День республики № 42 от 19.04.2022

Путь, озарённый искусством

20 апреля исполнилось бы 75 лет народной артистке КЧР Тамаре Батчаевой

Сегодня в 10:59
20 просмотров
Портрет Тамары Батчаевой из её книги «Лунная слеза»
Портрет Тамары Батчаевой из её книги «Лунная слеза»

Говорят, талант даётся Богом. Двигают же талант вверх простые смертные. Удачлив тот обладатель божьего дара, кто оказался в нужный час в нужном месте с нужным человеком. У Тамары же в жизни всё было не так просто, и если на театральные подмостки она вступила поздно, не её это вина. Просто так сложилось.

Рождённая в Баяуте

…В марте 1935 года жителя аула Нижняя Мара Ракая Чичханчиева, который собственным трудом и мозолистыми руками нажил зажиточный дом, кошару в горах со стадом овец и дойных коров, записали в кулаки. В итоге вместе с многочисленной семьей попал Ракай в хлопководческий совхоз «Баяут» в Узбекистане. Нелегки были годы изгнания на чужбине. Но человек приспосабливается ко всему. Вот и горцы, присоединившись к декханам, растили хлопок, бахчевые культуры, трудились на свекловичных плантациях. Выросла, превратилась в статную красавицу младшая дочь Ракая Паризат. Пришло время, и она соединила свою судьбу с Хусеином Батчаевым. Вскоре у них родилась старшая дочь Тамара.

– С тех пор, как я начала осознавать себя на свете, меня тянуло к песням и танцам, – вспоминала Тамара. – Когда по вечерам у кого-то во дворе собирались карачаевские парни и девчата, я всегда увязывалась за ними, чтобы выучиться горским танцам. Там-то, в Баяуте, я узнала историю происхождения лирической песни «Кулина» и героической – «Хасаука». Они были особо любимы нашим народом в годы изгнания.

Пластичная, обладающая безошибочным художественным чутьём, она уже школьницей любой танец умела превратить в завораживающее зрелище. Однажды на одном из смотров художественной самодеятельности в Ташкенте талантливую танцовщицу приметил руководитель знаменитого ансамбля «Бахор». Он предложил юной Томе влиться в госансамбль Узбекистана, посулив хорошую зарплату и учёбу в лучшей ташкентской школе. Родители её туда не отдали, категорически заявив, что кавказские девушки танец живота не исполняют.

На родину семья Батчаевых вернулась гораздо позже земляков, в 1972 году. Тамаре так и не удалось стать студенткой театрального вуза. Она поступила на факультет иностранного языка Ташкентского университета, где с головой окунулась в изучение французского. Приехав вместе с родителями в Даусуз, пошла работать в школу и доучивалась заочно в Пятигорском инязе.

Так пролетело двадцать лет, прежде чем Тамара решилась круто изменить свою судьбу. В 1992 году она пришла в Черкесске в театр с заявлением принять её на работу в карачаевскую труппу. И в этом не было ничего удивительного, ведь театральные подмостки властно манили к себе долгие годы. В своих творческих силах и возможностях Тамара была уверена.

Венчанная с театром

…Она переступила порог карачаевского театра в возрасте 36 лет в надежде остаться здесь навсегда. И осталась навечно. Ведь история этого театра неразрывно связана с её именем, поскольку Батчаева наглядно доказала, что только истово любящий своё дело человек способен достичь самых больших высот. Поистине классикой остались в её театре безукоризненно исполненные роли: Мыстыхан в пьесе Шахарбия Алиева «Соседки», Белисы в «Хитроумной возлюбленной» Лопе де Вега, Данияры в «Трактирщице» Гольдони, Дугуш в «Мордамбаловых» Альберта Узденова, Джансурат в «Мурат и Зумрат» Дины Мамчуевой и многие другие. На спектакли с участием Тамары Батчаевой шли и ехали из аулов и городов, как на встречу с ярким феерическим праздником, не терпящим фальши и надуманности. Осмысливая своё место в загадочном и непредсказуемом мире театра, Тамара Хусеиновна позже выразила своё творческое кредо в стихах (их она писала с детства): «Благодарю судьбу за то, что обвенчалась я с искусством, Что зло повсюду им гоню и открываю двери чувствам».

Вокруг Тамары всегда собирались творческие люди. В её уютной однокомнатной квартире в Черкесске можно было увидеть всю труппу мэтров Карачаевского театра: блистательных Любу Гочияеву, Лиану Ижаеву, харизматичного Руслана Темрезова и готового к шутке и импровизации Руслана Гочияева и, конечно же, ветерана сцены, неподражаемую Розу Хапчаеву. Часто забегал почаёвничать и обсудить сценарий радиопередачи с участием Тамары, всегда с коробкой свежих пирожных, обаятельный журналист Миша Накохов. Я же была вхожа в её дом по праву родственницы.

