День республики № 101-102 от 10.07.2021

Джашарбек УЗДЕНОВ: «Не нужно говорить, нужно делать»

13 июля в 16:20
176 просмотров
Источник — Фото А. ШАЕВА

В марте 2020 года Указом Главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова с целью консолидации ресурсов для более четкой и грамотной реализации приоритетного национального проекта «Экология» было создано Министерство природных ресурсов и экологии КЧР. Возглавил новое ведомство Джашарбек Узденов. О том, что удалось сделать за прошедший год и какие задачи предстоит решить, Джашарбек Борисович рассказал нашей газете.

– Джашарбек Борисович, несмотря на ваш многолетний опыт работы, медийной личностью вас не назовешь. Расскажите немного о себе…

– Все очень просто. Родился я в ауле Кызыл-Октябрь Зеленчукского района, в 1967 году. Там же окончил среднюю школу, начал работать. В 1984 году был призван в ряды Советской Армии. Служил в Афганистане.

Вернувшись из армии, пошел на подготовительные курсы и поступил в Ростовский институт народного хозяйства, ныне Ростовский государственный экономический университет. Экономическая подготовка, полученная в советском вузе, пригодилась в новых рыночных условиях. Несколько лет занимался бизнесом в Ростове. Вроде все получалось… Когда почувствовал, что встал на ноги, женился. Сейчас у меня трое детей. Сын в этом году окончил магистратуру МГУ, дочь учится там же на третьем курсе. Младший сын в этом году окончил 17-й лицей.

В 2009 году избрался в Парламент КЧР по одномандатному округу, вступил в «Единую Россию». В 2013 году стал начальником Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР. Год назад три управления, занимавшиеся природоохранной деятельностью, – Управление КЧР по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов, Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР и Управление лесами КЧР, – были объединены в министерство, руководство которым было поручено мне.

– Вы не похожи на «типичного» министра: ходите без костюма и галстука, в общем, обычный гражданин с улицы…

– Знаете, галстук – это не основное качество руководителя. Я часто встречал «ответственных» работников в безупречном костюме и с хорошо подвешенным языком, которые хорошо говорили, но не могли своевременно подготовить заявку на получение субсидии или документы на проведение тендера. Толку с его костюма, когда дело горит. Никогда поэтому не понимал пустых «встреч с народом», когда людям даются обещания, выполнять которые никто не собирается. Не нужно говорить, нужно делать…

– Люди говорят о том, как много вы помогаете нуждающимся, однако не припомню, чтобы об этом рассказывали СМИ. Почему?

– Я, действительно, стараюсь в меру своих возможностей помочь тем, кто нуждается, не разбирая, какой национальности человек и вероисповедания, беды они общие, одинаковые для всех… Прошлый год, к примеру, был очень тяжелым для людей, оставшихся без заработка. Старались как-то помочь продуктами… Но это очень деликатная тема. У нас, на Кавказе, людям стыдно признаться в своей беде и публично принимать помощь. Поэтому помогать нужно так, чтобы не унизить достоинство человека, оказавшегося в беде. Не считаю это заслугой, не рассчитываю на благодарность людей и делаю это ради Всевышнего…

– Вы уже больше года руководите министерством. Что получилось сделать, с какими трудностями вы столкнулись?

– Важное направление нашей работы – укрепление берегов рек. После паводка 2002 года, когда были уничтожены и затоплены сотни жилых домов, имелись человеческие жертвы, был нанесен огромный экономический и экологический ущерб, стало понятно, что необходимо принимать меры по предупреждению и минимизации последствий стихии. В республике в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса на 2012-2020 г.» было отремонтировано много гидротехнических сооружений, построены новые дамбы. В 2015-2016 годах были сооружены две дамбы на реке Кяфарь в ст. Сторожевой. В 2017-2018 годах укрепили берега Малого Зеленчука в а. Икон-Халк, в прошлом году завершили сооружение берегозащитной дамбы, защищающей а. Адиль-Халк. В 2018 – 2021 годах провели капитальный ремонт гидротехнических сооружений на р. Джегута в аулах Кызыл-Кала и Джегута, на реке Уруп в станице Преградной, реке Аксаут в ст. Кардоникской и р. Кубань в районе парка «Зеленый остров» в Черкесске.

