Жить по совести в меняющемся мире
Первого июля исполнилось 80 лет заслуженному деятелю науки КЧР, профессору Российской академии естествознания, доценту кафедры философии и социальной работы КЧГУ им. У. Алиева Солтану Асхакову
Ученый внес весомый вклад в развитие университета, отдав ему свыше полувека своей жизни. Он был инициатором и организатором кафедры социологии и политологии, факультета дополнительных профессий, исторического факультета, отделения подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Являясь автором 160 научных и методических работ, С. Асхаков издал необходимые для вузов учебные пособия по социологии.
Горской чести не роняли мы…
Но, пожалуй, наибольший резонанс в обществе имела его книга «Северный Кавказ: этническая депортация и ее последствия глазами очевидцев», материал к которой автор собирал четверть века. Он благодарен всем, кто помогал ему в этом: коллегам, студентам, жителям Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии. «Несомненным достоинством данной книги является использование обширного эмпирического материала, собранного автором, – отозвалась об этой уникальной книге судеб профессор кафедры истории Ингушского госуниверситета М. Долгиева. – За этот период неформализованным интервью было охвачено 3 тысячи человек. Автор не подвергал их редактуре, и все было записано со слов очевидцев. Бесспорно, проделана огромная работа, за которой прослежен трагический жизненный путь простых людей в очень сложную эпоху».
– Солтан Исламович, в ноябре карачаевский народ будет отмечать траурную дату – 80-летие со дня своей депортации. Именно в суровом 1943 году вы появились на свет, чтобы через несколько месяцев, грудным ребенком на руках у матери, покинуть родину в товарном вагоне, уходящем в неизвестность…
– Часто обращаясь к этой печальной теме, я спрашиваю себя: о чем стучали тогда вагонные колеса? Наверное, об огромном людском горе от насильственного расставания с домом, родной землей… О горе публично оболганной жизни ни в чем не повинных женщин, стариков, детей, грудных младенцев. В Казахстане и Киргизии покоятся мои бабушки и дедушки, там же умерла моя сестренка Байду, чей облик я никак не могу воспроизвести в памяти. Гложет по сей день мысль: а может, она недоедала именно из-за меня? Наш отец Ислам Токаевич не вернулся с фронта. Наша мужественная мама восьмерых детей, Минат Джамботовна, трудилась на чужбине день и ночь, она, как светило, озаряла наше мрачное детство. Старший брат и сестра за мизерную плату работали в колхозе. Но по мере взросления все эти 14 лет я воочию убеждался в том, что мой народ даже в таких тяжелых условиях не терял достоинства и выживал благодаря трудолюбию, сплочённости, сохранению традиций, идущих из глубины веков. Поэтому первую часть моей книги «Северный Кавказ: этническая депортация» я назвал «Но горской чести не теряли мы», что характеризует все репрессированные народы…
Вехи научной деятельности
В 1957 году семья Асхаковых вернулась в родной аул Карт-Джурт. Отчий дом был разобран грузинами и увезен в город Клухори. Большую поддержку семье оказал дядя Солтана, брат отца Хаджи-Исмаил, оформивший для них участок в Кумыше, где они построили себе небольшой домик.
После окончания Кумышской школы Солтан ушёл в армию, служил в Ярославле. В юношеские годы он серьёзно увлекался тяжелой атлетикой. Заместитель командира взвода, секретарь комсомольской организации батареи тяжелоатлет Солтан Асхаков, чья фотография красовалась на стенде «Чемпионы земли Ярославской» на площади Волкова, вернулся домой в звании старшего лейтенанта.
После службы в армии он поступает на исторический факультет Ставропольского госпединститута, после окончания которого С. Асхаков был принят на работу ассистентом кафедры марксизма-ленинизма КЧГПИ.
