День республики № 67 от 11.05.2021

Симбиоз с каско грозит хаосом

12 мая в 16:30
2 просмотра

Эксперты называют 2020 год переломным для обязательной автогражданки благодаря вступлению в силу 24 августа поправок к закону об ОСАГО, которые дали страховщикам возможность формировать индивидуальные тарифы для водителей. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатора движения «Синие Ведерки» Петра Шкуматова, появившаяся 17 лет назад система прошла долгий путь трансформаций и наконец заработала в полной мере. Всего за последние 2 года в сообществе автомобилистов «Синие Ведерки», где находится более 300 тысяч участников, при огромном потоке сообщений опубликованы всего 4 текста с жалобой на ОСАГО. Для сравнения: с 2013 по 2015 год пользователи ежедневно публиковали несколько негативных сообщений. ОСАГО было одной из основных проблем и тем для публикаций.

«Если представить обязательное страхование в виде пирамиды Маслоу, сегодня страховщикам удалось удовлетворить базовый уровень потребностей страхователей, и люди вспомнили о других потребностях. Поняв, что ОСАГО может быть лучше, они начали высказывать предложения, чего бы им хотелось получить от обязательной автогражданки. Естественно, с точки зрения потребителя», – подчеркнул Шкуматов.

По данным опроса с участием 1000 водителей, который провела рабочая группа «Защита прав автомобилистов» на тему дальнейшего реформирования ОСАГО, более 75% автомобилистов желают видеть ОСАГО гибким и настраиваемым продуктом, чтобы каждый страхователь мог подобрать наиболее актуальные опции и лимиты возмещения. Другими словами, людям хочется не монолитного ОСАГО, а полис с базовым набором услуг и дополнительными опциями на выбор.

«А вот мнения респондентов касательно вопроса, что должно страховать ОСАГО: свое имущество или ответственность перед чужим, разделились поровну. Получается, каждый второй страхователь хочет включить в страховку элементы имущественного страхования. Граждане не понимают, почему ОСАГО не может покрывать расходы на ремонт автомобиля из-за упавшей с крыши сосульки или плохо сделанной дороги, – пояснил Шкуматов. – Факт, что ОСАГО является страхованием их собственной ответственности перед другими участниками дорожного движения, водители понимают, но не принимают.  Сразу 100% опрошенных готовы платить за дополнительные опции по рыночной цене. Из них 88% готовы к некоторому повышению стоимости полиса взамен на увеличение размера выплат по страховым случаям».

Оперируя этими данными, казалось бы, страховщики могут развивать ОСАГО, добавляя в него элементы имущественного страхования, поскольку сами водители готовы приобретать гибкий и настраиваемый продукт. Однако ситуация выглядит просто лишь на первый взгляд.

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов отмечает, что обязательная автогражданка будет постепенно развиваться, но поскольку ОСАГО – страхование ответственности водителя, важно понимать – мы страхуем ответственность водителя на дороге.

«Понятно, что ОСАГО – обязательный вид страхования, и сегодня некая доля населения воспринимает его как дополнительный налог. Однако просто так брать и делать дополнительные опции, из-за которых повысится страховая премия, достаточно сложно. Есть страхование ответственности, а есть страхование имущества – каско. Логично развивать ОСАГО в направлениях, не противоречащих его сути. Просто взять и слить это в один вид страхования, назвав его каким-то симбиозом, тоже нельзя, поскольку пропадает цель самого вида страхования. Например, чтобы защитить автомобили страхователей от падающих сосулек и плохих дорог, коммунальные и дорожные службы могут страховать свою ответственность перед автомобилистами. Именно таким образом поступают в Европе, и вполне логично следовать их примеру, а не заставлять водителей платить за полисы больше, необдуманно смешивая априори разные виды страхования, что может лишь навредить, вызвав некий хаос, – пояснил Сергей Ефремов. – Да, ряд компаний сегодня предлагают страхователям возможность отдельно приобрести ОСАГО и ДСАГО, являющееся добровольным расширением гражданской ответственности. Однако ряд компаний страхуют по ДСАГО только в том случае, если у водителя есть каско – имущественное страхование автомобилей от ущерба, хищения или угона, не включающее страхование ответственности перед третьими лицами. Почему такое происходит? Стоимость ДСАГО не может быть высокой – автомобилисты не будут приобретать полисы, если она не будет в пределах разумного, так же, как и стоимость ОСАГО».

Пресс-служба Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Поделиться
в соцсетях
"Защита прав автомобилистов" автострахование движение "Синие Ведерки" ДСАГО мониторинг реформы ОСАГО опрос ОСАГО Пётр Шкуматов Российский союз автостраховщиков Сергей Ефремов страхование