День республики № 52 от 14.05.2022

Сенокос не за горами

В настоящее время наблюдается большой дефицит сельхозинвентаря

17 мая в 14:13
3 просмотра
Дедовский способ заготовки сена по-прежнему актуален
Дедовский способ заготовки сена по-прежнему актуален

Ежегодно тысячи людей в республике выходят в горы, чтобы заготовить на зиму сено для скотины. Собственно, с зимы и начинают готовиться к долгожданному сенокосу: собирают косы, вилы, оселки, наковальни, молоточки. И уже в конце мая – начале июня начинает разворачиваться работа, которая заканчивается в июле соревнованием между косарями, которые обкашивают овраги, крутые склоны, и, проходя шаг за шагом по неудобьям, ставят одну копну за другой на отвесных кручах.

– Да, но почему так рано? – спрашиваю своего друга, знатного косаря и стригаля овец Ильяса Эльканова, который уже «навострил лыжи» на сенокос, – трава же только начинает подниматься, даром, что неугомонно зеленеет. Тем не менее, до матово-зеленого разнотравья, серебрящегося по утрам и напоминающего волну, проносящуюся мимо, еще явно рановато….

– Скосить траву на неделю раньше – это куда лучше, чем на неделю позже, – так всегда говорили наши старики, – объясняет Ильяс, – так как состав травы определяется не ее высотой, а фазой развития, и потом, как показывает практика, ранний первый укос – он самый качественный, и, более того, позволяет раньше скосить второй, а это, в свою очередь, может спокойно добавить еще один – третий укос за лето, если, конечно, погода не внесет свои коррективы.

Погода для косарей – это извечная головная боль, да вот только к ней в последнее время примешивается другая – негде селянам приобрести нынче хорошие вилы да косы. Они, конечно, в продаже бывают. Но плохие. Чтобы их оценить по достоинству, надо хоть раз побывать в шкуре косаря, – говорят люди знающие, – во-первых, косы, которые появляются в продаже, небольшие, можно даже сказать, маленькие, качество стали плохое, изготовлены спустя рукава.

– Ими трудно косить, толстая мягкая сталь быстро тупится, вызывает утомляемость у людей, – продолжает разговор Ильяс.

Большие косы из хорошей стали с длинными, гладкими, тонкими, постепенно идущими на конус зубьями – мечта каждого косаря. При их наличии вдвое-втрое увеличивается производительность труда. Широкий, в три-четыре метра, захват косы срезает траву, как бритвой.

Правильно настроенная, хорошая коса всегда ценилась на вес золота. Опытные люди с ней выкашивают в день по два-три гектара. Зато представьте себе другое: поднимается с людьми опытными, взрослыми в горы молодежь, как это обычно бывает, намашется за день тяжелой, быстро тупящейся косой, набьет себе мозоли на руках, потом ее никакими коврижками на сенокос ведь не заманишь.

– Все верно: причина того, что переводятся хорошие косари, – плохие косы. Может, оттого многие сенокосные участки, розданные жителям аулов и сел, остаются в последнее время нетронутыми.

– С вилами дела обстоят еще хуже, – говорит житель Нижней Теберды, не пожелавший назваться, – они короткие, неудобные, с тупыми, толстыми, ребристыми и неупругими зубьями: поддеваешь ими сено, чтоб перекинуть его подальше, в следующую копну, тебя лишь обдаст сенной пылью, а оно – сено – возвращается обратно вместе с вилами. И даже когда ладишь копну, осаждая, огребая ее вилами со всех сторон, сено – стрелою за тобой.

– Не было в нашей республике отродясь промышленности, как таковой, которая бы изготавливала сей сельскохозяйственный инвентарь, но отличные изделия были, – поддерживает разговор житель Нижней Теберды Мухтар Блимготов, – раньше они ценились наряду с отличным кинжалом, саблей, сбруей, седлом. Только многие из этих атрибутов и доспехов хранятся лишь в музеях да частных коллекциях, так сказать, а коса и вилы будут востребованы до тех пор, пока стоят горы, а в ущельях живут люди, которые кормятся с молока, мяса и масла.

Сейчас многие предприниматели ломают головы, чем заняться, как лучше решить проблему импортозамещения. Одни изготавливают жестяные крышки для консервирования, другие – всякую пластмассовую, полиэтиленовую мишуру, которая, кстати, подорожала сегодня вдвое, третьи… Словом, кто во что горазд…

Так почему бы не задуматься кому-либо над тем, чтобы создать цех по производству вил, кос, наковален и т. д. Ведь это не потребует особого технологического оборудования. А затраты окупятся.

Кстати,

11 (22) мая 1721 года Пётр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» (до этого крестьяне использовали серп). Преимущества косы описывались в указе следующим образом: «Понеже в здешних краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обычай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми косами с граблями, что перед нашими серпами гораздо споро и выгоднее, что средний работник за десять человек сработает». Впрочем, коса ещё долго не могла полностью заменить серп. Дело в том, что хлеб иногда полегает – стебли стелются почти горизонтально по земле; в этом случае срезать их косой невозможно. Полегание вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки стебля плохо развиваются, остаются слабыми и не выдерживают веса своих колосьев.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
аул Нижняя Теберда дефицит Ильяс Эльканов КЧР лицом к проблеме мнение Мухтар Блимготов общественное мнение сельское хозяйство сельскохозяйственный инвентарь сельхозинвентарь сенокос