День республики № 18 от 11.02.2021

Слагаемые успеха

12 февраля в 14:45
10 просмотров

Минувший год был на редкость засушливым, что весьма и весьма отрицательно сказалось на урожайности многих сельскохозяйственных культур. Естественно, сказалось это и на заготовке кормов на зиму для животных. Если почва за летние жаркие месяцы в огородах людей настолько огрубела, что многие по осени не могли ее даже нормально вскопать, то что говорить о травах в горах – они пожухли начисто. Осень раздосадовала людей, чье подворье не обходится без скотины, еще и тем, что в разы подскочили цены не только на сено, но и на комбикорм. Если в прошлом году мешок последнего стоил сто рублей, то в нынешнем – триста…

А вот моему старому знакомому Абдуле Урусову все эти трудности по плечу, потому как организованное и руководимое им крестьянско-фермерское хозяйство «Гумач» является племрепродуктором по разведению овец карачаевской породы, коз и лошадей той же породы, а все они, как известно, в еде неприхотливы, точнее, их биологические особенности помогают им найти траву везде, где только она может проклюнуться, пробиться, – под снегом, под камнем, подо льдом…

Абдул Урусов – человек довольно образованный, имеет два высших образования – педагогическое (окончил худграф КЧГПИ) и экономическое. Родом из Учкулана, живет в Карачаевске. Весьма представительный, респектабельный мужчина. И как тут не спросить: как и в какой момент пришло понимание того, что ты хочешь – или должен – заниматься животноводством, причем на весьма профессиональном уровне?

– Это генетическое. Мой отец, Джамал Хаджи-Хусейнович Урусов, хоть был неграмотным человеком, но довольно известным на весь Кавказ козоводом. В который раз пробую вспомнить не биографию – в этом нет нужды, – а историю его отношений с известным ставропольским писателем, автором знаменитого романа «Молоко волчицы» Андреем Губиным, доктором медицинских наук, профессором Муратом Джаубаевым, пациентами которого в известные времена были сплошь члены Политбюро ЦК КПСС, профессором-историком Кази Лайпановым, писательницей Халимат Байрамуковой и многими другими очень эрудированными людьми, и диву даюсь, насколько мой отец был интересен им, как дорожили они дружбой с ним… Перед такими отношениями хотелось, как говорят англичане, шляпу снять… Но о деле. У отца было отборное высокопродуктивное поголовье карачаевских коз, отдельные особи в стаде весили по 130 килограммов и больше. В свою команду – мы, дети, по малолетству в помощники ему не годились – отец подбирал людей не только по профессиональной принадлежности, но прежде всего по человеческим качествам. И когда он говорил, что больше всего ценит в людях честность и порядочность – это не ради красного словца…

– Освежился, круто сменив род интеллектуальных и предпринимательских занятий?

– Не то слово. Хорошо встряхнулся. Выращивание скота – дело нелегкое даже при подходящих условиях, а в горах – тем более. Еще Гоголь говорил: «На свете большей частью бывает так, что одна вещь находится в одном углу, а другая, которой следовало бы быть возле нее, в другом». Примерно так все разбросано в горах. Но у меня перед глазами всегда был пример моего отца и моего друга – известного охотоведа, великолепного знатока кавказских туров Алия Кульчаева, с которым мы в последнее время совместно занимаемся гибридизацией карачаевских коз с кавказскими турами. Его кош расположен высоко в горах, попасть туда можно, лишь минуя, сами понимаете, с превеликим трудом и со специальным разрешением Хурзукскую погранзаставу. Но дело не в этом. Кош – это уютный домик, который, можно сказать, стоит на берегу маленькой быстрой речки, с водой до такой степени ясной, что видны все камешки на ее дне и обитающая здесь форель… Пастбища, с которых кормятся козы, овцы, коровы, начинаются прямо за оградой… Словом, все под рукой. Примерно так теперь, точнее, с 2003 года, выглядит и мое фермерское хозяйство, в котором есть отара коз и две отары овец карачаевской породы, почти 200 голов крупного рогатого скота и небольшой табунок из лошадей той же породы…

Все экономно, точно и расчетливо. И хотя в животноводстве Урусов не был большим докой, время показало, что в некоторых вопросах он разбирается не хуже дипломированного зоотехника или ветврача.

– Раньше овец карачаевской породы разводили исключительно для того, чтобы не исчезла эта уникальная порода в племсовхозах «Учкуланский», «Хасаут». Теперь же… Мы как-то были в командировке в Даусузе, взяли материал. Только стали возвращаться обратно, как с горы пошли отары черных барашков. Безостановочно, одна за другой. Да шли такой плотной стеной, что мы простояли в этой «шерстяной пробке» более часа. Потом узнали, вся эта не поддающаяся исчислению тьма-тьмущая овец принадлежит одному частному лицу. В связи с этим нахлынувшим воспоминанием хочу спросить: есть смысл содержать овец карачаевской породы?

– Разумеется. Племенные овцы карачаевской породы имеют высокую коммерческую стоимость и пользуются большим спросом в отличие от других пород. У них нежное диетическое мясо, без малейшего специфического запаха.

– Тогда что заставило взяться за гибридизацию карачаевских коз с кавказскими турами?

