Схимонах Павлин
Есть рядом с Казанской церковью в селе Маруха могила. Похоронен в ней схимонах Павлин, гонимый в годы воинствующего атеизма.
Схимонах – это монах, принявший схиму – клятву соблюдать особо строгие аскетические правила. Он совершенно отчуждается от мира для соединения с Богом. Выдержать аскезу – тяжкий подвиг, доступный лишь немногим. Таких людей уважают и почитают. Вот и в Марухе сохранилась память об отшельнике, схимонахе Павлине, который молился, творил добро, но преследовался безбожной властью. За его могилой ухаживали, но о его жизни почти ничего не знали. Наконец-то, спустя много лет, стали известны подробности из его жизни.
В октябре этого года Управление Федеральной службы безопасности по Карачаево-Черкесской Республике передало в Епархиальную комиссию по канонизации святых документы, проливающие свет на жизнь и обстоятельства мученической кончины Потапа Трофимовича Боханкова, именно так в миру звали схимонаха Павлина.
Согласно анкете и протоколу допроса арестованного, Потап Трофимович родился в 1859 году в Гомельской губернии, в деревне Боровки, в крестьянской семье середняков. По национальности – белорус. Малограмотный, самоучка. По профессии был плотником. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, он отправился в монастырь Симона Канонита на Новый Афон, где пробыл 20 лет сначала в качестве послушника, затем монаха, приняв постриг с именем Поликарп. После переехал из Нового Афона в Старый Афон, где жил в разных скитах в течение 6 лет. В Андреевском скиту принял схиму с именем Павлин. Еще до Первой мировой войны он приехал на Северный Кавказ и сделал себе в лесу келью в пяти километрах от Александро-Афонской Зеленчукской пустыни, где проживал до начала Гражданской войны. Согласно показаниям Василия Григорьевича Иваненко, проходившего по делу в качестве свидетеля, в скит к схимонаху Павлину приходили люди, испрашивая советов у него как у святого человека. После схимонах Павлин проживал в Марухе и в станице Кардоникской, посещая сельский и станичный храмы тихоновского толка.
Несмотря на то, что в военных противостояниях Красной и Белой армий схимонах участия не принимал, он дважды подвергся репрессиям: в 1930 и в 1935 годах. В 1930 году был арестован и неделю находился под арестом в Зеленчукско-Карачаевском районном отделении милиции, после отпущен на свободу.
В 1935 году местные власти подошли к делу «более серьезно». В антисоветской деятельности обвинили целую группу казаков и духовенства во главе с настоятелем Казанской церкви с. Маруха священником Иаковом Овсянниковым. Не забыли и про отшельника. Павлин был обвинен в том, что “будучи враждебно настроенным против советской власти, являясь ультраправым церковником сергиевского толка, входил в контрреволюционную группу, возглавляемую священником Я. Е. Овсянниковым, и, будучи членом таковой, проводил среди населения организованную контрреволюционную работу, направленную против проводимых мероприятий и колхозного строительства”. Схимонаха арестовали, допрашивали, требуя назвать «сообщников». Павлин никого не оговорил и свою вину на допросе не признал. Отправлен в ссылку сроком на 5 лет.
На момент последнего ареста Павлину было уже 76 лет. Несмотря на возраст, он перенес все тяготы изгнания. Из ссылки он вернулся в Маруху, где и жил до самой смерти, молясь Богу и утешая страждущих. Скончался схимонах Павлин 3 ноября 1959 года, прожив ровно 100 лет.
______________________________________________________________________________
По материалам, предоставленным секретарём Епархиальной комиссии по канонизации святых иереем Александром Гуриным.
{{commentsCount}}
Комментариев нет