День республики № 23 от 03.03.2022

Нужна ли аптека в эпоху цифровизации?

21 марта в 10:43
5 просмотров
Юлия ЗОЛОТАРЕВА, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС
Юлия ЗОЛОТАРЕВА, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

12 апреля 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», предоставившие возможность онлайн-продажи лекарственных средств.

Пандемия продемонстрировала необходимость скорейшего перехода к цифровому здравоохранению, частью которого является доступ к препаратам через удаленный заказ и доставку до конечного потребителя. Одним из самых актуальных вопросов остается вопрос онлайн-торговли рецептурными препаратами. Этот механизм реализуется в рамках пилотного проекта в Москве и Белгородской области, и в дальнейшем планируется распространить практику на всей территории России.

Данному вопросу была посвящена одна из площадок Гайдаровского форума 2022 «Нужна ли аптека?».

Спикеры отстаивали интересы двух форм продаж – офлайн и онлайн. В ходе дискуссии довольно подробно были перечислены проблемы развития аптечного рынка.

Сегодня в 52 регионах РФ успешно используется электронная торговля лекарственными препаратами. В 15 регионах работают как собственные, так и самостоятельные каналы сбыта лекарственных средств. Роль аптек в социальной и экономической сфере страны очень высока. 2/3 лекарственных препаратов распространяются через классическую аптечную сеть. Именно на аптечных складах сосредоточен стратегический запас лекарств, которые могут понадобиться в случае распространения какого-либо вируса или бактерии среди населения.

Никто на сегодняшний день не отменил классическую форму распространения лекарств, которая представлена в виде формулы: врач-аптека-пациент. Эта цепь очень надежна и безопасна как для пациентов, так и для представителей фармацевтического бизнеса.

Спикеры, лоббирующие интересы онлайн-торговли лекарственными препаратами, приводили аргументы в пользу этой современной формы продаж, приводя такие факты, как возможность позиционирования лекарств на маркетплейсах по весьма привлекательной цене за счет отсутствия наценок, которые включают аренду помещения, зарплату провизорам, коммунальные расходы. Кроме того, в любую точку страны можно с легкостью доставить любой препарат и решить проблему пациента. Также они подчеркнули, что выписка электронного рецепта дает возможность осуществлять покупки – не выходя из дома.

Представители же классической формы продаж через аптечные пункты придерживаются несколько иной концепции развития рынка фарминдустрии. Они утверждают, что аптеки никуда не исчезнут, так как именно там работают высококвалифицированные специалисты, способные оказать консультационные услуги по выбору препарата, по купированию недомогания клиента, снятию симптомов различных заболеваний, которые очевидны без вердикта врача. Кроме того, сторонники классической аптеки убеждены, что онлайн-торговля не может обеспечить грамотную и безопасную логистику, а в частности, будут ли использованы термосумки, надежные автомобили, вовлечены ли будут в процесс грамотные курьеры: смогут ли они обеспечить нужный температурный режим доставки жизненно важного препарата.

– Аптека должна стать местом, где культивируется здоровый образ жизни, а это и питание, и сон, и спорт. Следовательно, для того чтобы аптеки развивались в классическом понимании, необходимо принять закон, разрешающий позиционировать и продавать в аптечных пунктах сопутствующие товары, которые сохранят и укрепят здоровье различных сегментов рынка. В этом случае увеличится прибыль аптек, как следствие появится возможность пересмотреть систему мотивации сотрудников аптечного рынка, расширится ассортимент товаров и тем самым повысится удовлетворенность клиентов ассортиментом аптек.

Кстати,

количество людей, которые не обратились в поликлиники благодаря консультациям компетентных провизоров и грамотно подобранным препаратам, увеличилось за 2021 год с 41% до 48%.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
2022 аптека аптечные учреждения Гайдаровский форум здравоохранение лекарственные препараты мнение Мнение эксперта Об обращении лекарственных средств онлайн услуги онлайн-торговля Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС фармацевтическая деятельность цифровизация цифровой маркетинг Юлия Золотарева