Другое направление – ликвидация свалок и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). В 2017-2018 годах в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» был рекультивирован полигон возле а. Псыж. С 2018 года этот проект был включен в национальный проект «Экология». До 2023 года в рамках этого проекта планируется восстановить и рекультивировать около 80 гектаров земли, подвергнутой негативному воздействию. В результате улучшатся экологические условия проживания более чем 230 тысяч человек – это половина жителей республики! Согласитесь, это немало.

В 2019 году в рамках проекта «Чистая страна» начаты работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на особо опасных объектах, – рекультивации 1 очереди «хвостохранилища» ЗАО «Урупский ГОК». Это огромный объем работы – около пятидесяти гектаров! В 2022 году должны быть завершены.

Занимаемся ликвидацией такого бича современных городов, как несанкционированные свалки. Уже рекультивировали свалку в Черкесске, в прошлом году – в Карачаевске. Продолжаем работу еще по двум объектам. В следующем году должны закончить проект по ликвидации хвостохранилища Эльбрусского свинцово-цинкового рудника в Карачаевском районе. А уже в этом году завершим рекультивацию полигона в Зеленчукском районе. Думаю, что все сделаем вовремя: подрядчики работают нормально, сроки соблюдаются, еженедельно мы выезжаем по всем объектам, держим ситуацию под контролем.

– Нельзя пройти мимо такой темы как защита леса. Ведь лес – важнейший экономический ресурс для нашей республики, его сохранение – стратегическая проблема. Тем не менее, леса постепенно редеют, болеют, горят, вырубаются. Что делается, чтобы сохранить лесное богатство?

– Этой проблеме посвящен отдельный федеральный проект «Сохранение лесов». В рамках этого проекта проводятся работы по искусственному и естественному лесовосстановлению, уход за лесными культурами, закупка лесопожарной техники. Считаю важным достижением то, что нам удалось взять под контроль такой сложный вопрос как лесопользование. Незаконную рубку леса нам удалось снизить в разы….

– Незаконная вырубка леса – острая проблема. В погоне за прибылью люди беспощадно уничтожают лес, не понимая, что в недалеком будущем от лесов могут остаться одни лишь воспоминания? Вы знаете ситуацию, объясните, почему это происходит?

– Если сказать по-простому, люди думают так: лес – это народное достояние, мы здесь жили – имеем право им пользоваться, и если оторвем от этого общего достояния кусочек, то ничего не случится. Однако они не понимают, что все в этом мире связано – лес, вода, воздух. Вот, во всем мире говорят о глобальном потеплении, ледники тают. А ведь первая причина этого – идет повсеместное сокращение лесных массивов. Сейчас, когда мы начали этим вопросом заниматься, вводить ограничительные меры, поступает много жалоб, люди возмущаются, что не даем лес рубить, но при этом забывают о том, что у нас не безбрежная тайга. Для законной рубки есть легальные основания – санитарная вырубка, к примеру, которая лесу только на пользу идет, этими возможностями и нужно пользоваться…

– На каких еще направлениях вы планируете работать в ближайшее время?

– В нацпроекте «Экология» есть много различных направлений, в том числе и такое важное для нас, как проект «Чистая вода», по которому мы уже сейчас проводим ремонт и строительство очистных сооружений. Наша республика богата водными ресурсами, наша задача – обеспечить людей чистой водой. Работа по этой программе будет обязательно продолжаться.

– Возникают ли трудности с финансированием?

– В финансировании национального проекта участвуют и федеральный бюджет, и республика. Поэтому и проблем почти нет. Очень важно, что сейчас средства выделяются своевременно, с начала года. А ведь было время, когда деньги поступали в самом конце года. Освоить их было невозможно – ведь нужно провести тендер, определиться с подрядчиком, да и просто успеть провести необходимые работы. Толку от таких денег не было никакого. Теперь ситуация поменялась в корне. Поэтому и получается много сделать.

– Есть ли нерешаемые проблемы?

– Нерешаемых нет, есть нерешенные. Экологии большое внимание уделяют и Президент страны и Глава республики. Мы активно работаем по многим важным направлениям.

