День республики № 48 от 06.04.2021

Зал рукоплескал актерам

Вчера в 14:40
13 просмотров
Источник — Фото автора

Два премьерных дня у Черкесского драматического театра им. М. О. Акова задались. Зрители встретили новую постановку известного кабардинского режиссера Андзора Емкужа по пьесе нашего знаменитого земляка – писателя, поэта Зураба Бемурзова «Маминькин сынок» на ура. Любители театральных подмостков смеялись и переживали, испытывали волнение и плакали вместе с героями спектакля. Да, именно плакали – хотя игралась комедия, были в ней моменты, когда невозможно было не сопереживать актерам…

В фойе Карачаево-Черкесской республиканской филармонии царила теплая и дружелюбная атмосфера. До начала спектакля еще было некоторое время, и зрители постепенно собирались в зал. Кто-то пришел с детьми, чтобы приобщить их к родной культуре и еще раз соприкоснуться с красотой и богатством родного языка. Кто-то ждал этой премьеры давно и дождался, а кто-то, зная безграничный талант перевоплощения наших артистов, с букетами цветов уже заранее предвкушал успех постановки. Так или иначе, судя по эмоциям и разговорам, вечер обещал быть интересным.

– У нас маленькая республика, и слухи, если можно так выразиться, распространяются быстро, – отметила зрительница Фатима Агаржанокова, приехавшая из Хабезского района, несмотря на то, что возвращаться ей придется поздно вечером. – К тому же есть прекрасная возможность узнать последние новости через разные интернет-источники. Так я и узнала о том, что накануне состоялась премьера спектакля, видела, с каким восторгом встречали артистов после показа. Окончательно меня сподвигли на приезд комментарии тех, кто был в зале в тот вечер. Разве я, отчаянная фанатка театра, да и вообще любого искусства, могла усидеть дома?! В благодарность за предстоящий творческий вечер, а я уверена, что он будет замечательным, хочу преподнести небольшой подарок, надеюсь, он им пригодится, а еще, конечно, цветы, – указала она на роскошный букет из роз необычных сортов, оставив в секрете содержимое подарочного пакета.

…После третьего предупреждения о начале спектакля и просьбы выключить телефоны зазвучала музыка, занавес открылся. Немного приглушенный свет на сцене и светлые акцентирующие пятна, которые стали неотъемлемой частью оригинальной декорации, сразу приковывают к себе внимание. Удачный ход режиссера – «одеть» сценическое пространство в стиле минимализма, с простой точностью и лаконичностью в кипенно-белых тонах. Книжный шкаф в углу, плафоны, кресло и даже трость бабушки Хабибы Муртазовны – персонажа заслуженной артистки КЧР Тезады Тутовой – все белое, как символ чистоты помыслов, традиций и народной культуры.

В игру вступают актеры: юморной, но харизматичный в жизни Азрет Мамижев (по совместительству художественный руководитель Дома культуры а. Кош-Хабль) и обаятельная, эксцентричная заслуженная артистка КЧР Зарема Каргаева. Они – первые, с них начинается действо…

Источник — Фото автора

К слову, спектакль о нашей современности, о проблеме воспитания молодого поколения. История с серьезным смыслом, рассказанная через призму смеха и юмора.

По сценарию один из героев – молодой мужчина в расцвете сил, застенчивый и нерешительный, к тому же обласканный маминым вниманием – маменькин сыночек, по имени Уазырмас, которого играет молодой актер Шамиль Аджиев, собирается жениться. Точнее, его близкий друг Рома (Азрет Аджиев) настойчиво подталкивает его к этому, но не без собственной выгоды. Роме нравится сестра Уазырмаса Марьяна (Ася Кемова) – светлоликая, рыжеволосая красавица. Чтобы быть ближе к ней и войти в их семью в качестве зятя, он старается любым способом удовлетворить желание своего друга. Есть невеста, есть согласие жениха, Роме остается правильно объявить о предстоящей свадьбе семье Уазырмаса, а главное – его матери Фатиме (Зарема Каргаева), для которой ее сын самый лучший и достоин самой лучшей невесты. Той, которую выберет она сама.

Новость о женитьбе сына мать, как и ожидалось, встречает в штыки.

