День республики № 138 от 03.12.2022

Шедевры отечественной фотоиндустрии

6 декабря в 11:58
1377 просмотров
4 комментария
Фотоаппарат «АРФО»
Фотоаппарат «АРФО»
Фотоаппарат «АРФО»

На вопрос «Как назывался первый фотоаппарат, выпускавшийся в СССР?» большинство уверенно ответит: «Конечно, «ФЭД». Но это не так.

На самом деле, первой серийной моделью была фотокамера «АРФО», образцы которой появились в конце 30-х годов. И, прежде чем рассказать уважаемому читателю об её истории, раскроем, откуда произошло название. Оно не имеет никакого отношения к известному музыкальному инструменту. «АРФО» образовано от сокращения названия предприятия-производителя: артель «Фото-Труд». Предприятие возникло во время НЭПа, когда государство активно способствовало кооперированию в промысловые артели кустарей-одиночек, предоставляя им налоговые и финансовые льготы. Тогда же для более эффективного взаимодействия с госорганами был создан Союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз) – организация, курировавшая работу всех артелей и кооперативов.

Московская артель «Фото-Труд» тогда уже существовала и включала в себя несколько кустарных мастерских. Они занимались изготовлением в небольших количествах стеклянных фотопластинок и фотобумаги, а в единичных экземплярах – и примитивных фотоаппаратов коробчатого типа, объективами в которых чаще всего были очковые линзы. Создание настоящих полнофункциональных фотокамер началось в 1929 г., когда эта артель подрядилась по заказу Центросоюза наладить выпуск простого общедоступного фотоаппарата. В целях лучшей организации и возможности дальнейшего роста артель была разделена на две части с выделением фотоаппаратного производства в самостоятельное предприятие «АРФО». Это название и перешло к фотокамере.

Объектив «Анастигмат» отечественного производства, сер. №4653. Узел управления диафрагмой в этом аппарате находился в корпусе затвора. В ранних экземплярах применялись импортные затворы и объективы с несколько лучшей светосилой. На снимке: первый отечественный затвор и менее светосильный объектив «Анастигмат-АРФО»
Объектив «Анастигмат» отечественного производства, сер. №4653. Узел управления диафрагмой в этом аппарате находился в корпусе затвора. В ранних экземплярах применялись импортные затворы и объективы с несколько лучшей светосилой. На снимке: первый отечественный затвор и менее светосильный объектив «Анастигмат-АРФО»

Производство в артели было в основном кустарным, и аппараты часто собирали «из того, что было». Детали делались в различных мастерских, а сборка велась по мере их поступления на склад. Часто они сильно различались, поскольку разные группы рабочих делали их по-разному и порой из разных материалов. По ходу дела иногда вносились рационализаторские изменения в конструкцию, но, если они не оправдывались, от них быстро отказывались. На первых порах в фотокамеры ставились импортные объективы фирмы «Zeiss», но они были весьма дороги и скоро закончились. Тогда в одной из оптических мастерских по заказу артели был освоен выпуск объективов «Перископ-Арфо», а через некоторое время – более совершенных «Анастигмат-Арфо». Это были уже трехлинзовые системы, относительно сложные по тому времени, поэтому их появление стало заметным шагом вперёд в становлении оптического производства. Выпускались камеры «АРФО» до 1938 года, за это время было освоено несколько моделей, а общее количество произведенных фотоаппаратов составило около 50 тыс. экз.

Заслуживает внимания и технический облик такого фотоаппарата. Он был выполнен по схеме «гармошка». Сегодня такая конструкция представляется многим крайне архаичной и безнадёжно устаревшей. Но не будем торопиться с выводами и оценим её с позиций времени создания. Поскольку фотоплёнки тогда в СССР не выпускались (они появились лишь в 1931 г. и поначалу поставлялись только для кинопромышленности), а фотопластинки, хотя и кустарные, были относительно доступны, «АРФО» был создан как массовый аппарат пластиночного формата 9х12 см. Этот формат позволял печатать снимки контактным способом без увеличителя, что было доступно абсолютно всем. Но для того чтобы при съёмке покрыть изображением всю площадь кадра, нужен был длиннофокусный объектив с фокальным расстоянием, равным диагонали кадра, т. е. не менее 13,5 см. Другими словами, именно настолько объектив должен быть удалён от фотопластинки. Твёрдая коробчатая конструкция для его крепления в этом случае представляется слишком громоздкой и неудобной. А вот раздвижной гофр-гармошка (мех) позволяет сделать камеру складной и производить наводку на резкость простыми подвижками. Картинка при этом контролируется по матовому стеклу, которое вставляется временно перед съёмкой вместо фотопластинки. Конечно, операция эта не быстрая, но «АРФО» и не был предназначен для репортажей.

Детский портрет, сделанный автором с помощью фотоаппарата «АРФО» 1927 года, на стеклянной фотопластинке
Детский портрет, сделанный автором с помощью фотоаппарата «АРФО» 1927 года, на стеклянной фотопластинке

С другой стороны, ребристая внутренняя поверхность гофра полностью поглощала все переотражения и блики, что повышало контрастность и резкость изображения. Светосила объектива невелика – всего 1:6,3, а для устранения погрешностей фокусировки его приходилось ещё и диафрагмировать. К тому же пластинки той поры были малочувствительными (около 12-15 ед. ГОСТ по нашей системе), так что время экспозиции составляло до 4-5 сек. Поэтому в конструкции затвора кроме моментальных выдержек (1/25, 1/50, 1/100 сек.) предусмотрены режим Т – длительная экспозиция с фиксацией и использование спускового тросика. На корпусе камеры имеется также гнездо для штатива. Дополнительным устройством, хотя и не очень удобным, был складной рамочный видоискатель.

Словом, «АРФО» оказался вполне современным для той эпохи аппаратом и мало чем отличался и по виду, и по возможностям от европейских камер 30-х годов, например «Цейсс-Икон», «Ихаге», «Контесса» или «Коронет», разве что несколько меньшей надёжностью и более скромной отделкой. Что же касается качества снимков, то оно было вполне достойным. Взгляните на фото, сделанное этим аппаратом.

Продолжение.

Кстати,

первую фотостудию в России открыл Альфред Давиньон совместно с Анри Фоконье в ноябре 1841 г. В 1843 году Альфред Давиньон пустился в путешествие по России и самолично проехался по Петербургской, Новгородской, Московской губерниям. Осенью 1844 года Альфред Давиньон отправился в Сибирь. Он побывал во многих городах Сибири, где на поселении, отбыв годы каторги, жили декабристы. Давиньон произвёл портретную и видовую съёмку, изготовил дагерротипы многих декабристов: С. П. Трубецкого, С. Г. Волконского, братьев Поджио, П. А. Муханова и членов их семейств. Но за выполненные дагерротипные портреты декабристов был арестован. Долгие годы считалось, что дагерротипы Давиньона безвозвратно утеряны. К счастью, в 1990-х годах они были обнаружены в Пушкинском доме и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Историческом музее в Москве.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко история история техники фотоаппарат фотоаппарат "АРФО" фотографии фотоиндустрия фотокамера