День республики № 65-66 от 08.05.2021

Чтобы помнили…

11 мая в 16:33
 просмотров

Вспоминается давняя история. В начале 2000-х пожилой ветеран рассказывал ребятишкам историю сражения, в котором он, тогда совсем молодой связист, отличился.

– И когда во время боя фугас повредил телефонный провод, я пополз по полю, чтобы восстановить телефонное сообщение между штабом дивизии и нашим полком…

На лицах детей было полнейшее непонимание. Один мальчик удивленно переспросил ветерана: «А зачем вы поползли?»

– Чтобы восстановить телефонное сообщение между штабом дивизии и нашим полком, – растерянно повторил ветеран.

– А зачем ползти-то было? Позвонили бы по сотовому!

Да, нынешние дети воспринимают мир сквозь реалии сегодняшнего дня, а вот я помню другую историю о войне, рассказанную в другое время и другим человеком – моим дедом. Они форсировали реку, немцы были на правом, высоком берегу, стреляли с удобных позиций. Приходилось и переправляться через реку, и вести наступление под огнем противника. Артиллерию переправляли на понтонах. Однако, даже если переправа проходила благополучно, поднять орудие на крутой, скользкий берег никак не удавалось.  И тогда солдаты подобрали убитых, сложили тела ступенями и по ним закатили зенитки на высоту.

Я родилась под мирным небом, и эта, рассказанная дедом, история показалась такой странной и страшной… Но, став взрослой, я обнаружила, что его рассказ навсегда остался в памяти в виде шрама на сердце, который начинает болеть всякий раз, когда речь заходит о той страшной войне.

Восприятие боли войны как своей собственной – это прививка против искажений истории. Пусть на сердце будут шрамы от пережитой боли, это не позволит никому сбить наш внутренний нравственный компас. Пропустив боль войны через себя, начинаешь единственно верно воспринимать историю своего народа и идентифицируешь себя с ним.

В последние годы предпринимаются многочисленные попытки переписать историю Второй мировой войны и пересмотреть ее итоги. Поэтому именно сегодня особенно важно передать детям и внукам настоящие знания и память о Победе в самой страшной войне в истории человечества, о героизме наших предков, которым мы обязаны нашим настоящим и будущим, самой жизнью.

Однако в современном мире психологический, интеллектуальный и духовный разрыв между поколениями оказывается настолько велик, что общество, пожалуй, впервые в истории сталкивается с ситуацией, когда опыт предшественников и историческую память народа передать молодому поколению оказывается очень непросто.

Первый важный вопрос: как преподавать историю детям? Фактическая история всегда содержит и предательство, и вероломство, и море крови… Однако, чтобы дети захотели быть частью народа, идентифицировали себя с ним, надо показывать самые героические страницы истории, которые вызывают настоящую гордость за своих предков. Именно так и делают в разных странах мира, и даже если гордиться нечем, то придумывают легенды, которые в одном герое концентрируют все самое лучшее.

История Российского государства – по-настоящему героическая. Однако сегодня, когда против нашей страны ведется непрекращающаяся информационная война, нам пытаются преподнести совсем другую версию нашей истории. Это продолжается уже не одно десятилетие и в результате привело к тому, что даже в школе порой детям рассказывают не о героизме предков, а о трудных и неоднозначных моментах истории, которые нельзя понять, не зная контекста, в которых эти события происходили.

Такая неправильная подача информации – когда факты истории искажаются до неузнаваемости, об одних важных событиях умалчивается, а другие, напротив, преподносятся в утрированной форме, – в итоге приводит к печальному итогу. В худшем случае школьники не идентифицируют себя с народом-победителем, готовы отречься от Родины и покинуть страну. Поэтому воспитание в духе любви к Родине, передача исторической памяти народа – это вопрос «Быть или не быть?» для всего государства! Как помочь молодежи ощутить гордость за подвиги героических предков? Знанием настоящей неискаженной истории, формированием исторической памяти о подвигах нашего народа.