– Солтан Исламович, на ваших глазах менялась страна, канули в лету идеологические установки, в вузах напрочь исчезли такие предметы, как научный коммунизм и атеизм, кафедры марксизма-ленинизма…
– Знаете, сегодня задержался на университетской аллее у выставки «Нейроарт», которая продемонстрировала взаимодействие искусственного интеллекта и человека. Изображения людей и животных, ландшафты и абстрактные композиции, выполненные при помощи нейросетей. Что ж, искусственный интеллект уже сегодня входит в нашу жизнь и будет развиваться. Это я к тому, что в условиях вуза научная деятельность – прекрасная возможность развиваться и находиться в тонусе. Да, уже в конце 80-х менялась страна, как и наш вуз, происходила переоценка ценностей. И хотя я по сей день являюсь коммунистом, одним из первых вошел в 90-х годах в общественно-демократическую организацию «Джамагъат», которая боролась за полную реабилитацию карачаевского народа. И это было особенно близко моему поколению, испытавшему все ужасы депортации. Со мной были мои коллеги, преподаватели КЧГПИ: Джашау Маршанкулов, Абдуллах Токов, Мурат Чанкаев, начальники цехов завода конденсаторов Азрет Кечеруков, Дахир Хубиев и другие. Как видите, все в мире тесно взаимосвязано, ведь жизнь общества плотно переплетается как с вузовскими программами, так и жизненными установками.
– Какие вехи своей научной деятельности вы считаете наиболее плодотворными?
– Прежде всего, участие в восстановлении исторического факультета, которым руководил 20 лет. Ведь наш истфак – ровесник вуза и был одним из трех отделений в открытом в 1938 году учительском институте. И лишь в 1991 году удалось открыть полноценный факультет. Научные исследования сотрудников охватывают исторические этапы развития Северного Кавказа, России, ближнего и дальнего зарубежья. Особая гордость факультета – студенчество. Ребята – самые активные участники конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, настырные археологи и волонтеры Победы.
Хранитель ценностей
Говорят, стиль – это человек. Еще с тех самых пор, когда Солтан Асхаков блистал на помосте со штангой, у него особенно проявились черты энтузиазма, ставящие заслон инертности и равнодушию. Вот и лет 20 назад он загорелся идеей разбить во дворе своего многоквартирного дома рощу. А деревья для посадки – как лиственные, так и хвойные – выбирал собственноручно то где-то на лесной опушке, то в глухих ущельях или в поймах рек. Растет в роще Асхакова и могучий кедр, который он саженцем подобрал в лабиринтах заброшенного долгостроя. Сегодня вытянувшиеся вверх могучие деревья радуют спасительной тенью в жаркий день, словно по Пушкину – «прохлада лип и кленов шумный кров».
– Человек должен украшать свое место жительства. Лелеять его и защищать от вандализма, – говорит Солтан Исламович. – И когда я вижу в общих дворах сломанные скамейки, заросшие сорной травой палисадники у подъездов, возникает мысль: мы недорабатываем что-то как в школах, так и в вузах. А воспитание любви к своему городу, селу дает плоды именно в отрочестве и юности. Радуется душа, когда в Карачаевске прохожу по улице Микояна, где года два назад появилась арт-галерея «Кавказский ренессанс», выполненная нашими студентами, горжусь новым парком «Зеленый остров», также облагородившим облик города.
Со своей супругой Марой Салыховной они вырастили достойных детей. Марат – кандидат медицинских наук, посвятил себя урологии, работает в Ставропольской клинике, Амина – блестящий преподаватель английского языка одного из столичных вузов, двойняшки Лейла и Зухра выбрали профессию дизайнера. Дети, как и их отец, сами выбирали дорогу в жизни и шли к намеченной цели без подсказок. Амина Асхакова одной из первых в Карачаевске рискнула «открыть свою Америку». Потом языковой опыт помог ей обрести попутно профессию референта-переводчика.
Как считает Солтан Исламович, главный стержень жизни – это созидание, а ее смысл – в семье. И если эти главные ценности находятся в гармонии, лучшего себе и не пожелаешь.
Справка
В 1974 году по направлению Министерства науки и высшего образования РФ С. Асхаков был направлен в целевую аспирантуру Ростовского государственного университета. В 1978 году ему была присвоена ученая степень кандидата философских наук, в 1988 году получил звание доцента. В 2017 году окончил Волгоградскую гуманитарную академию профессиональной подготовки по программе «социальная работа».
{{commentsCount}}
Комментариев нет