День республики № 95 от 29.06.2021

В постоянном развитии

30 июня в 14:12
13 просмотров

Фермерское хозяйство «Джандар» расположено в окрестностях аула Верхняя Мара, откуда родом и сам фермер Джандар Тохтаулов. Мужчине за тридцать, но юношеское восприятие жизни до сих пор играет у него в крови, впрочем, это понятие от всех возрастов неотделимо.

– Я бы сказал иначе, – поправляет меня Джандар, – оно играет в крови у всех бывших спортсменов. Дело в том, что я еще в школе начал заниматься вольной борьбой, а вот мимо татами и сегодня равнодушно пройти не могу, так и хочется вновь и вновь пробовать свои силы и сноровку.

Понятное дело, что никто за ручку Джандара и его брата Эльдара в секцию вольной борьбы не отводил, а тем паче отец Бийнегер. Это был очень уважаемый, авторитетный человек, но слишком крутого замеса, чтобы нянчиться с сыновьями, тем не менее Эльдар стал профи, и сейчас является тренером спортсменов-вольников в Черкесске. Джандар же больше тяготел к сельской жизни. Зная способности сына к точным наукам, отец даже как-то сказал ему: «Послушай, сын, видишь мои натруженные, узловатые пальцы, они такими остаются на всю жизнь у животноводов и земледельцев. Ты хочешь этого же?»

Но у сына были другие планы. Он с детства был помешан, в хорошем смысле этого слова, на лошадях.

– Бывало, конь споткнется, дороги-то не сахар были в Верхней Маре раньше – то крутой спуск, то тяжелый подъем – Джандар пролетит через его голову, выброшенный двойной силою коротких стремян, а через секунду вновь в седле, – рассказывают друзья Джандара. – Отличный наездник, он знал, что хороший конь – это услада для души и целое состояние, тем не менее, окончив школу, поехал покорять Москву, где и провел почти шесть лет, занимаясь бизнесом. Но природа взяла свое. Вернувшись в родной аул, стал, подобно отцу, разводить овец, коров, лошадей.

Сегодня у Джандара стадо овец – 60 голов, и тридцать голов крупного рогатого скота, несколько лошадей.

– Я так поняла, что в семье два брата и одна сестра Руфина, наверное помогают управляться с таким беспокойным хозяйством?

– Эльдар в силу своей профессии – тренировки, сборы, соревнования – бывает в ауле не так часто, как нам хотелось бы, но, если мне надо отлучиться куда-либо по делам или какой-нибудь аврал, скажем, в сенокосную пору, он всегда готов помочь – советом, деньгами, делом.

– Люди сведущие знают, что горы – рискованная зона как для человека, так и для скотины, а в Маре деваться некуда, кругом одни горы, так где и как пасете скот?

– Селяне говорят, что молоко коровы на языке, образно объясняя природу вещей – от питания животных зависит конечный продукт, будь то молоко или мясо. Так вот, скотина пасется в горах, на пастбищах Бийчесына, с ранней весны до первых морозов, и смею уверить, таких сочных, душистых трав нигде нет… На зиму же заготавливаем сено, закупаем комбикорм, «постной» соломой живность никогда не потчуем. У нас даже есть свой рацион, в котором четко прописано содержание белков, витаминов в кормах. Да вы сами можете убедиться во всем. На дворе июнь, а у нас еще прошлогоднее сено не кончилось…

И действительно за домом виднеется обширное гумно, наполненное копнами сена.

– А кто пасет эту ораву? Сколько не проезжаю через Мару, в горах только разбредшихся коров и овец по склонам вижу, и ни одной человеческой души.

– Практически в каждом дворе в горах держат волкодавов – кавказских овчарок, лучшего пастуха не придумать. Помню, у нас был пес, который имел особый нюх на все происходящее вокруг. Отстанет глупый баран от отары, он сидел и терпеливо ждал, пока баран не спохватится и не нагонит отару. Увидит в горах подозрительных людей, а раньше скот крали только так, не даст им спуску.

– Даже я помню случай, когда сотрудники милиции Карачаевского района нагнали группу парней из Малокарачаевского района, которые украли и перегоняли через перевал целое стадо – сорок коров и бычков. А как сейчас обстоят дела?

– Сейчас воровство скота практически сошло на нет, а раньше было обидно не за то, что крадут, а за то, что никто ничего не находил. Свели корову со двора у какой-нибудь старушки, и животное как в воду кануло. Воруют-то, как правило, у беспомощных, безобидных людей, не умеющих постоять за себя…

– Практически все фермеры в районе сетуют на то, что в городе и районе рынок сбыта весьма узок. Как выходите из положения?

– Свободных ниш, действительно, очень мало. Но когда делаешь упор на качество, на экологически чистую продукцию, то… Вот мы, к примеру, менее чем за два года обрели постоянных клиентов, которые с удовольствием приезжают в аул и прямо на дому закупают мясомолочные продукты. Поэтому мы решили не зацикливаться только на таком направлении, а взяли в аренду павильон в Карачаевске, где и торгуем, правда, в основном мясом, поскольку мясное животноводство гарантирует постоянный доход.

– Кстати, о доходах. Когда я вижу бутылку нарзана и банку молока, идущие по одной цене, у меня одна мысль в голове – это же две тонны неравенства. Или, допустим, сдача внаем квартиры, которая приносит больше денег, чем годы упорного труда животновода или земледельца…

– Я не заморачиваюсь волнениями, связанными с лишним, режущим глаза богатством. Мне важнее устойчивость. Устойчивость и уверенность в завтрашнем дне. Спокойствие родных. Хорошее образование для детей, племянников. Здоровый образ жизни. Обеспеченная старость. А для этого нужно находиться в постоянном развитии и жить в ладу со своей совестью.

– И каковы ваши планы в связи с «постоянным развитием»?

– Увеличить поголовье. Может, обзаведусь «тяжеловесами» – яками. Ну и самое главное, я за то, чтобы производить качественный продукт и реализовывать его цивилизованно, то есть по-божески.

– Удачи тебе!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
аул Верхняя Мара Джандар Тохтаулов животноводство Карачаевский район КЧР сельские будни сельское хозяйство сельскохозяйственная продукция сельхозпродукция фермер фермерское хозяйство фермерское хозяйство "Джандар"