Зал рукоплескал актерам
Два премьерных дня у Черкесского драматического театра им. М. О. Акова задались. Зрители встретили новую постановку известного кабардинского режиссера Андзора Емкужа по пьесе нашего знаменитого земляка – писателя, поэта Зураба Бемурзова «Маминькин сынок» на ура. Любители театральных подмостков смеялись и переживали, испытывали волнение и плакали вместе с героями спектакля. Да, именно плакали – хотя игралась комедия, были в ней моменты, когда невозможно было не сопереживать актерам…
В фойе Карачаево-Черкесской республиканской филармонии царила теплая и дружелюбная атмосфера. До начала спектакля еще было некоторое время, и зрители постепенно собирались в зал. Кто-то пришел с детьми, чтобы приобщить их к родной культуре и еще раз соприкоснуться с красотой и богатством родного языка. Кто-то ждал этой премьеры давно и дождался, а кто-то, зная безграничный талант перевоплощения наших артистов, с букетами цветов уже заранее предвкушал успех постановки. Так или иначе, судя по эмоциям и разговорам, вечер обещал быть интересным.
– У нас маленькая республика, и слухи, если можно так выразиться, распространяются быстро, – отметила зрительница Фатима Агаржанокова, приехавшая из Хабезского района, несмотря на то, что возвращаться ей придется поздно вечером. – К тому же есть прекрасная возможность узнать последние новости через разные интернет-источники. Так я и узнала о том, что накануне состоялась премьера спектакля, видела, с каким восторгом встречали артистов после показа. Окончательно меня сподвигли на приезд комментарии тех, кто был в зале в тот вечер. Разве я, отчаянная фанатка театра, да и вообще любого искусства, могла усидеть дома?! В благодарность за предстоящий творческий вечер, а я уверена, что он будет замечательным, хочу преподнести небольшой подарок, надеюсь, он им пригодится, а еще, конечно, цветы, – указала она на роскошный букет из роз необычных сортов, оставив в секрете содержимое подарочного пакета.
…После третьего предупреждения о начале спектакля и просьбы выключить телефоны зазвучала музыка, занавес открылся. Немного приглушенный свет на сцене и светлые акцентирующие пятна, которые стали неотъемлемой частью оригинальной декорации, сразу приковывают к себе внимание. Удачный ход режиссера – «одеть» сценическое пространство в стиле минимализма, с простой точностью и лаконичностью в кипенно-белых тонах. Книжный шкаф в углу, плафоны, кресло и даже трость бабушки Хабибы Муртазовны – персонажа заслуженной артистки КЧР Тезады Тутовой – все белое, как символ чистоты помыслов, традиций и народной культуры.
В игру вступают актеры: юморной, но харизматичный в жизни Азрет Мамижев (по совместительству художественный руководитель Дома культуры а. Кош-Хабль) и обаятельная, эксцентричная заслуженная артистка КЧР Зарема Каргаева. Они – первые, с них начинается действо…
К слову, спектакль о нашей современности, о проблеме воспитания молодого поколения. История с серьезным смыслом, рассказанная через призму смеха и юмора.
По сценарию один из героев – молодой мужчина в расцвете сил, застенчивый и нерешительный, к тому же обласканный маминым вниманием – маменькин сыночек, по имени Уазырмас, которого играет молодой актер Шамиль Аджиев, собирается жениться. Точнее, его близкий друг Рома (Азрет Аджиев) настойчиво подталкивает его к этому, но не без собственной выгоды. Роме нравится сестра Уазырмаса Марьяна (Ася Кемова) – светлоликая, рыжеволосая красавица. Чтобы быть ближе к ней и войти в их семью в качестве зятя, он старается любым способом удовлетворить желание своего друга. Есть невеста, есть согласие жениха, Роме остается правильно объявить о предстоящей свадьбе семье Уазырмаса, а главное – его матери Фатиме (Зарема Каргаева), для которой ее сын самый лучший и достоин самой лучшей невесты. Той, которую выберет она сама.
Новость о женитьбе сына мать, как и ожидалось, встречает в штыки.
