На уроках Галины Хасановой
В популяризации предмета, который она преподает более полувека, в пробуждении интереса к нему она видит смысл своей жизни…
Когда на экраны страны вышел фильм «Доживем до понедельника», повсюду стали разворачиваться довольно жаркие дискуссии, в основном обсуждали личность историка Ильи Семеновича, в роли которого выступил легендарный, неповторимый Вячеслав Тихонов. И тогда один человек на всю страну со страниц «Литературной газеты» сказал: «Герой фильма – настоящий историк. Но я боюсь, что как педагог он способен принести едва ли больше пользы, чем вреда. При таком преподавателе ученики в школе будут прекрасно знать историю, но могут забросить другие предметы». И тут мне захотелось в канун Дня учителя, но, к сожалению, немного припоздала с датой по независящим от меня обстоятельствам, рассказать примерно о таком же энтузиасте дела, как герой Тихонова, только о преподавателе географии, которая не только помогает своим ученикам самозабвенно полюбить свой предмет, но и делает все для того, чтобы ребята, имеющие склонности к другим предметам, вовсе не пострадали от тех высоких требований, которые она предъявляет. Она – это учитель географии СОШ № 9 им. Кубанова села Джага Малокарачаевского района Галина Хасанова.
Галина Муссаевна родилась в селе Касык в Казахской ССР, куда семья Муссы Гочияева – это девичья фамилия Галины Муссаевны – и Айшат Узденовой попала во время депортации карачаевского народа. Семья была большая, помимо родителей пять дочерей и один сын.
Любознательного, впечатлительного ребенка, каким росла Галина, с ранних лет волновали рассказы старших, и особенно матери, об исторической родине, о том, как жили люди там, чем примечательны были родные места. Затаив дыхание, слушала девочка маму, и почти зримо представал перед ней аул Джага.
…В этом ауле все жили широко, вольготно, потому что в двух шагах от него знаменитые Кислые Воды (Кисловодск), под боком восхитительные Медовые водопады, на плато Бермамыт, до которого также рукой подать, паслись табуны лошадей, которым не страшны были ни узкие тропы, ни разреженный горный воздух, ни густые туманы, и стада аульских овец… Отец, Мусса, был секретарем комсомольской организации в ауле, когда началась война, но его не взяли на фронт, хотя он забрасывал просьбами военкомат, потому как подвели медицинские показания, и вместо этого назначили председателем Джагинского сельсовета. И тогда мужчина одним из первых в районе начинает сбор средств в помощь фронту, в частности, сбор средств на строительство эскадрильи «Колхозник Карачая»…
Возвратившись на родину из Казахстана, где Гочияев руководил стройучастком в местном колхозе, поднимал целину, он также возглавит стройучастки в совхозах «Первомайский» и «Римгорский» и сделает все для того, чтобы дети получили достойное образование.
– Мы и старались, – рассказывает Галина Муссаевна, – сестры Света и Кулистан стали технологами швейного производства, я и Апалистан – педагогами, Светлана – экономистом, Мухаджир – технарем. Я начала работать в Джагинской, тогда восьмилетней, школе в 1970 году, после окончания педучилища в Черкесске, и мне повезло с первых же дней, потому что громадную роль в моем становлении, как педагога, сыграли директор школы Хусей Чубурович Кубанов и завуч школы Магомед Джанибекович Текеев. Говорят, Исаак Ньютон в свое время сказал: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». То же самое могу сказать про них, они не только мне первыми привили на собственном примере беззаветную увлеченность своим делом, любовь к детям, но и настояли на том, чтобы я продолжила учебу, и я поступаю на географический факультет Ставропольского пединститута.
