День республики № 117 от 12.10.2024

«Джаннат» в Теберде

Необычный объект открыт на территории Дома-музея Ислама Крымшамхалова

22 октября в 10:25
2 просмотра
Вот так выглядит воплощенный в жизнь проект «Джаннат»
Вот так выглядит воплощенный в жизнь проект «Джаннат»

В минувший понедельник, 7 октября, в рамках XVII Фестиваля современного искусства «Аланика» в Доме-музее просветителя и художника Ислама Пашаевича Крымшамхалова состоялось открытие проекта Эдуарда Кубенского «Джаннат».

Этот международный фестиваль является одним из самых значимых и резонансных проектов в области визуального искусства на Северном Кавказе. Он направлен на актуализацию культурного наследия региона средствами современного искусства, интеграцию современного искусства в традиционный музей.

В ходе 17-го фестиваля «Аланика художники, работающие в области современного искусства, трудились над реализацией своих художественных проектов, придуманных специально для 8 малых музеев горных и предгорных территорий Осетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Чечни и по-новому рассказывающих старые музейные истории. К слову, в фестивале приняли участие художники, представившие на открытый конкурс, проводимый организаторами фестиваля, наиболее интересные концепции художественных проектов для музеев-участников «Аланики».

Как отметил куратор проекта Александр Дашевский, из восьми малых музеев Северного Кавказа, участвующих в 17-м фестивале «Аланика», три посвящены литераторам, один – художнику, один ученым, самоотверженно изучающим природу и историю Кавказа, еще один музей – личностям, оставившим значительный след в культурной и общественной жизни Владикавказа: «Мы хотели бы посвятить этот фестиваль личностям, оставившим значительный след в культурной и общественной жизни Северного Кавказа, как уже ушедшим, так и ныне живущим. Тем, кто день за днем, вопреки инертности, опасности и неизвестности, отстаивал ценности просвещения, искал точки, где локальная культура сплавляется с международным опытом, традиции поддерживают новаторство, различные этносы и религии получают площадку для репрезентации и диалога… Художникам предлагалось найти, сочинить, «перепридумать», подсветить и рассказать истории о таких людях и их деятельности, о трагических судьбах, авантюрных поворотах, невероятных достижениях, изумительных знакомствах и связях, передвижениях, мыслях и поступках. Отдать дань предшественникам и современникам».

В сентябре художники-победители конкурса заехали в арт-резиденции, где приступили к реализации своих проектов. А 4 октября в Махачкале стартовал «марафон открытий» этих проектов в музеях. И вот, словно передавая эстафетную палочку из музея в музей, 7 октября волна открытий и презентаций докатилась до Теберды.

С приветственными словами на открытии проекта «Джаннат» выступили: министр культуры КЧР Зураб Агирбов; директор музея-заповедника им. М. О. Байчоровой Ханафий Хасанов; руководитель Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Галина Тебиева; заместитель директора по региональному развитию ГМИИ им. А. С. Пушкина Диана Краузе и, конечно, сам автор проекта Эдуард Кубенский – екатеринбургский архитектор, художник и общественный деятель.

В своей речи Эдуард Кубенский рассказал об истории создания проекта и его символике. Затем гостям была представлена мультимедийная презентация процесса  разработки и реализации проекта.

После презентации состоялась экскурсия по выставке, во время которой посетители смогли ознакомиться с экспонатами и узнать больше о райском дереве Туба, с которым как раз и связана концепция проекта Кубенского.

Название проекта «Джаннат» отсылает к представлению о райском саде в исламе, месте, куда навечно отправляются праведники после страшного суда.

Форма объекта, созданного Кубенским, высотой 8 метров напоминает о дереве Туба, которое произрастает в раю и дарит блаженство всем, кто на него смотрит. Собрана конструкция на едином металлическом стволе из светящихся пластиковых кашпо, которые обычно используют для высадки деревьев и цветов на улице. Кашпо подобраны так, что создают единый силуэт фигуры кручения и отсылают к образу минарета. Инсталляция «расцветает» (внутри включается свет) всякий раз, когда в Тебердинском ущелье звучит азан.

Пожалуй, образ райского сада как нельзя лучше воплощает видение будущего своей родины Исламом Пашаевичем Крымшамхаловым, перед чьим домом и расположилась скульптура Эдуарда Кубенского, отмечали представители Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сегодня, как и сто лет назад, художникам, писателям, ученым, исследователям нужны места, где их гостеприимно примут в большом светлом доме, возведенном среди заповедной рощи, где нет места для вражды и подозрительности.

Сейчас, говорилось на открытии, наверное, еще больше, чем сто лет назад, мир нуждается в таких людях как Ислам Крымшамхалов – художник, писатель, просветитель, верующий мусульманин, открытый для других вер, идей и знаний, блюститель интересов своих соотечественников и радетель за дело культуры в самом широком, мировом смысле. Мир нуждается в человеке, способном возделать вокруг себя райский сад…

Завершился «марафон открытий» 9 октября во Владикавказе. Также в рамках фестиваля «Аланика» состоится итоговая выставка-презентация художественных проектов на площадке Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Справка

Организаторами фестиваля «Аланика» являются: Фонд поддержки культуры «Аланика», Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Благотворительного фонда В. Потанина.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях
Александр Дашевский Дом-музей просветителя и художника И. П. Крымшамхалова Зураб Агирбов курьер муз министр культуры КЧР проект "Джаннат" Северный Кавказ современное искусство фестиваль современного искусства фестиваль-конкурс Ханафий Хасанов Эдуард Кубенский