Почему цена кусается?
«Вокруг стоимости обещанного спасительного лекарства от COVID-19 в новостях целая шумиха. Чему верить, и будет ли все-таки контролироваться на него цена?
В. Домрачев, г. Черкесск.»
Препарат арепливир, основным действующим веществом которого является фавипиравир, Министерство здравоохранения России одобрило еще в июне текущего года. Его применение изначально предполагалось как исключительно стационарное, под врачебным контролем, однако впоследствии Минздрав разрешил применять это лекарство от коронавируса амбулаторно.
Официально арепливир поступил в аптеки 21 сентября, хотя, по данным компании «Промомед», производящей лекарство, в некоторых аптеках этот препарат продавался уже двумя днями раньше, поскольку они успели закупить партию товара накануне.
Интересно, что незадолго до этих событий гендиректором «Промомеда» Андреем Младенцевым была озвучена рекомендованная цена арепливира – 12 320 рублей (речь шла об упаковке из 40 таблеток противовирусного препарата).
При этом он подчеркнул, что стоимость препарата не должна отличаться от цены для государственных поставок. Чтобы как-то сгладить впечатление от «кусающейся» цифры, Младенцев для сравнения привел денежный эквивалент ежедневного содержания в стационаре одного больного COVID-19 – не менее 25 тыс. рублей. Тем не менее стоимость арепливира сразу стала поводом для многочисленных споров и возмущений в социуме.
Изготовители и создатели арепливира утверждают, что он эффективен уже при первых признаках коронавирусной инфекции. По словам председателя совета директоров фармацевтической компании Пета Белого, именно высокая эффективность препарата обусловливает его немалую стоимость:
– Он стоит столько, сколько он стоит. Я вам могу сказать точно, что арепливир – самый дешевый в мире препарат, который спасает жизни, – уверяет он.
Ситуация практически сразу привлекла внимание антимонопольного ведомства России. Не откладывая дела в долгий ящик, ФАС в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства направила запросы трем фармпроизводителям по вопросу обоснованности оптовой цены на лекарственные препараты с международным непатентованным наименованием (МНН) фавипиравир.
При этом в службе отметили, что арепливир не входит в известный список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), поэтому его цена не регулируется государством. Однако там же подчеркнули, что в настоящее время рассматривается вопрос о включении препаратов с МНН в этот перечень. И уже в этом случае на них будет установлена цена, обязательная к исполнению.
– Цены на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, а это в том числе общеукрепляющие, противовирусные препараты, антибиотики, подлежат государственному регулированию. То есть цены на эти препараты не могут превышать предельные отпускные цены, зарегистрированные фармкомпаниями, с учётом предельных значений установленных оптовых и розничных надбавок и НДС. Контроль за применением цен и надбавок осуществляют Росздравнадзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В сфере государственного регулирования цен на лекарственные препараты ФАС России осуществляют свои полномочия по согласованию предельных отпускных цен на препараты из перечня ЖНВЛП, а также предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, – сообщили в пресс-службе УФАС по КЧР.
Кстати сказать, уже в начале октября глава ФАС России Игорь Артемьев дал комментарий для ТАСС о том, что ведомство будет обязательно контролировать цены на любые препараты для лечения коронавирусной инфекции. При этом их стоимость будет устанавливаться так, чтобы они не были дороже, чем в референтных странах.
– По нашему общему правилу, утвержденной Правительством методике, в России будет применяться самая низкая цена из всех референтных стран, которые нами будут выявлены. Поэтому если кто-то хочет 12 тысяч рублей, а это лекарство будет на рынке, условно Польши или Казахстана, стоить 20 рублей, то и [в России] будет стоить 20 рублей. И это будет предельная цена, которую мы установим, потому что если можно продавать в Польше или Казахстане за условные 20 или 1000 рублей, то 12 тысяч [в России] это никак не будет стоить, мы этого не допустим, – заверил Артемьев.
{{commentsCount}}
Комментариев нет