Конечно, начинать надо с праздника – великого Дня Победы. Активно вовлекать в это важное событие даже маленьких детей начиная с дошкольного возраста. В преддверии праздника надо рассказать малышам историю георгиевской ленточки, показать фото родных из семейного архива, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

В настоящее время в школах и детских садах организуются праздничные концерты, встречи с ветеранами, куда могут прийти все желающие, – обязательно принимайте в них участие. Вместе с детьми смотрите Парад Победы на Красной площади и праздничный салют, которые транслируются на всю страну.

Последние несколько лет в День Победы по улицам российских городов и всего мира шествует Бессмертный полк – примите участие в шествии всей семьей. Память об этом знаменательном событии сохранится надолго, возможно, на всю жизнь. В этом вам помогут фото и видео вашего участия в шествии. Но еще важнее то особое ощущение единения, когда, следуя в многочисленной колонне людей, несущих портреты героических предков, наши дети будут чувствовать себя частью своего народа.

Расскажите ребёнку о смысле Вечного огня, вместе возложите цветы к Вечному огню и памятнику Неизвестному солдату.

Но если остановиться на этом, то День Победы останется для детей, родившихся спустя десятилетия после войны, только праздником, и мы не увидим у них те самые слезы на глазах, о которых поется в песне «День Победы»… Чтобы пропустить Великую историю народа и его Победы через сердце, необходимо получить чувственные впечатления – вовлечься эмоционально, почувствовать боль тяжелых утрат, гордость за героизм и радость долгожданной Победы как свою собственную.

Елена Янушко, автор развивающих методик для дошкольников, считает, что сколько бы мы ни давали детям информации о Великой Отечественной войне и как бы ни вовлекали их в различные мероприятия, посвященные Дню Победы, часто эти сведения остаются формальными. Без подлинной вовлеченности, без чувственного проживания не получается привить детям историческую память народа. Флажки, георгиевские ленточки, гимнастерки и пилотки с красными звездочками, воздушные шары, триколор – это красиво, радостно и приятно. А должно «пробрать до костей», ранить в самое сердце, стать прививкой на всю жизнь – от зверства, от фашизма, от ужасов войны. Это значит, что необходимо пройти через душевные испытания, увидеть и услышать то, что смотреть и слышать невыносимо больно, но совершенно необходимо.

Детей надо знакомить с документами времен Второй мировой войны – фото, видео, текстами. В последние годы были открыты и стали публично доступными архивы времен Великой Отечественной войны. Загляните с ребёнком на эти сайты – почитайте описания проявленного в ходе боев героизма в представлениях к наградам. Загляните с ним в лица детей войны на документальных фотографиях – голодных, испуганных, лишенных родителей и крова, замученных до смерти. Вместе прочитайте блокадный дневник Тани Савичевой или дневник еврейской девочки Анны Франк.

Со старшими детьми, кто уже психически созрел и готов к восприятию взрослой информации, можно посмотреть документальные кадры военной хроники, свидетельствующие как о кровопролитных боях по освобождению наших городов от фашистов, так и о жестоких издевательствах фашистов и тех, кто их поддерживал, над мирным населением.

Фильм «Иди и смотри» – фильм-потрясение, который смотреть очень больно, но необходимо. Для любого, кто увидит этот фильм и пропустит его через себя, жизнь разделится на до и после. Фильм – вакцина от жестокости, нацизма и ужасов войны.

Сегодня мы живем под мирным небом, наши дети не знают голода и лишений – они едят сладкие пирожные и смотрят американские мультфильмы. Однако подлинные знания о самой жестокой и кровопролитной войне в истории человечества, в которой наш народ сумел победить, совершенно необходимы: как минимум – чтобы сохранить себя, как максимум – чтобы уважать свои корни, любить свою Родину и вместе создавать будущее.

Если мы будем по-настоящему заниматься нашими детьми, у нас будет будущее: мы сможем со спокойной душой передать нашим подросшим детям страну с уверенностью, что Россия для них – настоящая Родина, что они сохранят ее и уверенно поведут в будущее.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Бессмертный полк России Великая Отечественная война Взгляд ВОВ военно-патриотическое воспитание воспитание детей воспоминания георгиевская лента день Победы Елена Янушко история мнение общественное мнение парад Победы фильм