– Я думал долго над тем, что целесообразнее: улучшать ту или иную породу «в себе» или совершенствовать ее путем скрещивания с другими породами, в частности с кавказскими турами? И склонился ко второму варианту. Нет, я не первопроходец в этом деле, этим в свое время пытался заниматься мой отец, это здорово получается у Алия Кульчаева…

– Да, но как приручить кавказского тура, как загнать его в стойло?

– По-всякому бывает. К примеру, охотники частенько подбирают в горах детенышей – сирот кавказских туров, бывает, домашняя коза отбивается от стада, а потом возвращается с нежданным, но желанным для нас приплодом… Вариантов масса.

– Абдул, а что гибрид представляет из себя с точки зрения хозяйственного пользования?

– Что такое овца карачаевской породы, я уже сказал. Теперь кавказский тур. С точки зрения хозяйственного пользования – это питательное диетическое мясо: если в свинине 190 единиц холестерина, в говядине – 90, в баранине – 48, то в мясе козлотура – 20. Чувствуете разницу, как говорят в Одессе? Кроме того, это лекарственный жир, который применяют при лечении различных простудных заболеваний; это шкура с высококачественным мехом; это рога, пользующиеся большим спросом у мастеров, которые стилизуют их при помощи серебра под кубки для вина… Что касается практических целей – полученное в результате гибридизации потомство такое же выносливое, как и дикие сородичи, самцы превосходят даже своих родителей, молодняк быстро растет и дает больше продукции… Впрочем, куда лучше обо всем скажет официальное заключение федерального агентства научных организаций Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства, с которым мы держим тесную связь: «Гибридизация является эффективным методом, позволяющим обогатить генофонд домашних животных путем внесения в него ценных генетических задатков, присущих диким животным. Гибридизация представляет перспективный генетический инструмент для увеличения продуктивности карачаевских коз и повышения конкурентоспособности».

– Давайте теперь поговорим о лошадях. Недавно вычитала в Инстаграме ироничную, но очень меткую, с изрядной долей истины, шутку: «Раньше все держали лошадей, а богатые – машины. Сегодня все обзаводятся машинами, и только богатые – лошадьми». Карачаевская порода лошадей – дорогое удовольствие?

– Да будь оно трижды дорогое, какой горец может отказаться от лошади, а тем паче – носящей имя твоего народа? Да, в одно время от содержания лошадей многие стали отказываться, потому что их то и дело воровали, и все случаи краж оставались либо безнаказанными, либо нераскрытыми. Теперь картина резко изменилась. Пропала кобыла с жеребенком, скажем, в Интернете тут же сообщение: «Кто потерял?» В нем же координаты местонахождения пропажи. Это радует, обнадеживает, ибо мир людей силен сплоченностью.

– Овцы, козы, лошади, кстати, вижу группу симпатичных буренок… Кормов на всех хватает?

– Что касается группы буренок, то есть дойных коров, то их держим только для собственных нужд, молочные продукты – ценнейшее подспорье для каждого стола – брата, сестры, племянников, племянниц и так далее. Ключевое же направление работы – мясное животноводство. При хорошем погодном раскладе в этих местах, где расположено наше КФХ, сена можно заготовить не только впрок, но даже на продажу, потому что травы в горах Учкуланского ущелья отменные, душистые, пастбищ вдоволь, и они очень подходят для всей живности. Лошади, козы, козлотуры могут здесь пастись круглый год.

– С рынком сбыта есть проблемы?

– Если бы этот рынок имел цивилизованные формы, мы бы, точнее, все животноводы работали бы довольно уверенно, но увы… Рынки повсеместно поделены по принципу: у кого больше сил, у того больше прав. К счастью, нам «бодаться» ни с кем не приходилось ни разу, покупатель, перекупщик, назовите как хотите, сам идет к нам. Практически всех животных продаем живьем.

– Когда-то национальная ассоциация промышленников США подсчитала, что в любом деле 80 процентов успеха зависит от руководителя, и только двадцать процентов – от исполнителей.

– Дело в том, что в нашем хозяйстве нет исполнителей. В «Гумаче» трудится одна большая семья Урусовых – кто постарше, кто помладше… Нас в семье было пятеро сыновей – Юсюп, Рамазан, Исмаил, Ибрагим и я. Один из братьев, к несчастью, трагически погиб. Есть сестра Маруа… Все мы и есть слагаемые успеха нашего хозяйства. Понятное дело, что я в горы не пойду приглядывать за скотиной, чтобы волки не задрали в горах зазевавшегося жеребенка или заигравшегося козленка, на то есть братья, племяши, внучатые отпрыски, но позаботиться о меню для буренок, проверить состояние копыт у племенных лошадей, покорпеть над отчетной документацией – запросто. Потому что, как сказал один поэт, «пусть стареет – бог с нею! – фактура, оставалась бы прежней душа!». А она все та же, хоть годы и бегут неумолимо…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Абдул Урусов животноводство интервью карачаевские козы козлотуры козоводство КФХ КФХ "Гумач" лошади карачаевской породы овцеводство овцы карачаевской породы сельские будни сельское хозяйство сельскохозяйственные предприятия фермер фермерское хозяйство