Обратная сторона земли
1/5
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5.
Музей космической техники
Музей космической техники с ракетами различного назначения и их компонентами раскинулся на обширном поле, практически там же, где и лагерь «Спейс кэмп». Интересно, что большинство из этих экспонатов – не макеты, а полноразмерные копии реальных изделий или их дубликаты, чаще всего те, что использовались для различных испытаний.
Открывает музейную экспозицию ракета «Редстоун», о которой уже говорилось в предыдущем очерке. Именно на ней совершил полёт первый американский астронавт Алан Шепард на корабле «Меркурий» – он состоялся 5 мая 1961 года. На самом деле «Меркурий» был не кораблём, а всего-навсего маленькой капсулой, в которой не было даже иллюминатора. Мощность ракеты была недостаточна для выведения капсулы на орбиту, поэтому полёт был суборбитальным (по параболе) и длился всего 15 минут. Размеры ракеты относительно невелики, поэтому в музее она экспонируется вместе со стартовым устройством.
Но главными экспонатами музея стали аппараты, имевшие отношение к подготовке полёта на Луну. Основные ступени и блоки гигантской ракеты «Сатурн-5», поднявшие лунный корабль «Аполлон», расположились горизонтально, поскольку вертикальная установка ракеты в сборе просто немыслима без стартового комплекса. Однако о её размере вполне можно судить по снимку пакета двигателей. Диаметр сопла каждого из них больше среднего человеческого роста! Ранее этот блок двигателей использовался для испытаний, но после их окончания стал достоянием музея.
На этой же площадке – использовавшийся для тренировок экземпляр «лунного джипа», такого же, на котором американские астронавты ездили по Луне. Он подвешен на опорах, и колёса земли не касаются. Подхожу к машине, взбираюсь на сиденье, сигнализация автоматически показывает, на какую педаль нужно нажать. Нажимаю, и колёса «джипа» начинают медленно вращаться… Представляю, какое удовольствие испытывают от этого экскурсанты младшего возраста!
Но не все экспонаты лунной программы находятся на открытом воздухе – многие бережно хранятся в специальном здании, нередко и в стеклянных контейнерах. Учитывая известную страсть американцев к сувенирам, это, вероятно, имеет смысл. В одном из таких контейнеров выставлен настоящий орбитальный модуль космического корабля «Аполлон-16», на котором 16-27 апреля 1972 года был совершён десятый пилотируемый полёт к Луне. Рядом с кораблём – табличка с именами его астронавтов: Джон Янг, Томас Маттингли, Чарльз Дьюк. Здесь же можно увидеть их скафандры, личные вещи, описание полёта и пребывания на Луне. Отдельный экспонат – небольшой лунный камень, доставленный на Землю.
Ещё один впечатляющий экспонат на выставочном поле – массогабаритный макет многоразового космического челнока – «Спейс Шаттл». На нём отрабатывались транспортные операции по доставке к стартовому комплексу на мыс Канаверал во Флориде. Несмотря на то, что 28 января 1986 года весь мир стал свидетелем трагической гибели шаттла «Челленджер», в США в 1991 г. ещё не прекратилось использование кораблей этого типа, они по-прежнему считались весьма перспективными и были гордостью страны. Право, не знаю, остался ли на месте этот экспонат после катастрофы второго шаттла «Колумбия» (имею в виду возникшую в последнее время тенденцию убирать «неугодные» памятники), но хотелось бы, чтобы он сохранился, хотя бы как память о важном этапе развития космонавтики.
Осматривая внутренние помещения Музея космической техники, я обнаружил зал, который мне, как гражданину СССР, было невозможно обойти вниманием. Его экспозиция была целиком посвящена космической технике Советского Союза. В отличие от авторов школьного учебника по истории, о котором я рассказывал в одном из предыдущих очерков, руководство и сотрудники музея отнеслись к нашей космической технике и её истории с уважением и вниманием. Конечно, в этой части выставки показаны главным образом модели и макеты, но все они были исполнены исключительно аккуратно и красочно. Прежде всего, привлекает внимание макет советской космической системы «Энергия-Буран», которая очень похожа на американский «Спейс Шаттл». Однако на макете отчётливо видна и разница между ними. В отличие от американского комплекса, «Энергия» – это, прежде всего, сверхмощная ракета, которая может нести как космический самолёт «Буран», так и любой другой объект, тогда как «Шаттл» выводят в космос его же двигатели. На пояснительной табличке к этому экспонату также указано, что именно «Буран» был первым в мире многоразовым кораблём, совершившим полностью автоматическую посадку 15 ноября 1988 г. Что и говорить, для американского учреждения такое признание нетипично, однако оно свидетельствует о том, что настоящие специалисты относятся к достижениям коллег с неподдельным признанием.
В соседнем зале есть ещё один экспонат, привлекающий всеобщее внимание посетителей, – полноразмерная модель связки состыкованных космических кораблей «Союз-19 – Аполлон», которые встретились на орбите 17 июля 1975 г. во время первого в истории человечества совместного космического полета представителей разных стран.
В содержании пояснительной таблички подробно информируется об этом проекте и особо подчёркивается, что командирами экипажей были два знаменитых пилота: Алексей Леонов, первый в мире человек, вышедший в открытый космос в скафандре, и Томас Стаффорд, первый в мире человек, испытавший посадочный модуль на орбите вокруг Луны.
Кроме того, в экспозиции оказалось немало и других космических аппаратов «родом из СССР». Здесь можно было увидеть модель станции «Луна-9», совершившей первую в мире мягкую посадку на Луну и передавшей фотопанораму, которая смонтирована здесь же на круговом фото. Выставлен полноразмерный макет лунохода, показаны первые снимки с поверхности Венеры и многое-многое другое. И нигде не оспаривается приоритет нашей страны в этих достижениях. Замечательный пример доброго взаимодействия и правдивости для тех «учителей» и политиков, которые предпочитают сеять недобрые семена в отношениях между народами!
{{commentsCount}}
Комментариев нет