Однако есть еще старшая мама – Хабиба Муртазовна (Тезада Тутова) – строгая, придерживающаяся определенных принципов, мудрая свекровь, любящая мать и бабушка. Можно также отметить ее властность. Старшая мама держит семью в ежовых рукавицах – как она скажет, так и будет. Хабиба Муртазовна сразу всех ставит на свои места – и истеричную сноху, и своего сына-подкаблучника Мухамеда (Руслан Дышеков), и любимую внучку Марьяну, которая то и дело заигрывает со своим возлюбленным…
Все, что происходит на сцене, вызывает здоровый смех у зрителей. Полуторачасовое представление не оставляет никого равнодушным. И только последние слова мудрой бабушки, которые стали финальными, доводят присутствующих до слез. Она обращается ко всем с просьбой не забывать, откуда они родом, о своих корнях, о том, как воспитывали их старшие, – не забывали о сохранении вековых традиций и привносили их в жизнь, чтобы подрастающее поколение знало их и черпало народную мудрость из адыгских законов – адыгэ хабзэ.
… Зал взрывается аплодисментами… Вереница людей тянется к сцене, чтобы выразить благодарность каждому актеру. Цветы и подарки от зрителей…
Под восторженные «Браво!» на сцену поднимаются режиссер постановки Андзор Емкуж, автор сценария драматург Зураб Бемурзов, директор черкесского театра им. М. Акова Дина Куштова (Акова), которые, в свою очередь, благодарят поклонников и желают дальнейших таких же по-дружески теплых встреч.
…Погасли софиты, зал временно погрузился в спокойный сон. Зрители вот уже несколько минут, как покинули свои зрительские места и, плавно перекочевав в фойе филармонии, делятся впечатлениями.
– Свод правил и законов Адыгэ хабзэ – это глубокие народные обычаи и традиции, многие из которых, к сожалению, утеряны, – говорит зрительница Зулета Кирбижева, вытирая влажные от слез глаза. – И это очень правильно, доступно и мудро постарались показать авторы и актеры спектакля. Им это удалось на сто процентов. Несравненная, утонченная, талантливейшая Тезада Тутова своим голосом, манерой говорить, взглядом сумела достучаться до недр сердца и задеть самые тонкие струны души. Поверьте, все, кто сидел рядом со мной, плакали от осознания того, что сегодня происходит с нашим народом, с молодежью. В жизни, конечно, мы это наблюдаем и стараемся изменить что-то к лучшему. Но, вероятно, этого мало. Мы должны меняться сами, о чем в принципе попытались сказать авторы. Огромное спасибо за пережитые эмоции, за взгляд на себя со стороны, за очень поучительную, но и смешную историю!
– Как говорится, «хочешь сказать правду, скажи ее в шутку» – так мы старались рассказать о вселенской проблеме, о культуре воспитания, об изменениях института семьи в современном мире, – отметил режиссер, говоря о воспитательной сути спектакля, о задачах, дальнейших планах. – Была обозначена цель, я высказал свою идею, как ее достичь. Мой друг и брат Зураб Бемурзов профессионально все описал и вложил в уста героям пьесы, а затем мы вместе эту пьесу поставили. Нам было очень важно, чтобы история, которую играют артисты, вызвала у зрителей здоровый смех, чтобы она была действительно смешной и поучительной, без плоского юмора. И, судя по реакции зрителей, мы достигли своей цели.
По словам Андзора Емкужа, черкесский театр пока будет гастролировать с премьерой по черкесским населенным пунктам Карачаево-Черкесии, но также планируется выезд театра и за пределы республики. В данный момент идут переговоры с представителями столичных театральных подмостков.
Что касается планов на будущее самого режиссера, то и это не секрет.
– Я иду туда, куда меня зовут, – шутя и со свойственным ему оптимизмом сказал А. Емкуж и уточнил: – Я – режиссер, и мне это нравится. Если меня попросят поработать, например, в русском театре – соглашусь, потому что это моя работа, моя жизнь. А пока планирую снова влиться в команду, которая работала над съемками фильма «Невиновен», и работать над его продолжением.
{{commentsCount}}
Комментариев нет