День республики № 1 от 12.01.2023

Кто народной памяти достоин, тот живет бессмертно на земле

Десятого января исполнилось 100 лет со дня рождения народного поэта КЧР, писателя, публициста Азамата Суюнчева

13 января в 11:17
191 просмотр
Народный поэт КЧР Азамат Алимович Суюнчев (1923-2012 г.г.)
Народный поэт КЧР Азамат Алимович Суюнчев (1923-2012 г.г.)

Своей многогранной деятельностью Азамат Алимович внёс неоценимый вклад в развитие карачаевской литературы, обогатив её новым содержанием, жанровым многообразием и высоким художественным уровнем.

Судьба поэта

Жизнь Азамата Суюнчева в полной мере отражает судьбу и нравственные ценности поколения, к которому он принадлежал: любовь к Родине, честность, добросовестность, чувство справедливости.

Его отец, Алим Суюнчев, славился в народе как сказитель и хранитель народной мудрости, и, видимо, легенды и предания, запавшие в юную душу Азамата, укрепили в нём художественное восприятие мира. Ещё в школе он начал писать стихи и был лучшим декламатором произведений классиков.

В 1935 году зажиточный крестьянин Алим Суюнчев был раскулачен, дом и имущество конфисковали. Многодетная семья бедствовала, мать билась изо всех сил, чтобы прокормить семью, отец уехал на заработки. После окончания 7-го класса Азамат с братом Юсуфом уезжают в Микоян-Шахар и в 1938 году поступают на рабфак, где платили стипендию. Здесь любознательный юноша знакомится с видными карачаевскими поэтами Касботом Кочкаровым, Исмаилом-джырчи Семёновым, Даутом Байкуловым, Иссой Каракотовым и другими, оказавшими большое внимание на начало его творческого пути.

Великая Отечественная война застала Азамата курсантом пехотного училища в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), а в 1942 году он принял участие в боях на Дону, где был тяжело ранен. За мужество и отвагу, проявленные на передовой, А. Суюнчев был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями.

Вместе со своим народом он пережил суровые годы депортации, и жизнь проверяла его на прочность, когда он, выходец с Кавказа, водил караваны с верблюдами в пустынях Кызыл-Кума, участвовал в освоении целины в Казахстане, учился в Чемкентском пединституте, работал в казахской школе. Он был одним из немногих литераторов, поднявших голос протеста против репрессий в СССР, являясь автором «Азиатской тетради», где отражены боль и трагедия несправедливо наказанного народа.

По возвращении на родину Азамат Алимович поступает на учёбу в Кабардино-Балкарский университет, оканчивает аспирантуру. Долгие годы он работал в системе народного образования, читал курс фольклора и истории карачаевского народа в КЧГПИ, помогал в становлении молодых авторов.

Рано ушла из жизни его первая жена, Любовь Петровна Лукина, разделившая с мужем все тяготы ссылки в Средней Азии. Их дети, Олег и Татьяна, стали учёными. Но, к сожалению, сын, талантливый биотехнолог, автор многих уникальных научных разработок, ушёл из жизни тремя годами раньше отца, и они покоятся рядом на кладбище в Новой Джегуте. Дело Олега Азаматовича продолжает его дочь Бэлла, доцент кафедры прикладной биотехнологии Северо-Кавказского федерального университета.

Другом, ценителем его творчества, хранителем литературного дома-музея Азамата Суюнчева была его вторая жена, Елизавета Ахматовна. За 10 лет своего существования этот очаг духовности, пройдя проверку временем, стал необходимым атрибутом культурной жизни Карачаевска, о чём свидетельствуют многочисленные экскурсии и восторженные отзывы почитателей. В наследство Азамат Алимович оставил поэтическое завещание: «Чтобы звучали голоса певцов родной земли моей, в своём жилище напоказ я открываю литмузей. Пусть на крыльце его Пегас встречает дорогих гостей. Пусть песней славится Кавказ, я приглашаю вас в музей!»

Твои стихи мне крылья дали…

Народный поэт Карачаево-Черкесии Азамат Суюнчев слил воедино в своем творчестве – как соединяются быстрые горные потоки в бурную реку – два источника поэтического вдохновения: брызжущий свежестью языка национальный фольклор и романтический водопад русской классической лирики. Подобно русским литераторам, вышедшим из «Шинели» Н. Гоголя, поэты Кавказа с полным правом могут сказать, что они «вышли» из бурки М. Лермонтова, взращенные, как горные орлы, под её бесконечным крылом…

«Твои стихи мне крылья дали, Мечте – стремительный полет», – признавался в любви к великому русскому поэту А. Суюнчев, не скрывая ни имени кумира, ни факта своего ученичества у классика. Кроме любви к поэзии и Кавказу их объединяет ещё одно, но уже печальное обстоятельство: оба в молодые годы оказались в ссылке.

В цикле «Песни изгнания», состоящем из трех стихотворений («Жалоба изгнанника», «Надежда» и «Говорят: «Забудь!»), Азамат Суюнчев, помня, прежде всего, о своем народе, стремится постичь тайну его судьбы, не надеясь на милость тирана:

Просьб моих не услышать ушам властелина,
И дойдут ли молитвы мои до небес?
И за что мой народ так страдает безвинно,
Почему хочет деспот, чтобы род мой исчез?