Тамара умела дружить, с распахнутой душой отвечая на дружбу. Она умела всё: играть драматические и юмористические роли, петь, танцевать, писать стихи и проникновенно читать их как для большой аудитории, так и для единственного слушателя. А как она мастерски подчиняла себе тесто! Хычины и ватрушки, локумы и умопомрачительные штрудели всегда были наготове под льняным полотенцем для гостей – как званых, так и нежданных. Тамара беспредельно любила жизнь во всех её проявлениях: «Не выношу я безнадёжность, невыносима в душе грусть. Люблю во всём, везде надёжность, чего б ни стоило мне – пусть!»

«Два языка – как два крыла»

Путь Тамары Батчаевой к вдохновляющему и созидательному слову был так же долгим и непростым. И всё вошедшее в ее четыре поэтических сборника – это биография самой поэтессы, сумевшей талантливо отразить нелёгкую эпоху. Тема депортации карачаевского народа – одна из доминирующих в творчестве поэтессы. Как-то она поделилась на одной из встреч с читателями: «Я – из поколения людей, чьи уста и сердце ещё в раннем детстве выжгла ненавистная селитра». Этот химикат, которым обрабатывали хлопок в далёком Узбекистане, обжигал не только руки и уста, но и души сотен спецпереселенцев в жестоком Баяуте.

В одном из своих ранних стихотворений поэтесса, верная своей позиции творца и созидателя, емко выразила мечту: «Если б спросили меня на рассвете, чего б мне хотелось на всём белом свете, ответила б сразу, душою не медля, что мира хочу я земной всей планете». И это не расхожие рифмованные фразы, а призыв беречь этот хрупкий мир, который в постоянном напряжении, словно туго натянутый трос над бездной, готовый оборваться от урагана.

Тамара Батчаева – одна из первых поэтесс на Кавказе, которая своей поэмой «С Бесланом плачет вся земля» откликнулась на бесчеловечный акт терроризма в 2004 году. Уже на второй день трагедии она взволнованно читала только что написанные стихи по республиканскому радио. И каждый раз на митингах, посвящённых бесланской трагедии, словно реквием, звучит поэма Тамары Батчаевой.

С выходом в свет в 2007 году поэтического сборника «Лунная слеза» по-новому засверкали грани таланта дочери гор, искренне желавшей открыть своё сердце людям и поделиться своим восприятием мира, от которого веет добротой, одухотворённостью, глубоким философским смыслом: «Два языка, как два крыла, с рожденья мне даны. Одно крыло мне мать дала, другое – дар страны. Опорой жизни и судьбы хранит язык родной, Путеводителем земли является другой». Многие стихи Тамары Батчаевой на родном языке обрели второе дыхание в песнях, которые включили в свой репертуар известные исполнители республики.

…Она тихо уходила летом 2015-го в родном Даусузе, куда в родительский дом её привезла младшая сестра Фатима. В саду на старом дереве уже созрела крупная вишня, которой Тамара обычно меня угощала. Все два года, предшествовавшие кончине сестры, Фатима не знала ни сна, ни отдыха, испробовала не одно лекарство, дабы увидеть на лице дорогого человека долгожданную улыбку. Нарвав в глубокую миску вишен, я подошла к постели Тамары и увидела, как потеплели её глаза. И хотя мы не сказали друг другу ни слова, ощущение кровной связи в этот момент было нужнее всего, а обоюдная печаль была светла и наполнена теплом…

Досье

Батчаева Тамара Хусеевна, актриса, поэтесса. Родилась в совхозе «Баяут» (Узбекская ССР) 20 апреля 1947 года. Окончила Ташкентский институт иностранных языков. Работала педагогом.

В 1980-2015 – актриса Карачаевского театра драмы. Актриса большого комедийного дарования с успехом играла и драматические роли. Заслуженная артистка КЧАО. Народная артистка Карачаево-Черкесской Республики. Театральные работы: Дорина – «Тартюф», Мольер; Дугуш – «Мордамбаловы»; Света – «Сумасбродная любовь»; «Не всё коту масленица» («Уллу къабма-къарылырса»), А.Н. Островский (в переводе на карачаевский язык) и др. Умерла 27 июля 2015 года.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
артист биография воспоминания карачаевская культура карачаевская литература Карачаевский драматический театр им. Ш. М. Алиева люди народная артистка КЧР память поэзия поэт судьба человека Тамара Батчаева творческая деятельность Творческие люди