстает образ Умара Баблашевича, нежного сына и брата, патриота, неутомимого труженика, мыслителя, который пешком пошел учиться в Баталпашинскую, заработав на первое время тем, что копал землю.

…Долго не гас по вечерам свет в далекой московской квартире Алиевых. Часто у Светланы Умаровны бывали люди с Кавказа, и она их принимала с горским гостеприимством. Запомнились ее слова во время нашей последней встречи: «Как же вы уйдете из дома Алиева, не изведав хлеба-соли?!»

В этой чудесной женщине соединились лучшие черты карачаевцев и русских. Она была честным, бескомпромиссным, требовательным и в то же время очень ранимым человеком. Ей была очень дорога память об отце. Она говорила: «Если я издам не опубликованные до сих пор произведения отца, я посчитаю выполненной свою миссию – миссию хранительницы его памяти и очага». Помню, как во время последнего нашего разговора она говорила о том, что собирается найти переводчика для неизданного наследия Умара Баблашевича…

Умар Алиев творил до последнего дня своей жизни. В печатной машинке нашли неоконченное стихотворение Умара Баблашевича… Такой же неугомонной, полной творческой энергии была его дочь Светлана… Достойная дочь своего отца, достойная дочь гор…

Н. ЭДИЕВА.
п. Майский.

Н. ЭДИЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания люди память Светлана Алиева судьба человека Умар Алиев