– Нужны ли какие-то поправки к законодательству о лесопользовании?

– Мы как раз занимаемся сейчас этим вопросом. Готовится соответствующий законопроект. Будем создавать комиссии в каждом районе. Эту проблему нужно решать всем вместе, одно министерство ничего не сможет сделать.

– На каком уровне необходимо решать проблему: на федеральном или региональном?

– Не думаю, что нужны поправки к федеральному закону. Это наши проблемы. Мы можем и должны разбираться с этим вопросом здесь, на месте…

– Давайте поговорим об особо охраняемых природных территориях, которые имеются в нашей республике и составляют весомую часть ее богатства. Как вы думаете, с развитием экологического туризма, нет ли риска потерять эту составляющую? Ведь интерес к путешествиям и приключениям чаще опережает духовное развитие и самосознание…

– Экологический туризм напрямую связан с проблемой охраны окружающей среды. Вы правильно отметили, что появление человека всегда сопряжено с риском для природы – это и мусор, и пожары, и много чего другого. Но люди должны иметь возможность наслаждаться красотой природы. Рецепт давно известен – необходимо развивать туристическую инфраструктуру, обустраивать маршруты, чтобы человек, приехавший в республику, мог и красотами нашей природы насладиться и не принести вреда. Хороший пример – Горный Алтай, где экотуризм приносит хороший доход в бюджет региона. Надо учиться…

– Кто должен наводить порядок в этой сфере, министерство, муниципалитет, частная фирма?…

– Эти проблемы нужно, конечно, решать всем вместе. В одиночку министерство с этим не справится. Без взаимодействия с бизнесом эту проблему не решить. Необходимо создание инфраструктуры, подготовка гидов, которые могут показать и рассказать о наших красотах, в тоже время обеспечить необходимую безопасность туристов, так как есть и опасные участки – горы есть горы. При этом экскурсоводы должны объяснять, как себя вести, чтобы не нанести вред природе, и проконтролировать, чтобы неопытный турист не навредил ни себе, ни природе. И, конечно, необходимо создать условия, чтобы можно было насладиться природой, не нанося ущерба. Здесь широкое поле для взаимодействия власти и бизнеса.

– Возникает другой вопрос: ко многим природным памятникам можно подойти только за плату. Это правомерно? Ведь получается ситуация, похожая на ту, что описана в бессмертном романе И. Ильфа и Е. Петрова, когда Остап Бендер собирал гривенники возле пятигорского Провала, чтобы тот «не слишком провалился»…

– Согласен. Есть места, где требуют оплату, не предоставляя никаких условий. Оплата должна браться за конкретные услуги. На самом деле эколого-туристическая деятельность достаточно хорошо прописана в нашем законодательстве. Статья 17 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» разрешает передавать земельные участки в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности. Однако это не означает, что памятник природы просто отдается кому-то на откуп. В общем, тут есть над чем работать. Уже много делается в этом направлении. Помогают волонтеры, работают и специалисты нашего министерства, сотрудники заповедника, но работы предстоит очень много. Неприемлема ситуация, когда просто поставил шлагбаум, взял деньги – приходи, сам не знаешь куда. Этого не должно быть.

– И последний вопрос. Охрана природы – сложная, многогранная проблема. Меняется климат, промышленность оказывает на природу негативное воздействие, даже туристы умудряются вносить свой вклад в разрушение экологического равновесия… Какие вы видите перспективы? Если у нас шанс сохранить природные богатства? Вы пессимист или оптимист?

– Конечно, процентов девяносто зависит от самих людей, которые должны понимать, насколько важно сохранить свои леса, реки и озера. Необходимо соответствующее воспитание, образование. Важно, чтобы это понимали и те, чей бизнес основан на эксплуатации природных ресурсов, будь то туризм, работа с лесом или добыча полезных ископаемых. Ну а наше министерство, другие государственные и муниципальные структуры должны делать свою работу. Природа – это наше общее богатство, и беречь ее должны мы все.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
Джашарбек Узденов интервью КЧР Министерство природных ресурсов и экологии Минприроды КЧР нацпроект экология