День республики № 13 от 02.02.2021

Поликлиника начинается с регистратуры

3 февраля в 15:52
44 просмотра
Источник — Фото автора

Галина Хетагурова (в девичестве Черкасова) выросла в интересной интеллигентной семье. Ее дед, Макар Куприянович Вильхов, был первым председателем колхоза имени Сталина в станице Кардоникской, бабушка, Ксения Максимовна Романенко, уроженка Украины, попала на Кавказ с семьей, мужчины которой долго и верно охраняли казачьи кордоны в станицах Кардоникской и Зеленчукской.

Когда Макара Вильхова в 1937 году арестовали как «врага народа» по ложному доносу и расстреляли в застенках НКВД в Микоян-Шахаре, у Ксении Максимовны помутился рассудок, и их единственную дочь Елену стали забирать к себе поочередно сестры матери.

– В итоге мама осталась жить в Кисловодске у своей тети Веры Максимовны, которая работала врачом-терапевтом в одном из правительственных санаториев. Пример тети оказался заразительным, – рассказывает Галина Михайловна, – мама окончила Кисловодское медицинское училище. Ей «светило» теплое местечко в том же санатории, где работала тетя, но, наслышавшись от одной своей однокурсницы из Джегуты, что в Эльбургане свирепствует туберкулез, а медиков не хватает, мама поехала работать в незнакомый черкесский аул вопреки запретам всех родственников. Папа мой, Михаил Черкасов, был строителем, и Бог весть, что на тот момент он с напарниками строил в Эльбургане, но там с мамой и познакомился. Они поженились, получили квартиру в Микоян-Шахаре, и мама пошла работать медсестрой в детское отделение городской больницы. Через год она стала старшей медсестрой детского отделения и в этой должности проработала почти полвека… Даю слово, она бы работала до скончания века, если бы у нее не началась аллергия на медикаменты, а потом инсульт, с последствиями которого она очень активно и самостоятельно борется в свои 84 года…

– По стопам родителей, я так понимаю, в вашей семье никто не пошел?

– История повторилась через поколение, моя внучка Олеся выбрала медицину, а что касается меня и Гриши – моего единственного младшего брата, то мы с ним, скорее, стали «жертвами» романтической жизни, как в свое время наша мама. Например, Гриша был у нас талантливый электрик, работал вахтовым методом на телевышке в Учкулане, на содержании у родителей, несмотря на свою молодость, никогда не был, напротив, сам их содержал, а потом взял и погнался за романтикой – уехал на Камчатку на долгих десять лет. Работал электриком на торговом судне, которое пришвартовывалось не в одном порту мира… Затем вернулся. Все рядом – мама, семья, дочь… К сожалению, пять лет тому назад его не стало, отсюда и инсульт у мамы…

Сама Галина выбрала профессию бухгалтера. Учеба ей не стоила особых трудов – училась на одни пятерки. Живой ум, деловая хватка, коммуникабельность девушки не могли остаться незамеченными, и она с первых же дней после получения диплома начала получать приглашения на работу.

– Хвастаться не буду, но не в одной организации довелось поработать на ответственной должности, – смеется Галина Михайловна, – «не в одной» не потому, что не задерживалась долго на одном месте, а потому, что с мужем, Федей Хетагуровым, ввиду его профессии меняли не раз местожительство, города и даже страны, где так же, как, к примеру, в Германии, довелось поработать по специальности…

Жизнь, наверное, тем и интересна, что ее невозможно ни предугадать, ни предсказать. Из человеческих судеб порой завязываются такие сложные узлы, которые объяснить можно только случаем.

Грянула перестройка. Болезнь мамы. Развод с мужем. Нет работы в родном городе. Пенсионный возраст. Представьте себе человека, полного сил, амбиций и желания заниматься тем, чему учили, чему училась сама долгие годы, но лишенного всяких перспектив в маленьком городке…

– Работы по профилю не было никакой, – продолжает свой рассказ Галина Михайловна, – везде «свои» люди, и когда мне предложили поработать в регистратуре детской консультации ЦРБ г. Карачаевска, я с радостью согласилась. И ни разу об этом не пожалела! В консультации, которой заведует Алина Сеит-Батдаловна Байчорова, все друг с другом, кто бы какую должность ни занимал, общаются легко, сердечно, без привычной зависимости, которая вынуждает подчиненных вытягиваться в струнку при виде начальства.

– А что сказала по этому поводу Елена Макаровна, которая жизнь положила в свое время на алтарь детской медицины?

