День республики № 82 от 25.07.2023

О влиянии грудного вскармливания на психику ребенка

26 июля в 09:28
99 просмотров
Ольга БОТАШЕВА, врач-психолог Республиканского центра общественного здоровья и медицинской профилактики
Ольга БОТАШЕВА, врач-психолог Республиканского центра общественного здоровья и медицинской профилактики

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли неблагоприятные демографические сдвиги, характеризующиеся сокращением количества населения, в том числе детского, и ухудшением их здоровья.

Хотелось бы отметить, что в современных условиях довольно быстро меняются взгляды на «модель материнства», сложившиеся в течение десятков тысяч лет. Обеспечение материнских функций, начиная с беременности, родов, ухода за новорожденным, его вскармливания и далее, требует пребывания в особо напряженном состоянии, не всегда приемлемом для современной женщины, стремящейся к независимости, профессиональной карьере или свободе.

За последнее время в нашей стране значительно сократилось количество женщин, которые не отказываются от грудного вскармливания, но даже в этом случае продолжительность кормления сокращается по разным причинам. Естественно, сейчас не идет речь о различных проблемах, которые могут возникнуть в момент или после родов у матери или ребенка, когда кормление грудью может быть противопоказано или невозможно. Необходимо учитывать, что полноценное вскармливание напрямую зависит от качества питания женщины, ее здоровья и положительного эмоционального статуса.

Нервно-психическое развитие детей на естественном вскармливании может быть опережающим по сравнению с детками, находящимися на искусственном кормлении. Многие исследования показали, что даже в первые дни жизни дети, получающие материнскую грудь, более активны и эмоционально, и двигательно. Уже в первые 2-3 недели жизни они устанавливают тесный контакт с матерью при кормлении. Важным компонентом этой ранней социализации является и звуковая сигнализация взаимного приспособления: несколько типов звуков со стороны ребенка – сигналы голода, сытости, удобства или неудобства положения и т. д., со стороны матери слова и интонации успокоения, поддержки, обещания помощи. Именно у материнской груди, сосредоточившись на лице и мимике матери, воспринимая всеми своими сенсорными системами особенности ее голоса, запаха, упругость соска и молочной железы, вкус молока, ощущение тепла ее тела, дыхания, ребенок получает стимулы и начинает их реализацию на сложнейшем, доступном только человеку индивидуальном пути формирования души и личности, осознания себя и познания окружающего мира.

Невозможно ничем заменить тесный контакт мамы с малышом при свободном вскармливании
Невозможно ничем заменить тесный контакт мамы с малышом при свободном вскармливании

Невозможно ничем заменить тесный контакт мамы с малышом при свободном вскармливании, когда ребенок получает 10-12 кормлений в сутки и проводит у груди матери более 6 часов. Именно физический контакт ребенка с матерью стабилизирует уровень глюкозы в крови, температуру тела и частоту дыхания, способствует нейроповеденческой саморегуляции, снижает выработку гормонов стресса и кровяное давление. Когда мама кормит своего младенца грудью, он успокаивается, снижается частота сердечных сокращений и метаболизма, снижается чувствительность к боли.

Исследования показывают, что у младенцев, находящихся на грудном вскармливании более 3-4 месяцев, развивается меньше поведенческих расстройств. Грудное вскармливание также может способствовать снижению агрессивности и антисоциальных тенденций у младенцев; предполагается, что этот эффект сохраняется и во взрослом периоде жизни, что немаловажно, ведь именно грудное вскармливание напрямую связано с улучшением социального и эмоционального здоровья и развитием ребенка.

Если малыша переводят на кормление новомодными смесями, благодаря чему у мамы «развязаны руки»: ребенка можно оставлять с няней, а самой продолжать, например, работать, заниматься спортом и многими другими делами, что очень удобно, – то прерывается важнейший момент для младенца – грудное вскармливание.

Справка

Неделя популяризации грудного вскармливания (в честь Международной недели грудного вскармливания) объявлена 31 июля с целью информирования женщин, решивших встать на путь материнства, о том, насколько важен  процесс грудного вскармливания, который является не только средством обеспечения младенца идеальной, безопасной и полезной пищей, но и элементом перинатальной психологии.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях
врач Всемирная неделя грудного вскармливания грудное вскармливание исследования медицинские работники медработник нервно-психическое развитие детей новорожденные Ольга Боташева питание кормящих мам питание ребенка до года психолог советы Советы специалиста Центр общественного здоровья и медицинской профилактики