А ведь это стихотворение написано при жизни И. Сталина, в 1946 году! Остается только подивиться смелости карачаевского юноши, не побоявшегося прямо назвать зло злом в то время, когда об этом страшно было даже подумать. Но недаром стихотворение называется «Надежда» – она-то и помогла встретить радостный день освобождения.

Пепел войны стучит в сердце поэта, и он снова и снова возвращается к героическому и трагическому прошлому в стихотворениях «Баллада о горном орле», «Баллада о девичьей косе», «Вручали герою Звезду Золотую» и других.

«Баллада о горном орле» построена на фактическом материале – это героическая гибель русского летчика, павшего в боях за перевалы Кавказа в годы войны. Авторское воображение воссоздает нам образ славного воина, тело которого хранилось в леднике, «как в хрустальном саркофаге». Героя-летчика автор сравнивает с орлом, парящим в небе, – символом мужества и отваги. Поэт использовал выразительные метафоры («ледник искрится», «в зеркале стекла»), сравнения («будто в лед впечатан облик птицы – крылья распростертого орла») и другие художественные средства и заключает: «Кто народной памяти достоин, тот живет бессмертно на земле».

В стихах Азамата Суюнчева много солнца и огня. Даже в любовной лирике (стихотворения «Княгини дум моих», «Рождение любви», «Нечаянная радость» и др.) пылает не обычный огонь страсти, а огонь, опаляющий наши души. «Зачем такой огонь ты разожгла?» – вопрошает влюбленный лирический герой из стихотворения «Тоска влюбленного». Но все так же скачут в мистическом пространстве «сто тысяч пламенных коней» (стихотворение «Как я боюсь тебе признаться…»). Что это за кони? Может, те, которые символизируют собой в фольклоре удачу? А может, судьбу? Ведь недаром поэт говорит:

Промчится юность, словно конь,
И не угонишься за ней,
Но береги его огонь,
Спеши творить добро скорей!

Стихи карачаевского поэта наполнены «радостным чувством свидания с красотой мира». Вечная тема поиска счастья волнует А. Суюнчева («Шаг к счастью», «В этом мире», «Птица счастья», «Мечта», «Долголетие» и другие).

Не только в карачаево-балкарском или русском, но и в мировом фольклоре вообще символика образов имеет единые значения. Эти значения – осколки древнейшего пра-языка, на котором говорили наши предки. Древнее образное мышление сохранилось почти в первозданном виде в поэтическом словаре любого народа, поэтому в кладовых карачаевского устного народного творчества скрыты неисчислимые запасы истинной поэзии.

В сюжет баллады «Алёнушка» включен фольклорный мотив русской народной сказки и горской легенды о том, как игрой на свирели зовут погибшего, и он всплывает из реки или озера. Лирический герой зовет с собой героиню на поиски погибших. Поэт использует ассоциации картины В. Васнецова «Алёнушка», вводит элементы символики, сближает временные пласты. Алёнушка – символ женщины, потерявшей близкого, символ тоски, печали, горя. Она сравнивается с плакучей ивушкой, «песнью прощальной, ушедшей в даль Руси». В стихотворении не просто углубляется образность, а проясняется общечеловеческий смысл военной трагедии.

Азамат Суюнчев умело использовал эстетическое и этическое богатство фольклора. Например, река в его лирике – символ жизни и судьбы, которая вся – в руках человеческих:

Пусть разольется широко
Река большой судьбы твоей,
Хотя до устья далеко –
Спеши, твори добро скорей!

Призыв «Спеши творить добро!» – самый главный в философии любого народа, в том числе и карачаевского. В балладе «Воспоминание о детстве» лирический герой А. Суюнчева хранит самое святое – завещание матери:

Но слышу голос матери и ныне:
– Будь добрым, сын!
Что сделал, что имеешь, –
Все отдавай, не сомневаясь, людям.

Этот добрый душевный свет горит в его поэзии и будет гореть всегда…

Время подтвердило правоту «голоса поэта» и дает нам основание утверждать вслед за Евгением Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт!»

Досье

Азамат Суюнчев родился 10 января 1923 года в карачаевской крестьянской семье в ауле Джегута. По образованию – учитель русского языка и литературы средней школы. После окончания аспирантуры по специальности «Литература народов СССР» с 1968 до 1983 года работал на кафедре карачаевской и ногайской филологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. Им написаны более 1000 стихотворений, десятки поэм, рассказов, повестей, около 100 литературных портретов современников. Азамат Алимович является автором более 30 книг художественной литературы и научных трудов. По мотивам очерков А. Суюнчева созданы телефильмы «Полководец» о генерале С. Магометове, «Человек-легенда» о Герое России Д. Узденове (ГТРК «Карачаево-Черкесия», 2001-2002 г.г.). На стихи поэта композиторами Северного Кавказа и Москвы написано около 200 песен.

Людмила ОСАДЧАЯ
Татьяна ЧАНКАЕВА
доктор филологических наук, профессор
Поделиться
в соцсетях
100 лет 100-летие со дня рождения Азамат Суюнчев биография карачаевская культура карачаевская литература карачаевский народ народный поэт народный поэт КЧР писатель поэт судьба человека творческая деятельность трудовая деятельность юбилей