День республики № 94 от 20.08.2022

Пророчество белой чайки

23 августа в 10:49
4 просмотра
Вот он, старенький надежный «ФЭД»
Вот он, старенький надежный «ФЭД»

Продолжение. Начало здесь.

Студенческие дни прошелестели быстро, как порыв весеннего ветерка, и молодой специалист Дёмин уехал по распределению в большой промышленный город. Здесь он работал конструктором на заводе, но чертёжный кульман не вызывал в нём сколько-нибудь значительного интереса, и Антон всё чаще и чаще доставал из письменного стола свой старенький «ФЭД», вынимал его из футляра и подолгу смотрел на него, вглядываясь в стеклянную синеватую глубину объектива.

Скоро он снова начал снимать, снимать почти беспрерывно, с упоением, как не снимал даже в детстве, когда рядом был дядя Миша. Он сам почувствовал, что у него появилось чутьё кадра, которое позволяет опытному фотографу раньше, чем логика, оценивать будущий снимок и нажимать спусковую кнопку в единственно нужный момент…

Несколько раз он приносил свои работы в редакцию краевой газеты, и, как только там освободилась должность, его приняли штатным фоторепортёром. Время сразу потекло стремительно, смешалось в сплошной круговорот лиц, событий, репортажей и новостей, но Антон уже окончательно понял, что именно такая работа просто необходима ему для ощущения полноты жизни и собственной значимости.

Однажды, за два дня до майских праздников, Антон пробрался на стадион, чтобы поснимать репетицию спортивной части Первомайского шествия. Он посчитал, что если сделать несколько крупных планов, то их вполне можно будет поместить и в праздничный номер газеты, поскольку участники будут те же, а фон всё равно будет «размыт» оптикой фотокамеры. Антон устроился на трибуне, установил штатив и приступил к работе. Яркое зрелище и солнечный весенний день так увлекли его, что он даже не заметил, как израсходовал несколько фотоплёнок подряд.

Его внимание захватила стройная гимнастка с чёрными до синевы волосами, завязанными в хвостик, которая проделывала свои замысловатые фигуры с мячиком с таким удовольствием и радостью, что хотелось самому выбежать на зелёное поле стадиона и поиграть в мячик вместе с ней. «Интересный характер, – подумал про себя Дёмин, – надо понаблюдать…» Ему почему-то вспомнилось, как дядя Миша часто повторял: «Иногда незнакомого человека снимать довольно тяжело – ты не знаешь его привычных движений, характерных выражений его лица, поэтому трудно судить, отражает ли снятый кадр его натуру… В таком случае бывает мало к нему присмотреться, надо хоть немного пожить рядом с ним… Это не всегда возможно, я понимаю… Поэтому и люблю снимать детей – у них души и лица открытые, как на ладони…»

…Когда Антон отпечатал несколько кадров, на которых были сняты упражнения с мячом, он обнаружил, что все они оказались довольно удачными. Встречное освещение и тёмный оттенок травы стадиона, ослепительно-белый костюм гимнастки только усилили ощущение света, лёгкости и прозрачной глубины фотографии. Когда праздники закончились, Антон нашёл тренера команды гимнасток и подошёл к нему со снимками.

– Вот, посмотрите, мы, наверно, поместим эти фото в следующий номер. Хотелось бы знать, кто это.

– А, Юленька… Юля Дудина! Обязательно напечатайте, это наш талант. Вы бы как-нибудь пришли к нам на тренировку, не то бы ещё увидели!

– Спасибо, воспользуюсь приглашением обязательно!

…Гимнастки тренировались в небольшом спортзале, совсем недалеко от редакции, и Дёмин, приняв приглашение тренера, стал появляться там по вечерам. Поначалу они, чувствуя на себе пристальный взгляд фотокамеры, вели себя довольно скованно, но быстро привыкли и перестали замечать присутствие фотографа. Вооружившись телеобъективом, Антон обычно сидел на скамейке самого дальнего ряда и, стараясь не привлекать к себе внимания, наблюдал за работой тренера, его команды, но больше всего – за Юлей.

Она действительно заметно выделялась среди своих подруг какой-то внутренней сосредоточенностью, лёгкостью и смелостью движений, удивительно точным пониманием задуманной тренером композиции. Когда у неё что-то не получалось, она обиженно отходила от снаряда, садилась на горку кожаных матов и оставалась неподвижной не больше минуты, а потом резко вставала, встряхивала кистями рук, как будто сбрасывая с себя досаду от случившейся неудачи, и опять возвращалась к работе. Если же что-либо получалось удачно, Юля радостно поднимала правую руку и улыбалась, немного склонив голову к левому плечу, иногда поглядывая в сторону притаившегося в темноте фотографа. К концу тренировки все заметно уставали, и Антон видел, как поблескивало от пота её лицо, как тяжело опускались плечи и как всё чаще садилась она отдыхать…

Дёмин тоже чувствовал усталость, может быть, от постоянного ожидания интересного момента, а может быть, просто от необходимости всё время смотреть через видоискатель фотокамеры… Он возвращался в редакционную лабораторию, проявлял плёнки, печатал контрольки – маленькие контрольные фотографии. Множество снимков, где главной героиней была Юля, выстраивались как застывшие кадры кино.

Вот она выполняет какой-то замысловатый прыжок. Вот кружится, да так быстро, что изображение на снимке слегка смазано. Вот она, огорчённая неудачей, отходит от брусьев, расстроенная настолько, что маленькая слезинка застыла у края глаза…

Антон рассматривал фотографии и чувствовал, что в этом ряду чего-то не хватает. «Гимнастика – это только одна сторона её жизни. Есть ещё институт, семья, её друзья…может быть, парень…» От этой мысли Дёмину стало почему-то неуютно, и он поёжился. «Во всяком случае, большая часть её Мира осталась пока за кадром, а жаль…» Дёмин опять вспомнил слова своего учителя: «…Надо немного пожить рядом…» «Если бы это было возможно!» – подумал он, но тут же улыбнулся внезапно осенённый неожиданной мыслью…

Подходило время первого отпуска, и Антон решил взять его как можно быстрее.

Редактор отпустил его, но весьма неохотно и только тогда, когда Дёмин сказал, что никуда не поедет, а будет отдыхать дома, и в случае крайней необходимости его всегда можно будет вызвать в редакцию.

На следующий день Антон, захватив с собой «Фотоснайпер» – специальный фотоаппарат с прикладом и мощным телеобъективом, поехал в центр города. Из реплик Юлиных подружек по команде он знал, что она учится в индустриальном институте на химфаке и что, вероятнее всего, он может встретить её именно там. До окончания лекций оставался целый час, и Антон решил переждать его в сквере на противоположной стороне площади, надеясь, что Юля появится после занятий и можно будет отснять издалека несколько сюжетов. Он обошёл площадь со всех сторон, пытаясь выбрать наиболее удобные точки для съёмки, сделал с десяток пробных щелчков, стараясь привыкнуть к прикладу и спусковой кнопке, но вскоре почувствовал, что немного нервничает, и сел на скамейку, поглядывая изредка в тёмный квадрат парадного входа.

Звонок, известивший об окончании лекций, прозвенел резко и неожиданно. Антон поднял голову и через несколько минут увидел Юлю, легко сбегавшую среди своих однокурсниц со ступенек парадного входа. Они о чём-то весело переговаривались на ходу, посмеиваясь и перебивая друг друга. Антон успел отснять навскидку несколько кадров, потом встал и пошёл следом, стараясь не приближаться и оставаться незамеченным…

Продолжение.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко литература рассказ