Конечно же, в те годы работать в школе, да еще сельской, было нелегко. Из средств обучения практически ничего: тряпка, мел да доска. Но на урок географии в класс всегда входила большеглазая, жизнерадостная, красивая девушка, которая в одной руке держала аккуратно свернутую в длинный рулон географическую карту, в другой – классный журнал. Карта водружалась над доской на специально прибитый для нее гвоздь, и начинался урок. Точнее… Как говорила в свое время инспектор отдела образования Малокарачаевского района Лилия Федоровна Штерц, постоянно изучавшая опыт работы всех школ района: «Каждый урок Хасановой – творчество. Имела счастье посетить не один ее открытый урок и быть свидетелем того, что на ее уроках не то, что старшеклассники, пятиклашки, шестиклашки могли с ходу найти на карте и показать, где Марокко, а где Норвегия, где Дагестан, а где водораздел истоков Волги, Днепра и Западной Двины в Оковском лесу, «откуда есть пошла земля русская»…
А время не стоит на месте, и вот уже Хасанова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а в 1990 году становится директором СОШ № 9 и проработает в этой должности более тринадцати лет.
– Я могу смело утверждать, что это были самые трудные времена для школы. На дворе непредсказуемые девяностые: школы не финансируются, ибо, как сказал великий Шота Руставели, «из кувшина может вытечь только то, что в нем есть», а казна пуста как на местах, так и на федеральном уровне, учителя месяцами сидят без заработной платы. Тем не менее мы выдержали, выстояли благодаря поддержке тогдашнего главы администрации района Бориса Гочияева, директора ОКБ завода «Микрокомпонент» Бориса Гочияева и местных предпринимателей.
А коллеги говорят другое: «В те нелегкие годы Галина Муссаевна пропадала в школе круглосуточно, ведь она не только работала директором, который вечно был озадачен, как выбить зарплату учителям, где найти денег на прохудившуюся крышу, как привлечь внимание к нашей достойной школе без показухи, но и вела все эти годы свой предмет… И как вела! Она по-прежнему возит своих учеников по достопримечательностям района и республики: это озеро Хурла-кель, гора Людмила в долине реки Подкумок, Хумаринское городище, Архызский, Сентинский, Шоанинский храмы, Медовые, Чучхурские водопады… Где-то за свой счет, где-то родители детей придут на помощь или все те же предприниматели, для которых, справедливости ради скажем, те же 90-е стали трамплином для процветания. Тому, кто попадал на ее урок, казалось, что он попал в другую страну, так много она всего знала. К примеру, начнет рассказывать про Чукотку – край ледяного безмолвия или про самое высокогорное селение Куруш в Дагестане и Европе, или про остров Ольхов, полный мистических тайн, на Байкале, так редкий ребенок не загорался мечтой стать географом, геологом, геодезистом, лесником на худой конец. В популяризации предмета, который она преподает более полувека, в пробуждении интереса к нему она видит смысл своей жизни…»
– Но она также могла принести на урок графические рисунки юной уникальной художницы Нади Рушевой, которая за свою короткую семнадцатилетнюю жизнь нарисовала более 20 тысяч рисунков, это без учета раздаренных, пропавших во время многочисленных переездов, на которых она запечатлела пейзажи Монголии, где родилась, иллюстрации к мифам Древней Эллады, к произведениям Пушкина, Булгакова, Лермонтова, – рассказывает одна из бывших учениц Хасановой Эльвира Джазаева. – И мы, девчонки, на следующий день ехали в районную библиотеку в Учкекен, чтобы взять журнал «Юность», где была опубликована – и впервые – статья об этой одаренной девушке, так рано ушедшей из жизни. Помню, однажды на уроке на ее вопрос, кто куда все же пойдет учиться после школы, один из наших одноклассников, самый рафинированный пацан в прямом и хорошем смысле этого слова, встал и сказал: «Хочу поехать в буддийский монастырь и уму-разуму плюс силе, ловкости научиться». Галина Муссаевна даже бровью не повела, то есть не удивилась столь странному выбору, и ответила: «Чтобы ты знал, Муратик, почти половина всех буддистских монахов в Камбоджи – заядлые курильщики, и редко кто из них может справиться с этой пагубной привычкой…»
Более 50 лет в системе образования, заслуженный авторитет не только среди коллег и учеников, но и всей широкой общественности района. В 2001 году Хасанова становится «Лучшим директором 2001 года» в республике, она – заслуженный учитель КЧР, отличник народного просвещения РФ, мать троих детей, с мужем, Хусеином Хасановым, – мир его праху – преподавателем математики и физики, долгие годы проработала в одной школе. Чего еще желать? Разве что подумать о заслуженном отдыхе, но ни школа, ни коллеги, ни тем более дети и слышать об этом не хотят…
Не сегодня и не нами сказано: кому судьба грозит бедой большой, тот омрачен заранее душой. В один из дней Галину Муссаевну стали одолевать какие-то недобрые предчувствия, пыталась отогнать, не получается. Сон не шел к ней всю ночь, и вот оно – ужасная новость не заставила себя долго ждать. В сумерках ее единственного сына Рашида сбила машина и тут же скрылась с места происшествия.
