День республики № 76 от 27.05.2021

Этнос и творчество

28 мая в 11:19
3 просмотра

В Черкесск приехали сотрудники Северокавказского филиала Государственного музея Востока из Адыгеи, выполняющие работу по проекту «Культурные диффузии адыгов (черкесов) Турции и России: искусствоведческий и социокультурный анализ». В 2019 году этот проект прошел конкурсный отбор Российского фонда фундаментальных исследований. Его цель – установить характер, причины и условия формирования тождеств и различий в картинах мира адыгских (черкесских) художников российской метрополии и диаспоры, отраженных в живописи, графике и музыке на рубеже XX-XXI веков.

Проект рассчитан на три года (2020-2022), и в первый год его реализации участникам удалось провести экспедиционную работу среди художников Турции, разработать алгоритм электронного банка данных художественных объектов мастеров-черкесов Адыгеи и Турции, проанализировать и описать почти семьсот художественных объектов; выявить общее и различное в образах, сюжетах, стилях и направлениях, реализуемых в творчестве художников Адыгеи и диаспоры Турции; представить предварительные результаты исследования в виде 17-и публикаций в изданиях Стамбула, Москвы, Казани, Краснодара, Майкопа и в виде научных докладов на международных конференциях.

В Черкесске был продолжен сбор материалов по формированию электронного банка данных художников-черкесов; проанализированы формы и механизмы культурных взаимодействий между черкесами диаспоры и метрополии в сфере профессионального искусства. Ученые Адыгеи надеются, что исследование создаст предпосылки для формирования новых научных направлений в сфере не только отечественной, но и мировой гуманитарной науки.

Этническая культура и искусство вызывают интерес у ученых разных специальностей и с позиций разных методологических подходов. Существует устойчивое представление о том, что этнос как данность мироздания непреодолим ни при каких условиях, хотя вопросы существования этносов и этнического искусства не перестают быть актуальными и дискуссионными. Если в традиционной культуре этничность признается априори, то в профессиональных видах творчества этнические характеристики не всегда являются очевидными или доминирующими, а могут и вовсе отсутствовать. Отсюда возникает потребность, во-первых, признать или опровергнуть наличие или отсутствие этнических признаков в профессиональных видах искусства адыгов/черкесов и, во-вторых, определить методические основания для выделения и характеристики определенных этнических признаков.

У черкесов Турции этническая идентичность всячески подавлялась в эпоху кемалистов, а затем определенное время (порой и до наших дней) этноним «черкес» характеризовал любого человека, чьи предки были выходцами с Кавказа. Художники Турции не имели и не имеют такой сплоченности и единства, какие наблюдаются у российских мастеров. Как отмечает крупный этнограф, директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета В. Цибенко, для турецких адыгов (черкесов) характерны идентификационная размытость и сопутствующие конфликты идентичностей, определяемые тем, что на вопрос «кто ты?» они отвечают по-разному: черкесы, адыги, кавказцы, северокавказцы, турки.

Отражается ли самоопределение индивидуумов на их художественном творчестве? Уже первичные наблюдения показывают, что зависимость между самоопределением идентичности и темами, сюжетами изобразительного искусства черкесских художников самая прямая. Тот, кто на первое место ставит этническую (адыгскую) идентичность, непосредственно тяготеет к фольклорным образам, идеализирует историческое прошлое, понимает важную роль эпоса «Нарты» как высшую этнокультурную ценность, остро реагирует на тему Кавказской войны. Тот, кто воспринимает себя гражданином страны по рождению, кто обрел неповторимый художественный почерк и вышел на мировой арт-рынок, более ориентирован на беспредметное искусство, а фольклорные или исторические темы встраивает в систему мировых художественных координат и техник. Безусловно, между этими двумя противоположностями есть определенное число переходных вариантов.

Не имея в традиционной культуре опыта живописного искусства, художники-черкесы России и Турции в ХХ веке создали тысячи художественных объектов, встроенных в системы художественных школ и направлений. Они овладели графикой, различными стилями живописи, используя принципы «двойного кодирования», состоящего из одновременной ориентации на массу и элиту; стилевого плюрализма; художественного экспансионизма, связанного с внехудожественными сферами деятельности.

Очевидными влияниями объясняются заимствование и исполнение российскими адыгами танцев диаспоры (щэщэн, тляпэриса), а адыгами в Турции – хакуляша. Немногочисленная группа преподавателей адыгейского языка работает в университетах Турции, показывая впечатляющие результаты своей деятельности. В черкесских хасах  танцевальные уроки дают музыканты и хореографы Адыгеи и Кабардино-Балкарии. Происходит «узнавание» и знакомство художников друг с другом и всех вместе с современным мультикультурным обществом.

Как и любые художественные процессы, связанные с элитой, властью, средствами массовой информации, культурные диффузии между адыгами Турции и России нельзя оценивать однозначно и однолинейно. Элементы целого и само целое не есть одно и то же. Однако составление «собирательного портрета» черкесских художников Турции и России, проведение сравнительно-типологического исследования художественных стилей мастеров диаспоры и метрополии – задача общественно значимая, выполнимая как в силу уровня подготовленности научного коллектива, так и в аспекте выработки теоретической платформы для последующих научных работ.

В первые же дни экспедиции исследователи из Адыгеи провели неформализованные интервью с Мухамедом Хахандуковым, Казбеком Аковым и Юрием Кардановым.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Адыгея живопись изобразительное искусство искусство исследования курьер муз КЧР научные исследования Республика Адыгея Северокавказский филиал Государственного музея Востока Турция Черкесск черкесская культура