Однако есть еще старшая мама – Хабиба Муртазовна (Тезада Тутова) – строгая, придерживающаяся определенных принципов, мудрая свекровь, любящая мать и бабушка. Можно также отметить ее властность. Старшая мама держит семью в ежовых рукавицах – как она скажет, так и будет. Хабиба Муртазовна сразу всех ставит на свои места – и истеричную сноху, и своего сына-подкаблучника Мухамеда (Руслан Дышеков), и любимую внучку Марьяну, которая то и дело заигрывает со своим возлюбленным…

Все, что происходит на сцене, вызывает здоровый смех у зрителей. Полуторачасовое представление не оставляет никого равнодушным. И только последние слова мудрой бабушки, которые стали финальными, доводят присутствующих до слез. Она обращается ко всем с просьбой не забывать, откуда они родом, о своих корнях, о том, как воспитывали их старшие, – не забывали о сохранении вековых традиций и привносили их в жизнь, чтобы подрастающее поколение знало их и черпало народную мудрость из адыгских законов – адыгэ хабзэ.

Источник — Фото автора

… Зал взрывается аплодисментами… Вереница людей тянется к сцене, чтобы выразить благодарность каждому актеру. Цветы и подарки от зрителей…

Под восторженные «Браво!» на сцену поднимаются режиссер постановки Андзор Емкуж, автор сценария драматург Зураб Бемурзов, директор черкесского театра им. М. Акова Дина Куштова (Акова), которые, в свою очередь, благодарят поклонников и желают дальнейших таких же по-дружески теплых встреч.

…Погасли софиты, зал временно погрузился в спокойный сон. Зрители вот уже несколько минут, как покинули свои зрительские места и, плавно перекочевав в фойе филармонии, делятся впечатлениями.

– Свод правил и законов Адыгэ хабзэ – это глубокие народные обычаи и традиции, многие из которых, к сожалению, утеряны, – говорит зрительница Зулета Кирбижева, вытирая влажные от слез глаза. – И это очень правильно, доступно и мудро постарались показать авторы и актеры спектакля. Им это удалось на сто процентов. Несравненная, утонченная, талантливейшая Тезада Тутова своим голосом, манерой говорить, взглядом сумела достучаться до недр сердца и задеть самые тонкие струны души. Поверьте, все, кто сидел рядом со мной, плакали от осознания того, что сегодня происходит с нашим народом, с молодежью. В жизни, конечно, мы это наблюдаем и стараемся изменить что-то к лучшему. Но, вероятно, этого мало. Мы должны меняться сами, о чем в принципе попытались сказать авторы. Огромное спасибо за пережитые эмоции, за взгляд на себя со стороны, за очень поучительную, но и смешную историю!

– Как говорится, «хочешь сказать правду, скажи ее в шутку» – так мы старались рассказать о вселенской проблеме, о культуре воспитания, об изменениях института семьи в современном мире, – отметил режиссер, говоря о воспитательной сути спектакля, о задачах, дальнейших планах. – Была обозначена цель, я высказал свою идею, как ее достичь. Мой друг и брат Зураб Бемурзов профессионально все описал и вложил в уста героям пьесы, а затем мы вместе эту пьесу поставили. Нам было очень важно, чтобы история, которую играют артисты, вызвала у зрителей здоровый смех, чтобы она была действительно смешной и поучительной, без плоского юмора. И, судя по реакции зрителей, мы достигли своей цели.

По словам Андзора Емкужа, черкесский театр пока будет гастролировать с премьерой по черкесским населенным пунктам Карачаево-Черкесии, но также планируется выезд театра и за пределы республики. В данный момент идут переговоры с представителями столичных театральных подмостков.

Что касается планов на будущее самого режиссера, то и это не секрет.

– Я иду туда, куда меня зовут, – шутя и со свойственным ему оптимизмом сказал А. Емкуж и уточнил: – Я – режиссер, и мне это нравится. Если меня попросят поработать, например, в русском театре – соглашусь, потому что это моя работа, моя жизнь. А пока планирую снова влиться в команду, которая работала над съемками фильма «Невиновен», и работать над его продолжением.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
Андзор Емкуж Государственная филармония КЧР Зураб Бемурзов курьер муз КЧР мнение общественное мнение писатель поэт режиссёр спектакль спектакль "Маминькин сынок" театр Черкесск Черкесский драматический театр им. М. Акова черкесский драмтеатр