Сколько ее беспомощный, но живой сын пролежал на обочине дороги, никто не знает, но, как только его привезли в больницу, он впал в кому от болевого шока. Я не буду вдаваться в подробности, как слезно и как долго мать в реанимации молила Всевышнего о милости, прося спасти сына… Как мать не сдавалась до последнего. Как бегала в поисках чудодейственных лекарств, привозила со всех концов страны новых именитых врачей… Как разговаривала сама с собой все дни и ночи напролет: «Аллах, помоги сыну…»
Шесть месяцев ее единственный сын пролежал в коме, шесть месяцев Галина Муссаевна мужественно, без истерик, без надрыва, без устали стерегла жизнь, которая едва теплилась в его теле. Но перед лицом смерти мать не выдержала. Ощущение такой невозвратной утраты охватило ее, чувство страдания было таким сильным, что казалось, вот-вот сердце не выдержит и она уйдет из жизни вслед за сыном, но бессонные ночи, смертельная усталость и безутешный плач дочерей настолько отрезвили и одновременно утомили ее, что она тут же провалилась в темноту, потеряв сознание, где счастливо ощутила себя мамой, крепко держащейся за руку своего единственного сына Рашида, продолжателя рода…
Человек, говорят, нежнее цветка и крепче гранита, и когда есть, во имя чего, все снесет, со всем справится. С продолжением рода не получилось. Рашид даже не был женат, но у него, к счастью, подрастают три племянника и две племянницы, которые помогли бабушке справиться с невыносимой мукой. У Рашида остались две любящие, ни на минуту не забывающие брата и бережно хранящие о нем память сестры. Старшая, Асият, экономист по образованию, сейчас в декретном отпуске, младшая, Диана, выпускница экономического факультета КЧГТА и пединститута, работает с мамой в школе.
Я не оговорилась, Галина Муссаевна по-прежнему работает в школе. Ее умение быть ближе к детям, глубже вникать в их внутренний мир, благотворно влиять на их чувства, волю, характер помогло ей справиться с бедой. А также помощь коллектива – директора школы Хусея Гебенова, двух его заместителей – Галины Джатдоевой и Фатимы Байрамуковой, всех, без исключения, учителей – предметников – о моральном стержне которых, как следует из рассказа самой Галины Муссаевны, можно говорить бесконечно. И вот что она говорит: «О такой школе, как наша, можно только мечтать. Новые технологии, новое оборудование, центр «Точка роста» и цифровая образовательная среда. По нацпроекту «Образование» школа вошла в число «Лучших школ России» и получила грант в один миллион рублей. Преподаватель истории Фатима Эркенова стала обладателем гранта Главы КЧР… В общем, не будь этой школы, все самое значительное в моей работе и жизни обошло бы меня стороной…»
{{commentsCount}}
Комментариев нет