День республики № 144 от 17.12.2022

Шедевры отечественной фотоиндустрии

20 декабря в 14:36
1066 просмотров
4 комментария
Фотоаппарат «Фотокор»
Фотоаппарат «Фотокор»

Продолжение. Начало здесь.

Легендарный «Фотокор»

Спустя год после появления на свет первого в СССР массового фотоаппарата «АРФО» была создана ещё одна аналогичная, причём более совершенная модель – «Фотокор», ставшая основой целого семейства камер.

Вопрос о её создании и массовом заводском производстве был решен специальным распоряжением ВСНХ СССР от 24 мая 1928 года, который поручил выполнение этой программы объединению «ТОМП» (Трест оптико-механической промышленности). Уже к 1 марта 1929 года были изготовлены чертежи фотоаппарата, прототипом которого послужили несколько моделей складной пластиночной камеры с размерами кадра 9х12 см фирмы «Цейсс-Икон». При этом объектив для камеры был отечественным, он получил название «Ортагоз», его рассчитал ленинградский профессор В. С. Игнатовский. Базовым предприятием для производства «Фотокора» был утверждён завод ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод) в Ленинграде.

Начало выпуска этих фотоаппаратов было сопряжено с огромными трудностями. И, прежде всего, это относилось к изготовлению затворов. Скопировать затвор «Компур» немецкого производства было невозможно без специального оборудования, которого на ГОМЗе не было. Необходим был металл для изготовления лепестков-отсекателей света. Он должен быть весьма тонким – толщиной не более 0,1 мм, чрезвычайно гладким и с антикоррозионным покрытием. Такого материала в СССР не было. Далеко не на высоте были и квалификация рабочих, и организация производства. Поэтому на первых порах наиболее сложную часть фотоаппарата – затвор – пришлось закупать в Германии. В феврале 1930 года для обеспечения начала серийного производства было приобретено 4000 затворов «Компур» по цене 7,5 золотых (!) рублей за штуку. Нужна была и специальная кожа для гофра и оклейки, выпуск которой также предстояло освоить.

Башня телескопа БТА в лунном свете (1982)
Башня телескопа БТА в лунном свете (1982)

Учитывая необходимость серьёзных капиталовложений, в августе 1931 года правительство СССР выпустило фотозайм, его сумма составила 70 млн рублей. Завод должен был изготовить 55 тыс. аппаратов по цене 127 рублей за штуку. Подписчику займа давалась гарантия в виде обязательства, что в определенный срок он гарантированно получит желанный «Фотокор», и это послужило действенным стимулом. Одновременно правительство выделило валюту и для приобретения импортного оборудования для изготовления фотозатворов. Кроме того, на заводе провели реорганизацию: было произведено разделение производства на цеха, бригады разбиты на операции, выстроен заново технологический процесс, введён технический контроль. Что касается самих затворов, то от сложных моделей типа «Компур» пришлось всё же отказаться и наладить выпуск на основе более простой модели «Варио». Результаты не замедлили сказаться. Всего за 1931 год ГОМЗ выпустил примерно 11500 фотоаппаратов «Фотокор», снабженных импортными немецкими затворами «Компур» или «Варио». А 10 августа 1932 г. завод уже начал выдачу аппаратов «Фотокор» по фотообязательствам с гарантийным 6-месячным сроком.

Но чем же всё-таки «Фотокор» отличается от «АРФО»? В некотором отношении он всё же более удобен. Фокусировка производится более плавно и точно шестерёнчатыми механизмами. Кроме рамочного видоискателя имеется ещё один – зеркальный, который позволяет видеть будущий кадр не поднимая камеру на уровень глаза с уровня пояса, глядя сверху вниз. С этим устройством соседствует ещё одна деталь, назначение которой многим нашим современникам покажется непонятным. Это тарелочка для магния! В те годы, когда не было электрических ламп-вспышек, применялись небольшие таблетки металлического магния. Процесс съёмки выглядел так: камера закреплялась на штативе, устанавливались фокус и диафрагма, затем открывался затвор в режиме «В» и быстро поджигался магний, который давал яркую вспышку света. Не очень удобно? Да. Небезопасно? Несомненно. Но, тем не менее, качество снимков при низком освещении вполне обеспечивалось.

Зеркальный видоискатель с ёмкостью для магния. В эту емкость клали таблетку порошкового магния, который при поджигании давал яркую вспышку
Зеркальный видоискатель с ёмкостью для магния. В эту емкость клали таблетку порошкового магния, который при поджигании давал яркую вспышку

Несколько слов про объектив. Он в 2,5 раза светосильнее, чем применяемый в «АРФО», и даёт более качественное изображение. Однажды мне довелось сделать фото башни телескопа «Фотокором» при свете Луны на астрономическую фотопластинку ZU-21. Яркости картинки на матовом стекле вполне хватило, чтобы точно обеспечить её резкость.

Вообще говоря, этот аппарат идеально подходил для неторопливых съёмок, для коллективных и семейных фото, и во многих семьях до сих пор бережно хранятся снимки, сделанные с его помощью.

Сегодня в интернете довольно много негативных оценок советской фотоаппаратуре довоенных лет. Фотокамеры того времени имели, конечно, немало технических недостатков, но они запечатлели многие моменты нашей истории и сами были частью этой истории. Право же, за это стоит уважать их и их создателей.

Этот легендарный аппарат оставлял картины памяти из истории Отечества, о событиях, героях и тружениках, о трагедиях и победах. На взгляд современника он выглядит несовершенным и неудобным, но в 20-е годы ещё не было другого доступного фотоаппарата. Многие из наших читателей видели замечательный кинофильм «Офицеры». В одной из сцен молодой герой этого фильма – Георгий-делает фотографию на память – снимок с любимой девушкой. И одним из участников этой сцены был «Фотокор». Его легко отличить от других, поскольку он единственный из доступных аппаратов имел приспособление для съёмки с использованием вспышки магния. Эта фотография стала единственной для Георгия и его родителей памятью на долгие годы.

Продолжение.

Кстати,

журнал «Советское фото» в 1930 году провел на своих страницах «Всесоюзный митинг» на тему о том, каким должен быть советский фотоаппарат. Нетрудно догадаться, что абсолютное большинство его участников высказалось за выпуск дешевого массового складного фотоаппарата форматом 9х12 см ценой до 150 рублей. Лозунг «дешево и много» звучал уже тогда, когда отечественная фотопромышленность только зарождалась. Это был социальный заказ пролетариата, так как состоятельный и квалифицированный пользователь и ценитель был уничтожен или изгнан в ходе революции и после нее.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко история история техники фотоаппарат фотоаппарат "АРФО" фотоаппарат "Фотокор" фотографии фотоиндустрия фотокамера