– Мама спросила: «Примерно хоть знаешь, на что идешь? Это дети, а не «дебет с кредетом». Я ответила: «Мама, любая работа – на благо людей. В данном случае – на благо малышей. Справлялась же всегда и везде, думаю, и на сей раз никого не подведу, тем более что работа проще не бывает: запиши, позвони и разная другая заурядная бумажная волокита. Воистину не дебет с кредетом!» На деле же все оказалось не так просто…

– Подобно тому, как театр начинается с вешалки, так и любое медицинское заведение поликлинического типа начинается с регистратуры. Регистратор ни на минуту не остается в одиночестве – все в этой маленькой вселенной стремятся к нему: врачи, медсестры, родители детей, дети. Не успеет отойти имярек, звонит телефон, ты разговариваешь с одним абонентом, а другой уже обрывает провода… Хорошо, хоть с ведением документации стало полегче ввиду компьютеризации процесса, – говорит напарница Хетагуровой Абидат Эдиева, – ни для кого не секрет, что в иных регистратурах за окошками сидят такие работники, будто они только что аршин проглотили, наша же Галина доброжелательна, внимательна, отзывчива.

Для каждого ребенка (а дети очень разные: шустрые, испуганные, избалованные, гиперактивные, – бывает, просунет такой шаловливую ручку в окошко, цапнет сотовый телефон со стола, пока ты отвернулся за надобностью, и ищи-свищи его) найдет особенные слова, индивидуальный подход найдет к детям-инвалидам, не пожалеет добрых слов для их измученных матерей, перед преданностью и упорством, с которым они пытаются излечить неизлечимое, хочется снять шляпу. Не преминет поставить на место капризную мамашу отпрыска какого-нибудь «шишки на ровном месте»… Может дать Галя вполне дельный совет на медицинские темы…

– Я постоянно читаю книги, с самого детства. Сейчас же в большинстве – про педиатрию, детскую психологию. Это так занимательно. К примеру, читаю накануне в одной из книг: «Люди обычно тянутся навстречу, раскрываются, если чувствуют интерес к себе. Особенно это относится к детям». Наутро ко мне бежит малыш, обгоняя маму: «Тетя, ты мне будешь делать укол? Это же не больно?»

– Нет, не я, – отвечаю, – но Лаура Борисовна тебя уже заждалась, сыночек.

– А у тебя есть сыночек? А он тебя любит?

Разумеется, после такого диалога уже не мама, а я его веду в процедурный кабинет к медсестре Лауре Эркеновой, у которой, безо всякого преувеличения, как и положено «доброй фее», «золотые» ручки. Впрочем, в нашей консультации, в которой обслуживаются тысячи малышей города Карачаевска и Карачаевского района, невозможно не заметить, не отметить бескорыстие, профессионализм, доброту, смелость детского невролога Зулиды Эркеновой, педиатров Лауры Хазгериевой, Армиды Лайпановой, Фирузы Мунгиевой, Заремы Тоторкуловой. Особенно их смелость, которую они проявляли и проявляют в борьбе с коронавирусом…

– Галина Михайловна, как работалось в консультации на фоне первоначального колоссального напряжения в связи с начавшейся пандемией и сейчас на фоне напрягающей неопределенности с дистанционкой, вакцинацией и прочая-прочая?

– С первых же дней заведующая консультацией Алина Сеит-Батдаловна предупредила: «Нагрузка будет тяжелая и максимальная, и любая ошибка будет нам очень дорого стоить, так что постарайтесь, не подведите». И все словно за руки взялись. Минута в минуту обслуживались многочисленные вызовы, прием больных – до последнего в коридорах, даже если за окном темень хоть глаза выколи. Каждый, будь ты врач, медсестра, регистратор, стал на время психологом, ибо человеческая психика так устроена, что воспринимает все беды в нарастающей агрессии. Но если она воспринимает информацию положительно, то и живет в человеке положительно. А мы делали все для позитива. Неотъемлемые атрибуты все эти дни, конечно же, маски, перчатки, гигиенический антисептик повсеместно – при входе, выходе, в коридорах, кабинетах… Словом, коллективный труд, именно такой, про который хорошо сказал известный эссеист Александр Генис: «Коллективный труд – это пропасть, в которую радостно и весело падать. Не нужны ни деньги, ни слава по сравнению с таким трудом». «Радостно и весело» не в тему, но все остальное – в точку! Сейчас у нас на работе никаких завалов. Работаем в спокойных и стерильных условиях.

– А чем «наполняете» себя в свободное от работы время?

– Люблю ходить по горам, где много хвойных деревьев, от которых легко дышится, бродить по лесу, где полно кленов, на которые хочется все время смотреть… Люблю путешествовать, благо обстоятельства позволяют. Когда я куда-либо уезжаю, за мамой присматривают мой сын Эдик и внучка Олеся – третьекурсница мединститута…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография Газета "День республики" Галина Хетагурова Карачаевск Карачаевская ЦГРБ Кунацкая люди судьба человека